Как отразится на состоянии экономики Украины внедрение плана реформ МВФ
Украина подписала с МВФ меморандум в рамках возобновления программы stand-by. Общая сумма займа составит $17,01 млрд на два года, получено уже $3,19 млрд. Согласно программе реформ, которую Украина должна выполнить за 24 месяца, изменения должны произойти в монетарной и курсовой политике. Кроме того, страна должна уменьшить госрасходы и сделать более прозрачным госрегулирование.
Hubs попросил экономистов и инвестбанкиров объяснить, что даст Украине выполнение плана реформ МВФ.
Дмитрий Боярчук, директор CASE-Украина.
Больше всего помогут оздоровлению экономики Украины отказ от фиксированного курса гривны и инфляционное таргетирование. Наша экономика неимоверно устарела, и, что еще хуже – скована разными политико-бизнесовыми договоренностями.
Поэтому единственным источником роста для нашей застаревшей экономики может быть девальвация, которая будет происходить со скоростью где-то 5% в год (при условии плавающего курса). Это будет стимулировать экспорт, а заодно – помогать внутренним производителям конкурировать с импортом. Это даст нам импульс на ближайшие три-пять лет.
В дальнейшем важно, насколько качественно будет проведена ревизия бюджета, реформа НАК «Нафтогаз України», введено в практику законодательство по государственным закупкам. Если это будет сделано качественно, к нам придут не только политические инвесторы – Мировой банк, МВФ, Еврокомиссия, но и многомиллионные частные инвестиции. «Политические» инвестиции – это неплохо, но для полноценного устойчивого развития необходим частный капитал.
Александр Жолудь, старший аналитик Международного центра перспективных исследований
С 2014 года Украина должна начать переход на инфляционное таргетирование. По сути, это влияние на рыночные цены с помощью инструментов монетарной политики.
Заявленный уровень инфляции на текущий год — 15%. Обычно переход к таргетированию инфляции занимает 3-8 лет, в зависимости от экономических условий. Но Украина должна пройти этот путь за 2 года. Старт программы – средина 2015 года. По прогнозу, контролируемая инфляция должна выйти на уровень – 3-5% инфляции в год в среднесрочном периоде.
Кроме необходимости контролировать инфляцию, Нацбанк получит возможность делать прогнозы по макроэкономическим показателям, которые могут отличаться от тех, которые делает Минэкономики. Более обоснованный прогноз снижает риски для бизнеса, в первую очередь в оценке реального процента по кредитам.
Александр Вальчишен, руководитель аналитического подразделения группы «Инвестиционный капитал Украины»:
Программа предусматривает действия по обеспечению адекватной капитализации банков. В частности, обязывает власть повысить требования к акционерам банков по привнесению «своих средств» в финучреждения.
При этом имеются ввиду как государственные, так и частные банки. Не секрет, что одна из причин «бегства» денег с депозитов – опасения вкладчиков по поводу сохранности сбережений. Они объясняются плохим финансовым состоянием банковского сектора, который часто работает с минимальным объемом «собственных средств». Это приводит к гонке коммерческих банков за «чужими деньгами», то есть к деньгам вкладчиков, и появлению рекламы о депозитах в банках по ставке, близкой к 30% годовых.
При должном выполнении этой нормы и с учетом выполнения других пунктов программы следует рассчитывать на снижение «градуса риска» деятельности коммерческих банков и на снижение процентных ставок.
Виталий Шапран, финансовый аналитик рейтингового агентства «Эксперт-Рейтинг»
Программа толкает Украину к увеличению доли частного сектора в национальной экономике и к рыночным принципам развития. Думаю, в меморандуме нет ни одного требования, которое можно раскритиковать в принципе.
Однако по некоторым из пунктов есть вопросы о способах реализации договоренностей на практике. Например, как обеспечить работу энергоемких отраслей при курсе 12 гривен и цене на газ, заявленной Газпромом? Как удержать инфляцию на плановом уровне 15% при девальвации с начала года на уровне 50%? Как обеспечить ценовую стабильность на критический импорт – лекарства, горюче-смазочные материалы, ядерное топливо?
Я думаю, что эти вопросы должны стать центральными для исполнительной власти. И правительству Яценюка придется искать тонкую грань компромисса между требованиями Фонда и социальным обеспечением населения именно на период реформ.
Украинскую экономику ждет тяжелая осень. Снижение ВВП на 5-10%, нерешенный вопрос по рынку газа, предстоящая инспекция банковского сектора с возможными неприятными сюрпризами, фискальная реформа и переход к автоматическому возврату НДС.
Я ожидаю падения занятости населения, снижения активности в сегменте энергоемких отраслей, удорожания всего, что связано с энергетическим импортом и ухудшения социальных стандартов. Я бы назвал это запрограммированным тактическим провалом, на который МВФ и правительство Яценюка идет осознано, чтобы достичь стратегических целей: снижение зависимости от российского газа, оптимизация системы госфинансов под реалии национальной экономики и возвращение к экономическому росту и стабильной работе финансовой системы уже в 2015 году.
Дмитрий Тарабакин, управляющий директор инвестиционной компании Dragon Capital
Важна фискальная сбалансированность бюджета. Имея сбалансированный бюджет, можно таргетировать не только инфляцию, но и реальную стоимость денег. К примеру, если уровень инфляции 14%, чтобы стоимость денег была 5-6%. Это позволит обеспечить кредитные ставки на уровне 20-22%.
Хочется верить, что поднятие тарифов на газ – это не самоцель. А цель в том, чтобы в дальнейшем, с одной стороны, мотивировать энергоэффективность, а с другой– стимулировать собственную добычу. Мы Газпрому платим $400, а у своих компаний забираем бесплатно.
Никакой мотивации у той же Укрнафты инвестировать в собственную добычу нет. Соответственно очень важно правильно действовать, чтобы у украинских компаний была мотивация к инвестициям.