Страна как никогда нуждается в идеологических партиях. Смогут ли новички ими стать?..
Лето традиционно и небезосновательно считается мертвым в политическом плане периодом. Однако сезон-2016 является тем самым редким исключением из правил. Партии, которые представлены в Верховной Раде, несмотря на то, что внеочередные выборы в единственный законодательный орган страны пока лишь носят иллюзорный характер, активно работают над тем, чтобы сохранить и по возможности – приумножить число своих сторонников. И не зря, ведь на партийно-политическом небосклоне страны загораются новые «звезды». Могут ли люди, которые создают партии и позиционируют себя политиками нового типа и мировоззрения перевернуть прочно зацементированную кланово-олигархическую систему или же их громкие лозунги – ширма, за которой, скорее, – пустота…?
На сегодняшний день в Украине зарегистрировано более 300 политических сил, преимущественное большинство из которых существуют лишь на бумаге. Имеют структурированную, организованную сеть региональных ячеек и действуют на постоянной основе, а не от выборов до выборов лишь несколько десятков партий. Остальные условно можно разделить на несколько групп. Первая группа – диванные политструктуры, используемые в ходе избирательных кампаний партиями-тяжеловесами для борьбы с конкурентами. Вторая группа – де-факто мертвые организации, регистрацию которых их создатели не аннулируют, руководствуясь принципом чемодана без ручки: и нести тяжело, и выбросить жалко. Третья группа – идеологические партии, которые в силу различных причин являются маргинальными и как следствие оказываются на обочине оживленной трассы общегосударственного уровня или же попадают в Верховную Раду, растворившись в «раскрученных» мега блоках. Во втором случае они, грубо выражаясь, являются марионетками тех, кто дал им политический приют и о каких-либо пускай даже минимальных рычагах влияния могут разве что мечтать. Четвертая группа, которая сегодня играет роль первой скрипки в отечественной политике – партии лидерского типа, не имеющие идеологического ядра, но умеющие отлично разыгрывать неизменно козырную популистскую карту.
Экс-нардеп Тарас Чорновил убежден, что страна как никогда нуждается в идеологических партиях, «но они пока что не могут выкристаллизоваться». С одной стороны сложно не согласиться с мнением бывшего парламентария, с другой, социологические опросы свидетельствуют о том, что украинцы не особо-то и активничают в плане поиска альтернативы «старым» политическим силам.
Ждем новых, выбираем старых?
Социологическая группа «Рейтинг» на днях обнародовала данные опроса, согласно которому в случае проведения выборов в ближайшее воскресенье, в парламент прошли бы пять политсил: «Оппозиционный блок» и ВО «Батьківщина» – по 14% голосов, «Блок Петра Порошенко» – 11%, «Самопомич» – 9%, Радикальная партия – 8%. «Свобода» может рассчитывать на 4% голосов, «Гражданская позиция» Анатолия Гриценко и гипотетическая партия Михаила Саакашвили получили ли бы по 3%. В целом проведение досрочных парламентских выборов поддерживают 38% респондентов, 47% – не поддерживают. Еще 56% украинцев выразили готовность прийти на избирательные участки. Таким образом, преодолевают пятипроцентный проходной барьер политические силы, которые представлены в Раде действующего, VIII созыва. Возникает закономерный вопрос: присутствует ли на самом деле общественный запрос на обнуление – обновление в высших эшелонах украинской политики?
Вторая жизнь ДемАльянса
Поиском ответа, а главное – выработке успешной формулы изменения вектора электоральных предпочтений всерьез занялись так называемые политики новой волны или как их еще называют «постмайданные лидеры». Речь в первую очередь идет о действующих нардепах от ББП, а в недалеком прошлом известных журналистах и общественных деятелях Мустафе Найеме, Сергее Лещенко и Светлане Залищук. В виду серьезных разногласий с представителями старой гвардии, представленной в пропрезидентской фракции, идею отправиться в свободное политическое плаванье вышеупомянутая троица вынашивала больше года. Однако к реальным действиям «молодые лица» украинской политики приступили совсем недавно. Строить партию, что называется с нуля Мустафа и сотоварищи не стали, договорившись с лидером «Демократического Альянса» Василием Гацько об обновлении возглавляемой им политсилы.
Небольшой экскурс в историю. ДемАльянс начал активную партийную деятельность еще в 2010-м, однако на данный момент представители этой политической силы представлены лишь на местном уровне: пробиться в высшую — парламентскую лигу им так и не удалось. В ходе последних парламентских выборов-2014 Василий Гацько растворил ДА в «Гражданской позиции», возглавляемой Анатолием Гриценко. Впрочем, растворил – это громко сказано. В партию экс-министра обороны Гацько, который занял вторую позицию в избирательном списке, провел лишь двух своих соратников: Наталью Соколенко (13 номер) и Максима Черкасенко (№33). Команде Анатолия Гриценко удалось завоевать доверие 3,1% украинцев, тогда как для прохождения в парламент необходимым минимумом является 5% голосов избирателей.
Финансовые доноры «новых лиц» политики
После избирательного фиаско представители ДемАльянса не были замечены в активной политической деятельности вплоть до старта Революции Достоинства, которая и сблизила Василия Гацько с Мустафой Найемом и Сергеем Лещенко. Кстати говоря, в кулуарах говорят о том, что «Демократический Альянс» — это проект, который финансировал бывший глава администрации президента Януковича Сергей Левочкин. Между тем сам Гацько в беседах с корреспондентом Hubs не единожды опровергал эту информацию. Лидер внезапно «восставшего из пепла» ДемАльянса утверждает, что партия существует за счет вступительных членских взносов и благотворительных пожертвований. К слову, новоиспеченные лидеры обновленного «Демократического Альянса» Найем и Лещенко при вступлении в эту политсилу заплатили по 150 грн. взноса. Даже если предположить, что в обновленный ДемАльянс вступят десятки тысяч рядовых украинцев, вряд ли их пожертвований хватит на проведение полноценной избирательной кампании, да и вообще – бесперебойного будничного функционирования партии.
Крупнейшим спонсором «Демальянса» является Александр Кардаков- владелец IT-фирм «Инком» и «Датагруп». В начале года он перечислил партии 532 тыс. гривен (260 тыс. в январе и 272 тыс. в феврале). По версии журнала «Форбс», в 2014-м Кардаков занял 69 место в списке самых богатых украинцев.
Однако новых лидеров ДА сейчас беспокоят вовсе не финансы. В ходе недавнего съезда «Демократического Альянса» Найем, Лещенко, Залищук, Гацько и другие, менее известные широкой публике персоны в унисон (лишь в разной интерпретации) заявили, что их ключевой задачей на данный момент является ребрендинг партии и разработка четкой идеологической платформы. По мнению экспертов именно идеологическая составляющая станет главной болевой точкой реинкарнированого ДемАльянса. Причин много, ключевая одна: большинство ведущих политических партий подменяют идеологию популистской риторикой, благодаря чему держатся на плаву, потому как хотят быть одинаково хорошими и для пенсионеров, и для представителей бизнес среды. Какую идеологию вы исповедуете: правую, центристскую, или, может быть, левую? Внятно и аргументировано ответить на этот вопрос не могут действующие нардепы, представляющие различные фракции, чего уж говорить о новичках…
Президентская партия прокуроров
Объективности ради стоит отметить, что идеологий в их классическом понимании сегодня не существует, или, по меньшей мере, их контуры очень размыты. К примеру, чешский премьер – левоцентрист Богуслав Соботка является надежным партнером нашей страны, в то время как многие европейские консерваторы и националисты, занимающие высшие государственные посты, не скрывают своей откровенно пророссийской позиции.
Синхронно с активизацией деятельности представителей обновленного ДемАльянса в политический омут с головой окунулись и в недалеком прошлом сотрудники Генрокуратуры – Виталий Касько, Давид Сакварелидзе, а также внефракционный депутат с генеральским званием Виктор Чумак. Правда, эта политическая сборная решила строить команду с чистого листа. Сейчас соратники экс-президента Грузии Михаила Саакашвили (сам Михо, в виду того, что занимает пост губернатора де-юре не имеет права быть лидером политической силы) занимаются сбором подписей, необходимых для регистрации партии, поиском спонсоров, наработкой программной дорожной карты и так далее.
Под партию бывшего президента Грузии, несмотря на то, что у нее на данный момент нет ни названия, ни регистрационного свидетельства, ни уж тем более, программно-стратегической идеологической платформы, уже арендован шикарный офис в самом сердце столицы – Музейном переулке. В режиме «off the records» представители этой политсилы признаются, что ведут переговоры о сотрудничестве с Павлом Рябикиным. Ранее он был одним из топ-функционеров УДАРа, экс-парламентарием, бывшим заместителем главы КГГА Виталия Кличко. В период «оранжевых» событий г-н Рябикин, которого многие действующие политики из высшей лиги называют сильнейшим партийным организатором, был доверенным лицом кандидата в президенты Виктора Ющенко.
До недавнего времени многие аналитики (и небезосновательно) полагали, что команды Найема-Лещенко и Сакварелидзе-Касько будут протаптывать себе дорогу в большую политику, идя плечом к плечу. Однако не так случилось, как ожидалось. Камнем преткновения называют желание Михаила Саакашвили быть единоличным лидером в лагере «молодых демократов». Однако есть и противоположное мнение, которое сводится к тому, что не Михо, а вкусившие вкус власти Лещенко и Найем не пожелали потеряться в лучах рейтинговой славы Саакашвили, поэтому решили идти отдельной дорогой.
Дадут ли полноценные партийные плоды зерна, посеянные «новыми» лицами украинской политики, или же они станут безликими проектами, финансируемыми олигархами и удовлетворяющими лишь непомерные амбиции своих лидеров? Вопрос пока что остается открытым, но очевидно одно: осенью, когда обе партии проведут свои съезды, станет более-менее ясно, кто хочет быть, а кто – казаться, кто намерен всерьез заниматься политикой, а кто – играть. Сейчас наша политика – это игра без правил. Изменится ли что-то в обозримом будущем? Несмотря на трудности, которые переживает сегодня наша страна, хочется все же быть оптимистом. В любом случае, создание новых политических сил – большой плюс, ведь конкуренция порождает качество.