Что не так в попытках найти замену Яценюку

Вопрос без ответа: а какую вообще политику собираются проводить кандидаты в премьеры?

Возможная отставка нынешнего премьер-министра Украины Арсения Яценюка вот уже второй месяц остается главной политической темой страны. После каждого очередного пламенного выступления Юрия Луценко, лидера фракции «Блока Петра Порошенко», кажется, что правительство получит приставку и.о. буквально в течение нескольких дней.

Но Арсений Петрович пока что держится в своем кресле. Причина – практическая невозможность собрать 226 голосов под любую другую кандидатуру. Этим и пользуется сам Яценюк, не переставая озвучивать условие своей «капитуляции»: «Назовите премьер-министра, сформируйте команду, покажите 226 голосов за кандидатуру нового премьера, покажите программу следующего правительства на 2016 год и мы готовы начать консультации относительно нашего участия в будущей коалиции».

Но оппоненты премьера не хотят играть в открытую. Все большие раздраженность и недоумение вызывает упорное нежелание пропрезидентских сил озвучить собственные кадровые предложение. В навязчивую мантру превратились высказывания упомянутого Луценко о том, что свою кандидатуру БПП внесет, как только будет заявление об отставке премьер-министра. «Мы давно ждем этого момента», — повторяет Юрий Витальевич.

Подобная скрытность плоха по двум причинам. Во-первых, она с головой выдает глубокие сомнения Банковой в том, что предложенная ею кандидатура наберет необходимое количество депутатских голосов. Во-вторых, и политики, и эксперты все больше склоняются к мысли, что назначить нового премьера получится разве что в условиях цейтнота – дабы не оставлять исполнительную власть без полномочного главы правительства. В-третьих, интриги и гадания по поводу кандидатуры премьера обнажают системную проблему нынешней власти: спор ведется вокруг фамилий, а не программ, планов, в конце концов – философии развития страны и ее экономической сферы.

Внефракционный народный депутат Виктор Балога иронизирует в соцсетях: «Оказывается, у фракции БПП есть и кандидатура нового премьер-министра, и программа действий, и голоса на это все. Лично я искренне удивлен. […] Такое впечатление, что мы живем в Северной Корее. […] Уважаемые, если есть кандидатура, то озвучьте ее. А еще лучше – покажите ваш план действий, чтобы мы могли обсудить его в обществе. А то, оказывается, вы собрались спасать страну, но делаете это как-то очень скромно – так, чтоб никто об этом не знал».

Егор Фирсов, нардеп, недавно покинувший фракцию БПП, также обращает внимание на то, что дискуссия «строится вокруг той или иной фамилии». «Но почему-то нет споров о программе правительства. Почему никто не обсуждает планы, подходы, стратегию? Придет новый премьер, ну хорошо, но чем он будет отличаться от двадцати «папередникив»?

О необходимости презентации программ будущих премьеров публично высказались также Виктор Галасюк из Радикальной партии, Константин Усов из БПП и ряд других парламентариев. Но для того, чтобы объявлять «кастинг», необходимо хотя бы единожды озвучить фамилии тех, кто может претендовать на эту должность.

Среди наиболее вероятных претендентов на пост главы Кабмина называют имена действующего министра финансов Натальи Яресько и спикера парламента Владимира Гройсмана. Реже упоминалась кандидатура нынешнего министра иностранных дел Павла Климкина.

По многочисленным свидетельствам, Яресько уже получила предложение возглавить Кабмин и якобы даже составила план замены всех министров на «малоизвестных технократов». О других намерениях Натальи Ивановны, как премьера, неизвестно пока даже на уровне слухов. Но если такой состав Кабмина и будет утвержден, он станет уязвимым местом Яресько – сомнительно, что депутаты поддержат премьера, который, в свою очередь, останется слеп и глух к их кадровым «хотелкам».

Кроме того, причиной недоверия к Яресько может стать и склонность главы Минфина слишком пафосно отзываться о своих достижениях. В свое время списание части внешнего долга она назвала «выдающимся событием в жизни Украины», а совсем недавно пугала всех тем, что смена правительства грозит Украине прекращением кредитования. Особого доверия к ней не добавили ни история с принятием Закона о «Госбюджете-2016», ни проект Налогового кодекса, который, по мнению ряда экспертов, еще больше увеличит налоговую нагрузку на бизнес вместо того, чтобы ее ослабить, ни так и невыполненное обещание расформировать налоговую милицию.

Депутат от фракции «Батькивщина» Сергей Власенко в интервью Hubs поставил под сомнение ценность ее опыта работы в инвестиционной компании, где Наталья Яресько трудилась до назначения в Кабмин. «Что такое инвесткомпания при Януковиче? Это «договорняки», «откаты» и тому подобное», — сказал он.

По мнению экономиста Владимира Ланового, опыт работы в частной фирме не имеет отношения к государственному управлению. «На мой взгляд, не только не имеет, но он противоположен, так как позиция частного бизнеса, как правило, противостоит интересам потребителя», — считает он.

Еще более категоричен эксперт Тарас Загородний, управляющий партнер Национальной антикризисной группы: «Единственное достижение Яресько – ей удалось договориться о реструктуризации наших внешних долгов, добиться передышки до 2020 года. У нее коммунистические замашки — все поставить под контроль. Ею был провален налоговый кодекс. Министерство финансов нарушало украинское законодательство: проект бюджета страны подавался несвоевременно. Яресько уверена, что если уничтожить единый налог, то все пойдет хорошо. Ее действия – прислать налоговую, которая будет драть три шкуры и с юридических, и с физических лиц. Вот это весь ее план действий: у нас был год, чтобы увидеть ее реальную работу».

Впрочем, буквально в последние пару дней шансы Яресько сменить Яценюка стали выглядеть более призрачно. Несмотря на то, что ее кандидатура пользуется однозначной поддержкой Запада, у Порошенко основную ставку делают на лично преданного Владимира Гройсмана. Как утверждают знающие люди, еще с 2014-го года президент очень хочет видеть на посту руководителя исполнительной власти своего винницкого земляка. Это обстоятельство работает отнюдь не в пользу назначения Владимира Борисовича, так как и в глазах Запада, и в глазах украинцев будет означать неоправданный перекос в сторону усиления президентской власти. Да и говорить о наличии собственной экономической программы у Гройсмана можно только с большой долей фантазии: как премьер, он будет проводить политику, сформированную в АП – если что, с ее особенностями желающие могут ознакомиться на примере Валерии Гонтаревой.

Показательно, что уже даже не рассматривается в качестве претендента на премьерское кресло Михеил Саакашвили. Хотя в пользу его назначения мог бы свидетельствовать реформаторский опыт на государственном уровне. Против – импульсивность, непредсказуемость и склонность к волюнтаристским решениям (которые вряд ли найдут поддержку во фрагментированном парламенте). Как считает Владимир Лановой, «Саакашвили – единственный, у кого присутствует опыт государственного управления и опыт проведения последовательных реформ. Дали ли они долгосрочный эффект, покажет время, но он хотя бы видит задачу, потому как ни Гройсман, ни Яресько не видят никакой необходимости реформ, они вообще не понимают, что нужно менять в системе или каких-то ее отдельных частях», — говорит он.

Директор Международного центра реформ Александр Носаль говорит, что каждый из перечисленных имеет какое-то видение реформ и преобразований, но он его не сможет реализовать. «При назначении на любую должность кандидат в первую очередь выясняет, какими полномочиями он обладает. Технократическое правительство, в моем понимании, это когда премьер имеет право на формирование Кабинета министров, а не коалиция ему их навязывает. Если же нет конструктивной поддержки парламента, премьер-министр не сможет проводить те реформы, которые необходимы стране. А без реформ страна остается законсервированной в сложившейся ситуации, бизнес потихоньку угасает, часть его приходит к точке замерзания», — прокомментировал он.

Эксперт полагает, что говорить о полной поддержке премьера можно будет только после перевыборов в парламент. «Наш парламент показал, что он не дееспособен. Каждые перевыборы, как бы там ни было, в определенной степени обновляют его. У вновь избранного парламента в самом начале есть энтузиазм, а этот – уже потерял доверие людей», — поделился Александр Носаль своими соображениями.

Бизнес и реформы

Выразители интересов крупного бизнеса, с которыми удалось пообщаться Hubs, считают, что назначение главы Кабмина не должно происходит изолировано от национальных бизнес-ассоциаций.

Председатель Торгово-промышленной палаты Украины Геннадий Чижиков уверен, что каждый из тех, чьи фамилии сейчас звучат в контексте смены правительства, способен создать свою команду и готов в короткое время подготовить свою программу реформирования экономики.

«Вопрос в другом, — говорит он, — это будет снова программа, подготовленная узким кругом, и тот диалог, к которому стремится украинский бизнес, снова не будет налажен. А без этого диалога не будет европейской цивилизованной Украины, поскольку в Европе ни одно решение, касающееся экономической сферы, не принимается без серьезных консультаций с крупнейшими бизнес-ассоциациями».

Глава ТПП уверен, что «попытка консолидировать мнения представителей бизнеса в процессе диалога даст возможность любому премьер-министру, который придет, получить ориентир и точку опоры. Реформы, поддержанные бизнесом, будут осуществляться с большей интенсивностью и эффективностью».

В консолидации действий президента, правительства и парламента видит решение всех системных проблем экономики и налоговой политики глава Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах. Он констатировал, что на сегодня в Украине, к сожалению, нет такого подхода. «Меня очень волнует то, что в условиях парламентско-президентского государственного устройства правительство является продуктом договоренности между президентом и парламентом. И когда Верховная Рада поддерживает максимум 30% инициатив правительства, а Коалиционное соглашение выполняется не более чем на 20%, то это становится общенациональной сверхпроблемой», — говорит глава УСПП.

Чтобы избежать этой неутешительной статистики, на должность премьера должна быть выдвинута кандидатура, имеющая поддержу и парламента, и общества, и президента. «Не только премьер, но и весь состав правительства не должен назначаться по нашим позорным обычаям — нельзя допускать, чтобы кадровая политика основывалась на принципах личной преданности, коррупционной возни вокруг ресурсов или партийных квот», — высказался Кинах.

*

Top