Из Крыма уходят корабли

Из-за аннексии Крыма своего завода "Залив" может лишиться олигарх Константин Жеваго

Представители российского бизнеса ведут переговоры о покупке нескольких  крымских предприятий, рассказал журналистам министр России по делам Крыма Олег Савельев.

Причина, по которой украинские компании могут уйти из Крыма, проста – угроза санкций для их бизнеса на территории Украины и других стран. «У нас  уже есть проблемы на конкретных предприятиях. С украинскими собственниками ведутся переговоры о покупке и пакетов акций, и имущественных комплексов», — сказал Савельев.

Российские СМИ со ссылкой на собственные источники утверждают, что Россия хочет выкупить крымские заводы оборонно-промышленного комплекса, принадлежащие украинским предпринимателям, недружественным Москве.

Ранее правительство автономии уже объявило о национализации украинских госпредприятий в Крыму. В число экспроприированных попала феодосийская судостроительная компания «Море», выпускающая десантные  корабли на подводных крыльях – «Сокол», и на воздушной подушке – «Зубр».

На полуострове расположены еще два больших судостроительных предприятия – керченский «Залив» Константина Жеваго и Севастопольский морской завод Петра Порошенко. «Забрать» частные компании не так просто. Международное право наверняка станет на сторону украинских владельцев.

Но есть и запасной вариант. По словам Савельева, предприятия, которые будут прекращать обслуживание клиентов и выплату зарплаты сотрудникам, могут попасть под процедуру банкротства и введение временных управляющих.

«Отбирать заводы даже у таких людей, как Петр Порошенко, у которого в Севастополе есть ремонтный заводик, некрасиво. С другой стороны, кто не с нами – тот против нас. Поэтому сейчас мы прорабатываем решения. Основной упор идет на мнение работников этих предприятий. Они лучше знают все взаимоотношения, внутренние ниточки, связи по бизнесу. Мы ждем взвешенной, аргументированной позиции, которую надо будет оценить, рассмотреть, и когда будет принято общее решение, будем уже действовать без оглядки», – рассказал собеседник в ВПК российской газете «Взгляд». 

Судебная система может стать главным козырем в переделе судостроительного рынка. Миноритарный акционер «Залива» Владимир Матвеев, возглавляющий керченскую судоремонтную компанию «Китей», уже много лет судится с заводом. Последний его иск – о признании недействительным устава АО «Залив». И, как следствие, возвращение предприятия к уставу далекого 1994 года. Позитивное решение по делу при определенных раскладах могло перечеркнуть приватизацию предприятия и имущественные права Жеваго на судоверфь. Но 17 марта Хозсуд Крыма в иске отказал, став на сторону «Залива».

С тех пор многое изменилось. Очередной иск миноритария может привести к новым результатам и стать дополнительным аргументом в переговорах о продаже предприятия.

Сейчас Жеваго не рассматривает возможность продажи «Залива», сообщил Hubs один из его менеджеров. «У него есть собственные планы в отношении завода», – уверяет он.

 

Лисицкий1Мнение эксперта: Виктор Лисицкий – президент Ассоциации «Укрсудпром»

— В чем ценность крымских судоверфей для России?

Завод «Залив» может строить суда водоизмещением 150-200 тыс. тонн, длинной 300 и шириной 60 метров. При «большевиках» он строил такие танкеры и рудовозы, технические возможности у завода достаточные – есть и большой сухой док, и подъемные краны. То есть завод может строить крупнотоннажный торговый флот, который в самой России построить негде. Уже при «капитализме», после распада СССР, свои танкеры они заказывали в Южной Корее, Японии, Китае и даже Хорватии. Кроме того, на «Заливе» есть линия строительства относительно небольших судов.

Завод «Море» строил пару десятков десантных кораблей в год. Это были очень непростые суда из «белого металла» – алюминиевых и магниевых сплавов – с подводными крыльями, на воздушной подушке. Если Россия захочет его загрузить, завод оживет.

«Севморзавод» – одно из старейших предприятий нашего судостроения. Он создавался еще во времена Российской империи как завод для ремонта и модернизации черноморского флота. Там громадный док, есть все возможности для судоремонта. А это иногда сложнее, чем строить корабль с нуля. Если они захотят восстанавливать Черноморский флот, тогда заводу — и карты в руки, он себя найдет.

— Будет ли Россия их выкупать?

Это было бы логично. Но многое зависит от позиции владельцев. По государственному заводу «Море» добиться компенсации будет сложно. По частным предприятиям – «Залив» и «Севморзавод» – у России может возникнуть проблема в международных судах. Так или иначе придется договариваться.

 

*

Top