Кроме хорошей музыки, нас ждет сокращение 150 000 рабочих мест и приватизация активов
В свете назначения нового директора «Укрзализныци» Hubs решил выяснить, какие реформы собирается проводить топ менеджер.
Накануне министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус представил нового директора железнодорожного монополиста – поляка Войцеха Балчуна. По словам министра, он является успешным менеджером и смог вывести Польского государственного железнодорожного перевозчика PKP Cargo S.A. в прибыль. Так как талантливый человек талантлив во всем, то Балчун еще и рок-музыкант, причем довольно успешный. Хоть польский менеджер и не перевозит в Киев семью, ему все же нужно на что-то жить, поэтому Абромавичус собирается платить ему зарплату на уровне $1,5 млн в год. Эта сумма, по словам министра, поможет ему существовать в столице.
Итак, что получат украинцы за $1,5 млн, кроме хорошей музыки? Презентация кандидата на пост «Укрзализныци» Войцеха Балчуна находится здесь. Там же можно почитать презентации других кандидатов.
Основной целью реформирования железнодорожного транспорта является развитие конкуренции на рынке железнодорожных перевозок и повышение эффективности деятельности отрасли. Новый директор считает необходимым создание нормативно-правовой базы для функционирования конкурентного рынка железнодорожных перевозок. Балчун собирается внедрить эффективную организационную структуру и прозрачную систему закупок. Также предполагается внедрение инновационных технологий и модернизация подвижного состава. Для привлечения финансов будут распродавать непрофильные активы предприятия.
В кадровой политике, кроме внедрения эффективной организационной системы, Балчун хочет проводить конкурсы на руководящие должности, искоренить коррупцию и повысить зарплаты. Эксперты склонны считать, что под «внедрением эффективной организационной системы» стоит банальное сокращение штата. Ходят слухи, что именно согласие уволить 50% работников предприятия помогло поляку обойти своих конкурентов. В результате конфликта с Россией «Укрзализныця» находится не в лучшем финансовом состоянии, и оптимизировать расходы, да еще и повысить зарплаты, кроме, как путем сокращений, добиться вряд ли удастся.
По данным польских СМИ, Балчун лично объезжал региональные отделения PKP, где убеждал сотрудников, что единственным вариантом для ж/д перевозчика является болезненная реструктуризация, вследствие чего будет уволена часть работников. Профсоюзы протестовали против этого, но в конце концов согласились с позицией Балчуна. На тот момент в PKP Cargo работали 44 тыс. человек. После реструктуризации осталось 25 тыс. сотрудников.
По информации ПАО » Укрзализныця», на начало 2015 года численность сотрудников компании составляла 308,7 тыс. человек. Таким образом, под сокращение могут попасть более 150 тыс. железнодорожников.
Новшества в сфере грузоперевозок: Балчун собирается искать новые пути доставки украинских товаров (по типу Нового «Шелкового пути») и внедрять частную тягу.
Что касается пассажирских перевозок, то в планах польского менеджера — развитие хабов и отказ от неприбыльных маршрутов. Хабы и концепция «единого билета» сама по себе интересна, но, по мнению экспертов, далеко не однозначна. Пассажир, чтобы добраться до отдаленного пункта, вместо прямой поездки одним видом транспорта вынужден будет делать пересадки, что не всегда удобно.
Войцеха Балчуна представляют спасителем украинских железных дорог, в то же время в Польше его успехи оценивают не так однозначно. По мнению поляк, состояние железных дорог в стране сносное, но требует улучшений. Они отмечают, что начиная с 2005 года, качество подвижного состава ухудшилось и поезда ходят с опозданиями.
В презентации Балчуна совершенно не указаны цифры. Полно декларативных фраз, но мы не видим, что за ними скрывается, нет конкретики. К сожалению, это касается не только польского менеджера «Укрзализныци», — такой подход стал традиционным при проведении конкурсов на глав государственных предприятий.
Обществу предлагают лишь коротенькую презентацию нового директора с общими фразами. Что конкретно будет делать человек, мы не знаем. Знает ли это конкурсная комиссия? Надеемся. Потому как пока мы просто верим им на слово и соглашаемся с назначением «хороших парней» директорами стратегических предприятий.
Как и в случае с директором «Укрпочты», кроме общих фраз хотелось бы увидеть разработанные новым директором украинских железных дорог KPI.
Ключевые показатели эффективности (англ. Key Performance Indicators, KPI) — показатели деятельности подразделения (предприятия), которые помогают организации в достижении стратегических и тактических (операционных) целей. Использование ключевых показателей эффективности даёт организации возможность оценить своё состояние и помочь в оценке реализации стратегии.
KPI – ключевой инструмент в современном управлении бизнесом. Любые реформы, в том числе озвученные Балчуном, должны привести к ощутимым результатам. Мы знаем, что собирается делать новый менеджер, но не видим, к чему конкретно это приведет. Директор стратегического предприятия обязан иметь конкретные цели, измеримые цифрами. Таких документов мы не нашли.
Надеемся, что новые менеджеры представят общественности конкретные стратегии с конкретными цифрами. А пока общественность может в прямом смысле слова услышать Войцеха Балчуна, так как, по его словам, в свободное от работы время он будет петь в своей рок-группе «Chemia».
Второго Кирпы даже частично из него к большому сожалению не выйдет, даже не смотря на такую зарплату, которой он в Польше и близко не получал!