Налоговый комитет, несмотря на уговоры его главы, не одобрил правительственный налоговый кодекс. Судьба бизнеса решится завтра в сессионном зале
Сегодня, как уже сообщал Hubs, состоялось заседание Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики, посвященное правительственному законопроекту №3630 о новой налоговой политике. Хотя по поводу «состоялось» имеются вопросы…
Вначале не хватало одного человека для кворума и глава комитета Нина Южанина, не открывая заседания, принялась объяснять присутствующим, что сегодня будет рассматриваться именно законопроект №3630. Что же касается альтернативного депутатского законопроекта №3357, одним из авторов которого числится сама г-жа Южанина, то, мол, поезд ушел. «Мы не смогли доказать МВФ преимущества принятия нашего законопроекта», – резюмировала глава комитета. Правда, она пообещала обязательно вернуться к идее либеральной налоговой реформы вообще и рассмотрению законопроекта №3357 в частности – но не ранее 1 апреля 2016 года.
Затем в зале появился опаздывающий Максим Курячий (член комитета, народный депутат от БПП), и заседание все же было объявлено открытым – на рассмотрение судьбоносного для экономики страны вопроса с трудом собрались 17 из 32 членов комитета.
Зал заседаний комитета, наверное, никогда не видел такого количества народа – экспертов, журналистов, представителей различных организаций работодателей и т.п. Одновременно этот зал, возможно, никогда не слышал и столь нелестных эпитетов народных избранников по отношению к правительственному законопроекту.
После представления законопроекта заместителем министра финансов Еленой Макеевой (министр финансов Наталья Яресько в очередной раз не нашла времени, чтобы прийти на заседание – пусть даже на нем рассматривалась новая редакция налогового кодекса) депутаты из разных фракций как с цепи сорвались, оценивая все «прелести» законопроекта. Если говорить о сути, то в той или иной форме высказывались претензии, уже описанные Hubs в предыдущих публикациях (см. 1, 2, 3).
Если же говорить об эмоциональных оценках, то глава РПЛ Олег Ляшко точно подметил, что предлагаемая правительством реформа является «налоговым Аушвицем».
Наиболее же яркое выступление традиционно выдал по-прежнему представляющий в налоговом комитете «Народный фронт» Александр Кирш. По его словам, с которыми сложно не согласиться, законопроект трудно назвать даже фискальным, поскольку в первую очередь он является глупым и непрофессиональным. По его же словам, проект писал не Минфин, а «Прайсвотерхаус, но не настоящий, а купивший это название по франшизе».
Впрочем, из членов «Народного фронта» он был единственным, кто плохо высказался о законопроекте. Остальные либо молчали, либо, в лице единственного отважившегося народного депутата Юрия Вознюка, даже защищали уродливое детище Кабмина.
И вот когда казалось, что сейчас комитет проголосует за рекомендацию отклонить законопроект, слово опять взяла Нина Южанина. Из ее слов стало понятно, что ей было дано четкое указание продвигать законопроект – конечно, с определенными конструктивными правками. Кто ей мог дать такое указание? Очевидно тот же, кто раньше разрешил писать альтернативный законопроект и критиковать Минфин и Кабмин – по информации многих источников, речь идет о Президенте Украины Петре Порошенко.
Суть же аргументации г-жи Южаниной в пользу необходимости принятия кабминовского законопроекта любой ценой – если не примем, то в январе не получим очередной транш от МВФ, что будет «трубой» для государства Украина. Но многие из присутствующих депутатов (а также в СМИ многие бизнесмены и бизнес-объединения) до этого высказали куда более разумную мысль – принимать бюджет на 2016 г. на существующей налоговой базе, параллельно работая над нормальной налоговой реформой.
Поэтому на заседании не удалось проголосовать даже за рекомендацию принять проект за основу с учетом «конструктивных предложений» комитета. Сразу по двум причинам. Во-первых, к моменту голосования с заседания «сбежал» народный депутат Андрей Киселев (Оппозиционный блок) и кворума опять не стало. Во-вторых, даже попытка сигнального голосования в отсутствии кворума продемонстрировала, что подавляющее большинство будет против такого предложения главы комитета. В итоге было решено отдать судьбу законопроекта на усмотрение зала в парламенте.
Уже завтра законопроект будут пытаться протянуть через Верховную Раду (он уже есть в повестке пленарного заседания на четверг, 17 декабря). И, судя по всему, беседы, аналогичные той, что была проведена с Ниной Южаниной, будут проведены с подавляющим большинство членов БПП. А так как БПП и «Народный фронт» вместе имеют 220 голосов, то даже при голосовании за законопроект 90% членов данных фракций принятие законопроекта становится делом техники. Дособирать голоса наверняка удастся путем каких-то уступок и обещаний с внефракционными парламентариями или из других фракций. Шансов на принятие проекта в первом чтении, а после внесения косметических изменений и в целом много, несмотря на его очевидный вред для экономики. Похоже, как и годом ранее, шантаж Арсения Яценюка удастся.
Минулого року Порошенко вмовив депутатів прийняти бюджет на старій податковій базі. За рік кабмін НЕ ЗМІГ ПІДГОТУВАТИ НАЙВАЖЛИВІШУ для України АДМІНІСТРАТИВНО-ПОДАТКОВУ РЕФОРМУ. Южаніну вже притиснули. Зараз знову будуть вмовляти прийняти, щоб «потім доопрацювати».
Якщо влада ТАК СТАВИТЬСЯ до реформи, від якої залежить ДОБРОБУТ НАРОДУ України, то чиї інтереси обслуговує ця влада???
Якщо за цим стоїть Поршенко, то він прсто ідіот.