Как законодательно защищены права работников и предпринимателей в зоне военных действий
На Востоке Украины до сих пор не объявлено ни чрезвычайного, ни военного положения. Но в Донецкой и Луганской областях наемные работники лишены возможности работать, так как их рабочие места захвачены незаконными вооруженными формированиями. Будет ли им выплачена заработная плата за дни вынужденного «отпуска», какие у них трудовые права? Как поступать владельцам предприятий, чтобы отсрочить выполнение долговых и налоговых платежей? Hubs попытался разобраться в этих вопросах.
Согласно Закону «Об охране труда» и статье 153 КЗоТ, работодатель обязан обеспечить работнику безопасные условия труда. «Работодатель не имеет права требовать от работника выполнения работы, связанной с явной опасностью для жизни. Следовательно, сотрудники имеют полное право не выходить на работу, если условия этой работы создают непосредственную угрозу. Например, наличие вооруженных людей, силой захвативших здание», — рассказывает партнер юридической фирмы FELIX Оксана Кобзар.
Какие существуют законодательные гарантии обеспечения и защиты трудовых прав населения, которое стало заложником сложившейся ситуации?
Работники захваченных террористами предприятий получат 2\3 зарплаты за время простоя
Наилучший выход для руководства предприятия, захваченного вооруженными людьми – объявление о простое. Это позволит формализовать отношения как с работниками, так и с налоговой.
«Трудовые отношения работников не прекращаются, на работников и работодателей распространяются требования закона в вопросах трудовых отношений, в том числе относительно оплаты работодателями труда своих работников», — подчеркивает Юрий Семенюк, партнер ЮФ «Лексфор».
По закону время простоя не по вине работника оплачивается из расчета не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику оклада. Кроме этого, предприятие, в случае простоя, может перевести работника (с его согласия) на аналогичную работу в другое подразделение или цех. При этом размер оклада остается неизменным.
На время простоя за работником сохраняется средний заработок (ст. 6 Закона «Об оплате труда»). Компенсация за время простоя не по вине работника возмещается работодателем.
Когда в городе началась полноценная война, налоговики просто перестали выходить на работу tweet
На деле воспользоваться данной нормой крайне сложно. Предприниматель из Луганска Владимир, который занимается розничной торговлей мебелью, понял, что нужно сворачивать бизнес еще второго июня, после взрыва в Луганской ОГА. «Клиентов почти не было, поставки тоже шли с перебоями. Кроме того, участились грабежи ополченцами. А последние 2 недели не работает никто. Ни коммерческие, ни государственные предприятия», — рассказывает он. Но легально приостановить бизнес в Луганске оказалось просто нереально. «25 июня в Налоговой говорили, что у них никаких специальных указаний нет, а налоги нужно платить, как обычно. А потом, когда в городе началась полноценная война, налоговики просто перестали выходить на работу. 20 июля я приехал в налоговую, чтобы заплатить единый налог и социальный взнос. Там уже никого не было», — утверждает Владимир.
Варианты, которыми могут воспользоваться работодатели с целью уменьшения расходов на оплату труда в таких случаях – это переход на частичную занятость, сдельно-премиальную оплату труда (в зависимости от выработки) и понуждение работников взять отпуск за свой счет», — считает партнер ЮФ «КПД Консалтинг» Кирилл Казак.
А потом всем стало не до документов. Так что фактически люди находятся в неоплачиваемых отпусках tweet
Но засвидетельствовать увольнение в захваченных городах уже некому. «Сначала магазины и предприятия закрывались просто из-за боязни грабежей. Бизнесмены думали, что всё как-то пройдет, — рассказывает волонтер Сергей, занимающийся вопросами беженцев из Славянска. – А потом всем стало не до документов. Так что фактически люди находятся в неоплачиваемых отпусках».
По закону факт такой угрозы должен быть подтвержден документально (сообщения в прессе, видеосъемка и т.д.). Сам по себе особый период не дает права не выйти на работу, нужно будет доказать существование угрозы конкретному работнику. Но в реальности работнику, который захочет восстановить свои трудовые права, придётся самому собирать доказательную базу, объясняющую его отсутствие на рабочем месте. Иначе его уволят за прогулы. Ведь по законодательству Украины отпуск за свой счет работник может взять на срок не более 15 дней в году.
В еще более сложной ситуации в данном случае находится работодатель, поскольку закон не предусматривает ни освобождения работодателя от своих обязанностей, ни компенсации ему понесенных убытков на выплату заработной платы. Страховые фонды, которые бы компенсировали такие выплаты, не созданы
Форс-мажор как фактор отсрочки налоговых платежей
Внешние факторы, которые повлекли за собой вынужденную остановку работы предприятия, могут рассматриваться как форс-мажор и служить основанием для отсрочки выполнения долговых обязательств на срок их действия.
«Согласно закону лицо, нарушившее обязательство, освобождается от ответственности за такое нарушение, если докажет, что данное нарушение случилось вследствие действия форс-мажорных обстоятельств», — пояснил Юрий Семенюк.
В такой ситуации налогоплательщик согласно Налоговому кодексу вправе обратиться в контролирующий орган с заявлением об отсрочке выполнения своих налоговых обязательств.
Но налоговая не спешит идти навстречу бизнесу: «Мне сказали, что у них есть письмо, согласно которому отчетность я могу сдавать через 30 дней после окончания АТО. А по уплате налогов такого письма нет. Так что, если я не заплачу вовремя, будет начислен штраф 50% от суммы», — рассказывает предприниматель Владимир.
«Законодательно определено такое понятие, как обстоятельства непреодолимой силы, которое включает в себя как природные, так и социальные явления, которые не зависят от воли человека и конкретно от предприятия. К таким явлениям можно отнести забастовки, митинги, вооружённые конфликты и другие действия, не зависящие от воли человека», — объясняет Кирилл Казак.
Я плюнул на всё и уехал из города tweet
Эти положения определены в законодательстве, но на деле доказать наличие форс-мажора крайне сложно.
«В торгово-промышленной палате Луганска от меня потребовали множество документов. В том числе заявления работников, которые уже убежали из города. Справку от контрагентов о прекращении поставок – не представляю, как ее получить. И справку из банка, что нет движения по счету. Но банки уже все 2 недели закрыты! А также плату за справку о форс-мажоре в размере 2500 грн. Это дикость, я плюнул на всё и уехал из города»,- рассказывает бизнесмен Владимир.
Такая же ситуация и в других захваченных городах Донбасса.
По закону в случае возникновения таких обстоятельств необходимо безотлагательно уведомлять своих контрагентов и налоговые органы об их наступлении с предоставлением подтверждающих документов. Подтверждением могут служить справки органов ВД, торгово-промышленной палаты и т.д.
Ссылаясь на действия особого периода, можно было бы обратиться в налоговые органы с заявлением об отсрочке налоговых обязательств.
Однако использование отсрочки таит свои подводные камни, считает Оксана Кобзар:
«Во-первых, нужно учитывать, что отсрочка предоставляется под проценты (120% годовых учетной ставки НБУ от суммы).
Во-вторых, перечень обстоятельств, при которых возможна отсрочка, обозначен в постановлении КМУ от 27 декабря 2010 года. Согласно ему отсрочку могут предоставить только в случае войны (а также блокады, забастовки, аварии, стихийных бедствий, исключительных погодных условий)». Поэтому у бизнеса на данный момент нет легальных оснований для отсрочки задекларированных или доначисленных налоговых обязательств.
В отдельных случаях безнадежный налоговый долг может подлежать списанию при условии, что он возник вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Однако будут ли рассматриваемые события подпадать под определение форс-мажорных обстоятельств — еще вопрос. Ведь закон требует, чтобы факт наступления и действия обстоятельств непреодолимой силы был подтвержден торгово-промышленными палатами.
С банками придется договариваться самостоятельно
С контрагентами нужно будет договариваться в индивидуальном порядке. Конечно, нужно пересмотреть форс-мажорные оговорки договоров, контрактов. Возможно, какие-то из них содержат подходящие определения форс-мажорных обстоятельств, которые при соблюдении предусмотренного законом порядка фиксации таких обстоятельств можно использовать в данной ситуации.
«Пока в городе было относительно спокойно, банки шли нам навстречу. Все пользовались оведрафтами. Наше предприятие, например, пользовались овердрафтами Приватбанка. Сначала все было очень лояльно. Но постепенно стали урезать лимиты, по мере ухудшения ситуации. Сначала было 65 000, потом 45 000, потом 25 000, а потом 20 000. Станет ли Приватбанк теперь требовать проценты – не знаю. Ведь справку о форс-мажоре мне так и не выдали», — рассказывает Владимир.
Если невыполнение обязательств вызвано объективными причинами и произошло не по вине предприятия, то при наличии доказательств существования таких причин судебный спор, в случае его возникновения, имеет перспективу.
Власти необходимо принять постановления и законы, которые бы разъясняли права предприятий и рабочих в зоне АТО. Необходимо упразднить пеню по налогам за время простоя, отменить выплату процентов по кредитам во время форс-мажора, разрешить выдавать справки о форс-мажоре ОВД других регионов, убрать плату за такие документы.
Но парламент включился в популистскую предвыборную гонку. И заниматься проблемами жителей Востока Украины там некому.
кричать и дальше за 100 грн — расеяяя расеяяя
Как учитывать льготный стаж с особо вредными условиями по списку 1 при простое предприятия для назначения пенсии, если предприятие находится в зоне АТО, все страховые взносы в фонды перечислены, статьи льгот при персонификации учтены?