Почему европейские лидеры, в отличие от США, не спешат вводить санкции против России
На прошлой неделе Америка ввела новые санкции против России. В список «избранных» попали чиновники, госбанки, предприятия энергетики и «оборонки». Европейцы, в отличие от своих американских коллег, не спешат доставать кнут, в который раз ограничиваясь «последним китайским предупреждением».
Причина нерешительности проста – в стране сосредоточены финансовые интересы многих европейских корпораций. Россия — слишком крупный игрок для того, чтобы ее можно было загнать в угол санкциями, и сами США осознают это, — отмечает The Foreign Policy.
Партнерство с транснациональными компаниями – козырь Кремля, и Владимир Путин его прекрасно использует. «Санкции имеют эффект бумеранга», – заявил он, комментируя решение американских властей. То, что может позволить себе Белый дом, для лидеров Франции, Германии и Италии – непозволительная роскошь. Безоговорочная атака на Кремль может привести к непредсказуемым последствиям и ревизии многомиллиардных соглашений.
Hubs выбрал несколько примеров в самых разных отраслях экономики, характеризующих зависимость партнеров друг от друга.
Alstom и Siemens
Европейские машиностроительные гиганты уже давно прописались в России и успешно развивают с местными компаниями проекты в транспорте и энергетике.
Немецкий концерн чувствует себя в России как дома. Компания реализует с десяток проектов – строит завод по производству газовых турбин, изготавливает поезда для железных дорог и метрополитена, выпускает электродвигатели. Ее оборот в России достигает 2 млрд евро.
Старается не отставать и франко-итальянский концерн. Ему принадлежат 25% акций «Трансмашхолдинга» – крупнейшего поставщика тягового состава для Российских железных дорог с выручкой более 3 млрд евро. Совместно с ТМХ Alstom разрабатывает новые электровозы и собирается строить в Санкт-Петербурге трамвайный завод. Летом 2014-го, уже в ходе конфликта на Донбассе, Alstom завершил создание очередного СП по выпуску энергетического оборудования с инжиниринговой компанией «Союз».
Северный и Южный потоки
Конфликты с Украиной и желание освоить миллиардный бюджет нашли отклик в Европе. За относительно небольшой промежуток времени на свет появилось сразу два проекта альтернативных газопроводов из России в Европу. В Nord Stream AG участвуют Россия, Германия, Нидерланды и Франция. Строительство двух ниток по дну Балтийского моря стоило им 7,4 млрд евро. Потенциальная мощность газопровода – 55 млрд. кубометров.
В «южном» проекте место Голландии заняла Италия. Его ориентировочная стоимость — 16 млрд евро, планируемая мощность – 63 млрд кубометров газа. По плану строительство должно закончиться в 2015 году.
Сотрудничество в нефтегазовой сфере не ограничивается трубопроводами. Европейцы покупают российские нефть и газ, владеют акциями российских компаний. BP принадлежит доля в попавшей под американские санкции «Роснефти», а французской Total – в Штокмановском проекте.
Mistral (DCNS и ALSTOM)
Продажа России вертолетоносцев Mistral стала одной из самых громких сделок французского оборонпрома. Поначалу свои претензии к ней предъявляли российские ученые и военные, убежденные, что местные умельцы могли бы сделать не хуже. С началом российско-украинского противостояния – мировое сообщество.
Соглашение о продаже кораблей подписали в 2011 году. Первый должен был поступить заказчику в 2014-м. Казалось, сделку можно заблокировать после падения «Боинга» Malaysian Airlines в Донецкой области.
18 июля Европарламент призвал к введению эмбарго на продажу Москве вооружений. Немецкий канцлер Ангела Меркель призвала Францию приостановить продажу кораблей, тем более, что сама Германия, учитывая ситуацию, приостановила строительство в России стрелкового центра.
Но у французского лидера Франсуа Олланда оказалось свое мнение. Первый Mistral Россия получит осенью. «Корабль почти готов и должен быть передан в октябре» , – сказал французский президент журналистам 21 июля.
От позиции России по украинскому вопросу будет зависеть поставка уже второго вертолетоносца. Но учитывая размер контракта и штрафные санкции за невыполнение договора, рассчитывать на это не стоит.
За свои корабли Франция получит от Кремля 1,2 млрд евро.
Проекты ЕБРР и ЕИБ
16 июля страны ЕС рекомендовали Европейскому банку реконструкции и развития и Европейскому инвестиционному банку не начинать новых проектов в России. Могут быть пересмотрены и некоторые действующие программы.
Но можно не сомневаться, что банкиры будут очень избирательно подходить к ревизии старых соглашений. Причина, как ни странно, в зависимости банков от своего крупнейшего клиента, которым стала Россия за последние годы.
На Россию приходится половина всех инвестиций ЕБРР. В 2013 году банк профинансировал российсскую экономику на $2,5 млрд, EИБ – $1,4 млрд. Российский президент держит банк практически в заложниках, писал в этой связи французский Le Monde.
Renault-Nissan
Франко-японский концерн в 2005 году купил 25% акций «Автоваза» за $1 млрд. В нынешнем году иностранцы планировали получить контрольный пакет акций российского гиганта, который заработал в прошлом году $5 млрд.
Российско-украинский конфликт вполне способен отсрочить сделку, тем более, что саму компанию ожидает 10%-ное снижение продаж в России. Но крайне маловероятно, что под влиянием обстоятельств иностранный концерн полностью откажется от инвестиций в российский автопром.
Местный автомобильный рынок остается интересным для производителей. Кроме Renault-Nissan, свои авто в России собирают также Volkswagen, General Motors, Ford, Hyindai и другие компании.