Лизинг рабочей силы в Польше выгоден и работникам, и предприятиям - владелец Gremi Personal Евгений Кириченко

Можно ли заработать на аутстафинге

О том, какой путь надо пройти украинцу, чтобы создать успешный бизнес в Польше с годовым оборотом несколько десятков миллионов долларов, что такое рынок аутстафинга (лизинга рабочей силы) и как на нем заработать, чем грозит нелегальная работа в Польше и какие варианты трудоустройства для работника наиболее выгодны? На эти и другие, не менее интересные темы, Hubs поговорил с предпринимателем украинского происхождения, основателем и владельцем крупнейшего в Польше агентства по международному трудоустройству украинцев Gremi Personal – Евгением Кириченко.

— Евгений, в своем интервью Евгению Черняку для проекта Big Money вы подтвердили, что ваше агентство Gremi Personal имеет годовой оборот порядка 25 млн долларов. Сколько людей трудится у вас в компании и брали ли вы кредит для стартового капитала?

— Наш центральный офис в г. Гданське и у нас еще 11 региональных офисов по всей Польше. В штате офиса у нас порядка 100 сотрудников, а всего рабочих в операционном управлении сейчас 1460, из которых 95% украинцы. Бизнес начат 10 лет назад и для его старта были использованы лишь собственные финансовые средства. Кредитов не брали. Кстати, я считаю, что если вы начинаете на рынке услуг, то кредит для старта – это огромное зло. Понятно, что если речь идет о производственном рынке, то это другая история.

— Как пришла идея зайти в бизнес аутстафинга и с чего начинался бизнес?

— 10 лет назад вместе с отцом я впервые приехал в Гданьск, чтобы построить свою судоверфь. Отец занимался профессионально судостроением в Херсоне. Мы начинали с малых заказов, небольших секций и блоков судов. Потом постепенно расширялись, нанимали больше людей, инженеров. У нас была цель построить собственный судостроительный завод в перспективе. Мы стали брать крупные заказы, под них арендовали площади сразу на нескольких предприятиях. Но в какой-то период времени я четко начал понимать, что сфера производства – это не моя сфера бизнеса, мне более ближе работать с людьми.

Убедил отца закрыть судостроительную фирму и перейти в сферу услуг. Так я вышел из производственного бизнеса практически в никуда. За полгода мы уже как компания по лизингу рабочей силы работали почти со всеми верфями в Гданьске и Гдыне, набрал на работу сварщиков, сборщиков и инженеров. Все – украинцы, в основном из Херсона и Николаева, поскольку именно там были соответствующие работники со специальностью для судостроения.

Затем начали расширять «географию» рабочих, потому что расширились на другие специальности и рынки. За пять лет в судоремонте и судостроении я немало достиг. Но следующие пять лет в сфере услуг и трудоустройства вывели меня на совершенно другой бизнес-уровень.

— Не жалеете о такой глобальной переориентации бизнеса?

— Нет, потому что темпы развития компании и моей самореализации в ней меня вполне удовлетворяют. Принятое мною решение постоянно напоминает о самом главном: если я что-то делаю, это обязательно должно мне нравиться. Ко мне приходят с большими проектами, предлагают строить дома, делать вложения в стартапы, но я сразу говорю «нет». Я занимаюсь только сферой услуг в области трудоустройства. Концентрируюсь на том, чем занят, и что нравится. Это приносит мне дивиденды моральные и финансовые.

— В понимании обывателя, международное трудоустройство персонала – это работа обычного кадрового агентства. Вы же работаете по формуле лизинга персонала, или же – аутстафинга. Чем он выгоднее компаниям, чем просто набор персонала напрямую?

— Одно из основных преимуществ – компания или предприятие может привлекать работников только на время решения конкретной задачи, проекта или повышенной производственной нагрузки. Кроме того, снижается нагрузка на бухгалтерию и отдел кадров потому что исключаются затраты на расчет зарплаты и ведение кадрового делопроизводства. Так же не забывайте, что для легальной работы в Польше нужно разрешение для работника, оформление которого – это тоже временные затраты.

Устраняются риски, выплаты компенсаций в случае сокращения штата. Отсутствуют простои по причине болезни или отпуска сотрудника. В общем, преимуществ более чем достаточно. Можно оперативно реагировать на сезонность бизнеса, то есть сезонно увеличивать или снижать производственную мощность, открывать представительства, новые производственные линии или региональные филиалы, набирая в лизинг всех необходимых для этого работников.

Мы в своем деле профессионалы. У нас отточены все процессы опытом. Это позволяет нам сокращать операционные расходы. Предприятию, которое не имеет опыта в рекрутинге и обслуживании иностранных рабочих, потребуется значительно больше ресурсов, чем нам. Поэтому аутстафинг для них очень выгоден.

— А насколько выгодно самим работникам из Украины трудоустраиваться к Вам, а не, например, напрямую в польскую компанию? И отражается ли это на их зарплате, Вы делаете с них какие-то отчисления?

— Наш гонорар оплачивает предприятие, которое заказывает у нас работников. Рабочие не платят нам ничего. В большинстве случаев предприятие само решает, какую зарплату должен получать рабочий нетто и от этого идут дальше расчеты. Мы же со своей стороны всегда настаиваем на максимально высоких и рыночных ставках, т.к. и работникам это выгода и нам легче найти качественный персонал на конкурентные ставки заработной платы.

Ключевое преимущество работы с нашей компанией – это гарантия стопроцентного получения работником заработанных денег в полном объеме и в срок. Нам неоднократно задерживали выплаты предприятия, а были такие прецеденты, что вообще не платили. Мы в свою очередь рассчитывались со всеми работниками полностью! Это наша ответственность и репутация на рынке, и мы ее очень ценим. Для таких экстренных случаев у нас даже открыта банковская кредитная линия.

Во-вторых, мы берем на себя все юридические аспекты трудоустройства, оформляем разрешения на легальную работу и визы, все необходимые документы для работы на территории Польши. Если работник не хочет проходить все эти процедуры и предпочитает работать нелегально – это не наш клиент.

Кстати, многие польские компании не хотят заниматься оформлением всех юридических деталей – это довольно хлопотно и бюрократично. Поэтому либо идут на это только для высококвалифицированных сотрудников, либо предпочитают набирать персонал для работы через такие фирмы как наша.

В-третьих, мы обеспечиваем наших работников социальным пакетом – медицинской страховкой, жильем и поддержкой координатора и персонала фирмы, которые говорят на русском и украинском.

— Ну хорошо, если все так удобно и прозрачно с форматом лизинга рабочей силы, то что же тогда побуждает довольно большое количество украинцев работать в той же Польше нелегально? Если верить польским СМИ из порядка 2 млн украинцев, работающих в Польше, чуть ли не половина – это нелегалы!

— Давайте вначале внесем ясность по количеству нелегалов. Есть лишь частные предположения и выводы, высказанные в польских и украинских СМИ политиками либо журналистами. Однако официальной и достоверной статистики по нелегалам нет. Поэтому можно предположить, что 1 млн нелегалов – это довольно сильное преувеличение с каким-либо политическим подтекстом.

С другой стороны, нелегальное трудоустройство до сих пор достаточно распространено. Основных причин – две. Первая причина — сами работники, вернее их недобропорядочное отношение к работе. Часто они получают разрешение на работу в одной фирме, а начинают работать в другой либо в сразу нескольких, чтобы больше заработать. У нас такие случаи тоже были. Либо вообще считают, что это лишняя формальность и приезжают на территорию Польши по биометрическому паспорту в рамках безвиза, и без документов выходят на работу на следующий день.

Как результат, за нелегальную работу рабочий может получить депортацию и запрет на въезд в Польшу и ЕС даже «задним числом», находясь уже в Украине. Контроль делает проверки документов минимум за 6 последних месяцев и при выявлении вносит в базу.

Есть официальные цифры: за 6 месяцев 2019 года более 8200 украинцев были пойманы как нелегалы и депортированы, с последующим запретом на въезд на территорию ЕС от 6 месяцев до 2 лет!

Вторая причина – ряд самих польских работодателей. Это особо частое явление в сельском хозяйстве и маленьких фирмах. Чтобы сэкономить денег на налогах и медицинском страховании, они не оформляют людей. При этом штраф для работодателя от 3 до 30 тысяч злотых за трудоустройство нелегалов. Но, увы, для некоторых «фирмочек» этот штраф выгодней, чем оформлять работников легально. А вот истории, когда рабочих «выкидывали на улицу или вывозили в лес и оставляли умирать если те нуждались медицинской помощи» – это чаще всего о нелегалах.

Надо четко понимать тем, кто решается на нелегальную работу: страдают всегда больше работники, а вот предприятие обходится «малой кровью».

Николай Гордийчук

Один коментар;

*

Top