Выход РФ из Сирии не приведет к «кровавой весне» на Донбассе

Мнимые военные угрозы украинским территориям нужны России для прикрытия экономических и геополитических поражений

 

Георгий Кухалейшвили

Георгий Кухалейшвили, политолог-международник, магистр политических наук

Как ни странно, но приказ российского президента о выводе основной части российской военной группировки с территории Сирии стал причиной обеспокоенности в Украине и мире. Бытует мнение, что прекращение военной операции России против сирийской умеренной оппозиции является подспорьем для активизации агрессии России в Украине. Глава комитета Сената по вооруженным силам США Джон Маккейн предрекает Украине «кровавую весну», как только российские войска покинут арабскую республику.

«Россия переориентирует свои ресурсы и внимание на другие регионы, и я опасаюсь, что в Украину вновь приходит кровавая весна», – заявил Джон Маккейн, сенатор-республиканец из США.

Настораживающе прозвучало мнение замминистра иностранных дел РФ Григория Карасина о том, что Украина якобы готовит силовой сценарий возвращения Донбасса. «Мне не хотелось бы думать в этом ключе, хотя, скажу честно, те мероприятия, которые проводят украинские вооруженные силы в непосредственной близости от линии соприкосновения, в том числе ротация военных, укрепление силовой составляющей, говорят о том, что, видимо, военный сценарий далеко не исключается», – передает слова Григория Карасина российская Лента.ру. Хотя в своем интервью турецкому телеканалу TRT World Президент Украины Петр Порошенко не сказал ни слова о подготовке к военной операции наступательного характера на Донбассе. Речь шла исключительно о возвращении Донбасса в состав Украины мирным путем.

Финансовое пике

Может сложиться впечатление, что Россия выводит часть своего военного контингента из Сирии для проведения наступления на Донбассе с целью расширения территории, подконтрольной донбасским сепаратистам, дабы сохранить ДНР и ЛНР в качестве непризнанных ориентированных на Россию сепаратистских образований. Зеркальный прецедент уже имел место осенью 2015 г., когда Россия сбавила накал агрессии на Донбассе после начала военной операции в Сирии.

Вот только первое впечатление бывает ошибочным. Снижение военной активности России в Сирии может быть связано с совершенно другими причинами. Победные реляции кремлевских бонз о «выполненных целях» в арабской республике, включая сохранение у власти Башара Асада и испытание передовых видов вооружений, это всего лишь информационное прикрытие для того, чтобы скрыть финансово-экономические причины, из-за которых Россия берет паузу в конфликте.

Следствием любой военной операции являются высокие финансовые расходы, которые не приемлемы для российского руководства в канун парламентских выборов в Госдуму осенью 2016 г. Один день пятимесячной военной операции в Сирии обходился российскому бюджету, по разным оценкам, от $4 млн до $8 млн в сутки. Это не считая ежегодных расходов на содержание Крыма (около $2,4 млрд), ДНР и ЛНР (около 1 млрд EUR), а также Абхазии ($150-160 млн) и Южной Осетии ($95 млн).

Плюс ко всему снижение цен на нефть, а также последствия международных секторальных санкций усугубили кризисные явления в российской экономике. При сохранении в течение нынешнего года цен на нефть на уровне $40 за баррель российский бюджет недоберет 1,6 трлн руб., а дефицит составит 5,2% ВВП.

Реальные зарплаты россиян в прошлом году упали на 9%, и это в условиях 13% инфляции, подорожания доллара и роста цен на продовольствие.

Рассчитанный на латание бюджетных дыр резервный фонд РФ ($49,72 млрд) сократился на 36,3% в 2015 г. При нынешних расходах и ожидаемом уменьшении доходов данной «заначки» может и не хватить до конца 2016 г., если цены на нефть снизятся до $30-35 за баррель.

«Все это означает, что 2016 год – это тот год, когда мы сможем последний год так тратить наши запасы, наши резервы. А дальше у нас таких ресурсов не будет, поэтому вопрос о консолидации бюджета стоит на повестке дня как задача номер один», – заявил Антон Силуанов, министр финансов РФ, российскому изданию «Взгляд».

Когда растут цены на гречку, имперские амбиции и великодержавные комплексы российского общества отходят на второй план. Причиной критики правящей партии «Единая Россия» могут стать чисто экономические факторы.

Плохие рейтинги  

На фоне кризисных явлений в экономике РФ правящая партия «Единая Россия» теряет былые рейтинги среди российских обывателей. Социологические опросы гласят о том, что на текущий момент «единоросов» поддерживают 39-49% россиян. Наблюдается существенное падение рейтинга партии власти по сравнению с результатами аналогичного опроса в январе 2015 г. (66% населения).

В канун выборов в Госдуму  на улучшение рейтингов «Единой России» может не повлиять даже культ личности Президента Владимира Путина, которого поддерживают 74% российских граждан, и который в свое время являлся председателем данной политической силы.

Поэтому наиболее вероятная причина выхода России из сирийского конфликта – необходимость освободить часть денежных средств и направить их на задабривание российского общества в канун выборов. Военные расходы предполагают затраты не только на боеприпасы и авиационное топливо, но и на обслуживание передовых видов вооружений, логистику, снабжение личного состава.

Снизив военную активность в Сирии, Владимир Путин желает перенаправить средства на укрепление позиций «Единой России» на предвыборном фронте. За несколько месяцев до голосования электорат «Единой России» может ожидать приятный сюрприз в виде повышения зарплат и социальных пособий.

И вопрос не в том, что партия власти наберет больше или меньше голосов в ходе голосования. Результаты парламентских выборов можно фальсифицировать в условиях отсутствия независимого гражданского контроля в России. Главная цель такого шага заключается в сохранении правящим режимом доверия среди россиян, основой которого является симбиоз крупного бизнеса и силовиков под крышей партии «Единой России», которая более 10 лет не сходит с политической арены в РФ.

Насколько Россия вышла из Сирии?

Сирийская кампания «принесена в жертву» не случайно. На текущий момент отсутствует необходимость в активной военной поддержке режима Башара Асада. В Сирии установилось «троевластие» — территория страны разделена между сторонниками президента Башара Асада, которому РФ помогла освободить часть территории, занятой умеренной сирийской оппозицией и ИГИЛ.

Потребность в возобновлении авиаударов ВКС РФ возникнет в том случае, если сирийская умеренная оппозиция либо исламские экстремисты перейдут в активное наступление и возникнет угроза поражения сухопутных войск Башара Асада. Поэтому постоянно удерживать значительное количество военной авиации и бронетехники не имеет смысла.

Нужно обратить внимание, что РФ намерена вывести основную часть своей военной группировки, но не все войска. Кремль сохранит на территории Сирии необходимое количество военных для гарантии безопасности режима Башара Асада до того, как подоспеет подкрепление из России в случае непредвиденных обстоятельств.

Напомню, что власть представителей партии «Баас» в Сирии, коим является Башар Асад, выгодна России для того, чтобы блокировать строительство через территорию страны Катарского газопровода (Катар – Саудовская Аравия – Иордания – Сирия – Турция), который предусматривает возможность прокачки 3,9 млрд куб. м природного газа в сутки.

Ранее в ЕС декларировали планы по увеличению импорта природного газа из Катара до 50 млрд. куб. м в год. И катарский газопровод мог бы стать причиной сокращения доли РФ на газовом рынке ЕС с 30% (161,5 куб. м) до 18,7%. Поэтому России не столь важно, кто будет стоять у руля сирийского правительства. Главное, чтобы сирийская власть продолжала блокировать реализацию на своей территории проектов газопроводов, которые создают конкуренцию газовым интересам России на европейском рынке.

Оставляя часть своего контингента на территории Сирии, РФ демонстрирует Западу и нефтяным монархиям свое намерение вернуться в любой момент при попытке ликвидации режима Башара Асада.

Мнимые угрозы для Украины

Нагнетание обстановки о неминуемой «кровавой весне» на Донбассе интересны Кремлю в информационном плане. Это позволяет российской власти завуалировать подлинную финансово-экономическую причину, которая заставляет РФ свернуть военную активность в Сирии.

Провокационное заявление российского замминистра иностранных дел рассчитано на то, чтобы подтвердить «опасения» Украины и Запада о неминуемой «кровавой весне» на Донбассе. На самом деле Россия взяла паузу для того, чтобы залатать часть дыр в бюджете, сэкономив на военной операции в Сирии.

Российское же общество при такой информационной поддержке может воспринять выход России из сирийского конфликта не как отступление, а как стратегический ход, направленный на помощь сторонниками «русского мира» на Донбассе.

Таким образом, с одной стороны, российская власть нивелирует какие-либо ассоциации военной операции в Сирии с Афганской кампанией 1979-89 гг., которая воспринимается в обществе в качестве «национальной трагедии» («афганский синдром»).

С другой стороны, правящая партия «Единая Россия» набирает рейтинги среди потенциального электората в канун парламентских выборов. Картинка в сознании некритически мыслящих слоев российского общества нарисована: Россия настолько ценит безопасность русских Донбасса, что готова даже остановить военную операцию в Сирии для их защиты!

Зато России позарез нужно раскачивать ситуацию вокруг возможной активизации военных действий на Донбассе для давления на визави на международной арене. Недавняя встреча представителей Нормандской четверки не принесла каких-либо существенных сдвигов касательно мирного урегулирования на Донбассе. А продолжающиеся провокации российско-террористических войск говорят о том, что Россия не намерена выполнять Минские договоренности.

Поэтому, взяв паузу в сирийском конфликте, Россия формирует мнимую угрозу расширения масштабов конфликта на Донбассе. А в условиях нагнетания «обеспокоенности в СМИ» любая локальная провокация российско-террористических войск может быть принята в качестве начала «кровавой весны». Москва рассчитывает подвести европейских представителей Нормандской четверки к идее необходимости больших уступок со стороны Украины для донбасских сепаратистов в угоду интересов Кремля и снять с повестки дня вопрос возвращения Крыма.

Муссируемый же в СМИ вариант возможного назначения Киевом бизнесмена Рината Ахметова и депутата от «Оппозиционного блока» Юрия Бойко руководителями оккупированных территорий Донбасса лишит РФ возможности использовать конфликт для шантажа украинской власти. Вряд ли Путину интересен на таком посту тот же Ахметов. Последний с прагматической точки зрения как никто заинтересован в восстановлении разрушенной инфраструктуры и уничтоженных военными действиями логистических цепочек между его предприятиями на различных территориях Донбасса.

Стратегически для РФ выгодно сохранение у власти в ДНР и ЛНР враждебно настроенных по отношению к Киеву сепаратистов. Это позволит России чужими руками периодически дестабилизировать ситуацию в восточных областях для того, чтобы сдерживать процессы европейской и евроатлантической интеграции Украины, ухудшать инвестиционный климат для международного бизнеса. Ни один инвестор не будет чувствовать себя комфортно в стране, где существует тлеющий военно-политический конфликт.

В любом случае, для проведения масштабной военной операции в Украине у российского руководства нет финансовых ресурсов. Впрочем, в этом нет потребности. Даже в существующем состоянии конфликт на Донбассе приносит Украине существенную головную боль. Имеющие место опасения относительно наступления «кровавой весны» на Донбассе преувеличены.

*

Top