Флагман Константина Жеваго, Ferrexpo, стал жертвой банка «Финансы и кредит»

Один из старейших банков Украины, «Финансы и кредит», бесславно заканчивает существование

«Бизнесы приходят и уходят, а банки остаются»

(Константин Жеваго, интервью Forbes, сентябрь 2011)

Вывод с рынка банка «Финансы и кредит» — хорошая новость для мелких вкладчиков. Вскоре они смогут наконец-то забрать свои депозиты. В пределах гарантированных государством 200 000 гривен. И сильный удар по акционеру банка — мультимиллионеру Константину Жеваго. Он до последнего пытался спасти «Финансы и кредит», но в итоге потерял не только банк, но и все деньги, выделенные на его спасение. Чтобы понять, почему Жеваго не сумел спасти банк, Hubs восстановил хронологию падения «фиников».

Постановление №612 о признании банка «Финансы и кредит» неплатежеспособным НБУ  опубликовал в четверг вечером. Через несколько часов после принятия депутатами закона о реструктуризации внешнего долга. Решение регулятора стало неожиданностью, ведь последние заявления главы НБУ о банке Жеваго были исполнены оптимизма.

18 августа регулятор опубликовал сообщение, в котором отмечал: «Константин Жеваго принимает меры по финансовому оздоровлению банка, продолжается процесс реструктуризации долгов. Мы также имеем задокументированные намерения акционера о продаже части других его активов, которые будут направлены исключительно на улучшение ликвидности банка по согласованному графику». А Константин Ворушилин, директор-распорядитель Фонда гарантирования вкладов, 10 сентября на встрече с журналистами и вовсе утверждал, что банк «Финансы и Кредит» больше не проблемный: «Банк начал нормально функционировать, выполняет все нормативы регулятора. Есть жалобы, но тем не менее, банк вышел на достаточный уровень, чтобы работать дальше».

Тот факт, что банк был выведен из группы проблемных еще месяц назад, подтверждает и сам регулятор в своем пресс-релизе от 17 сентября: «Банк семь месяцев пребывал в проблемном состоянии. В течение этого периода акционер выполнял все рекомендации Национального банка касательно финансового оздоровления. … С 17 августа банк перешел в обычный режим работы».

Проблемы с ликвидностью у банка «Финансы и кредит» начались с конца 2014 года. Уже зимой 2015 года вкладчикам перестали возвращать депозиты. Банк предлагал клиентам пролонгировать вклады или вернуть 10% от тела депозита (при этом банк брал 0,5% комиссии за перевод «десятины» на карточку вкладчика). В мае этого года банк «Финансы и Кредит» задекларировал программу финансового оздоровления. Собрание акционеров решило увеличить его уставный капитал на 2,6 млрд гривен. В августе еще одно собрание объявило дополнительную эмиссию на 2,5 млрд гривен. Ее должны были погасить Жеваго и вкладчики банка. «Финики» дважды получали стабилизационные кредиты от НБУ: 700 млн гривен в феврале и 750 млн гривен в июне.

Следующим шагом по оздоровлению банка должна была стать продажа непрофильных активов Жеваго. За счет этого планировалось поддержать ликвидность банка. «Когда пришлось рассчитываться с долгами и продавать активы — акционер в установленный срок этого не сделал», — утверждают в НБУ.

Позже в НБУ пояснили, что основной причиной признания банка «Финансы и кредит» неплатежеспособным стало нарушение им ч. 2 ст. 76 Закона «О банках и банковской деятельности». Этот пункт устанавливает требования к регулятивному капиталу. Допустимый минимум достаточности регулятивного капитала для банков согласно закону составляет 10%. А на момент последней проверки банка регулятором не превышал 3,33%, тогда как по состоянию на конец июня он достигал 11,68%. Или, проще говоря, из банка за два месяца вывели деньги.

Вполне вероятно, что Константин Жеваго действительно не нашел, что продать. Из-за военных действий на Востоке страны и оккупации Крыма миллионер лишился таких активов, как Стахановский вагоностроительный завод и судостроительный завод «Залив». Гипотетически интересным активом на продажу мог бы стать Кременчугский «АвтоКрАЗ», увеличивший объемы поставок украинской армии. Но эта компания должна Ощадбанку около 1 млрд гривен. И это стало поводом для активных судебных разбирательств. В такой ситуации «похудевший» регулятивный капитал не выглядит чем-то удивительным.

В том случае, если у банка действительно отсутствовал статус «проблемного», у него не было запрета на дробление вкладов. Этим могло воспользоваться руководство банка. Ведь при наличии проблемного статуса такие действия считаются мошенничеством. Прецеденты дробления депозитов на рынке есть. Буквально пару дней назад, 15 сентября, Нацбанк отнес к категории неплатежеспособных Интеграл-банк из группы небольших финучреждений. Банк был признан проблемным только в августе этого года, тогда как критичной ситуация была еще в мае. По словам высокопоставленного источника Hubs в Интеграл-банке, его руководство успело переоформить крупные депозитные договора на десятки физлиц и таким образом обезопасить средства.

По мнению некоторых собеседников Hubs, регулятор не планировал банкротить банк «Финансы и кредит» в ближайшее время, надеясь на добросовестность акционера. Ведь денег, которые сегодня находятся в распоряжении Фонда гарантирования вкладов, явно недостаточно для выплат всем вкладчикам неплатежеспособных банков. По состоянию на 1 сентября ФГВ накопил на счетах 17,1 млрд гривен. «Финансы и кредит» по размеру активов (38,8 млрд гривен) входил в топ-10 крупнейших финучреждений страны. Общий депозитный портфель банка по состоянию на 1 июля составлял 5,38 млрд гривен и $552 млн: суммарно чуть меньше 17 млрд гривен. Из них, по заверениям регулятора, 93,2% под гарантированные 200 000 гривен, а значит, ФГВ должен будет выплатить населению более 10 млрд гривен.

Совпадение или нет, но на этой неделе правительство приняло решение о выделении 21 млрд гривен Фонду гарантирования на выплату средств физлицам. Кроме того, на прошедшей неделе Всемирный Банк выделил Украине второй кредит на поддержание банковской системы в размере $500 млн, а шведский Центробанк предоставил НБУ своп на такую же сумму. «Трудно сказать, насколько в судьбе Константина Жеваго поучаствовала мировая закулиса, и не было ли условием предоставления очередного кредита на поддержание банковской системы от Всемирного Банка выведение с рынка «фиников», — написал в своем блоге Сергей Фурса, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital.

Ликвидация банка «Финансы и кредит» станет серьезным ударом по бизнес-группе Константина Жеваго. Бизнесмен потерял свои вложения в капитал банка, а также депозит компании Ferrexpo на $174 млн. Эта новость обвалила котировки акций компании на 30%. Есть ли в банке эти деньги — вопрос. Они вполне могли перекочевать в качестве кредита к родственным компаниям.

Добавляет беспокойства бизнесмену и закон №218-VIII, которым усилена ответственность акционеров и менеджмента за доведение банка до банкротства. Это и имущественная ответственность, и штрафные санкции. А новая статья 218-1 Уголовного кодекса, на которую ссылается в своем сообщении регулятор, грозит миллионеру отсидкой на срок до пяти лет и запретом заниматься банковским бизнесом сроком до трех лет.

*

Top