Рада в тупике: кто ее туда завел и кто от этого выигрывает

Тянуть время и топить оппонентов – вот и вся нехитрая тактика враждующих политических команд

Без малого месяц народные депутаты не собирались на пленарные заседания. После скандально-неудачной попытки выразить недоверие правительству Арсения Яценюка 16 февраля у парламентариев, казалось, было достаточно времени, чтобы найти выход из патовой ситуации. Но первые же два дня парламентских потуг после неформальных каникул показали, что время это было потрачено впустую: Верховная Рада сохраняет видимость работоспособности лишь в двух случаях.

Первый – необходимость выполнять хоть минимальные обязательства перед зарубежными партнерами (как в случае с многострадальным законом об электронном декларировании доходов). Второй – рассмотрение вопросов, которые не отнесешь даже ко второстепенным (как при рассмотрении вопросов, связанных с парламентскими слушаниями).

Шутка ли: во вторник, 15 марта, утром, уже после заседаний фракций, после многократных и многочасовых переговоров на Банковой во всевозможных форматах, нардепы, взявшие на себя труд пообщаться с прессой в кулуарах, не могли дать ответа ни на один из животрепещущих вопросов:

— что будет с коалицией, премьером и правительством?

— кто и когда придет в ГПУ на место Шокина?

— каковы перспективы развития ситуации на Донбассе в контексте проведения местных выборов, на которых настаивают в Берлине и Париже?

Причем было хорошо заметно, что донбасский вопрос находится на периферии депутатского внимания. Саму идею о проведении выборов по украинскому законодательству на контролируемых сепаратистами территориях перед камерами и микрофонами они, конечно, гневно отвергают: «до тех пор, пока не будут выведены вооружения и российские войска… восстановлен контроль над границей… освобождены заложники… вывешены украинские флаги… ни при каких других условиях…». Но при этом признают, что, да, по поручению Петра Порошенко соответствующий законопроект уже готовит Руслан Князевич, но его содержание – тайна за семью печатями.

Сергей Тарута

Экс-губернатор Донетчины Сергей Тарута заявляет, что разрабатывать закон о выборах на Донбассе депутатов от этого региона не приглашали

С Шокиным ситуация прояснилась только к исходу среды: 17 марта Рада попробует наконец-то отправить его в отставку. Правда, в самой Генпрокуратуре уверены, что и на это решение голосов в зале не хватит.

Редкий повод для гордости

Единственным действительно результативным голосованием стали 278 голосов в поддержку президентских поправок к закону о декларациях. Спикер парламента Владимир Гройсман по всей видимости посчитал это настолько выдающимся свершением, что трижды поздравил депутатов с «практически 100%-м выполнением плана по внедрению безвизового режима»: сразу после процедуры, закрывая заседания во вторник и открывая заседание в среду.

Председатель при этом, конечно, немного лукавил: ведь лишь к вечеру сегодняшнего дня, 16 марта, Кабинет министров смог наконец-то утвердить кандидатуры еще двух членов Национального агентства по предотвращению коррупции. Это-то и было последним формальным требованием европейской стороны. А будет ли оно окончательным – как знать: к моменту, когда евродепутаты с евробюрократами будут решать судьбу безвизового режима, у них могут появиться и другие вопросы. Например, о том, выполняет ли Украина нормы собственного законодательства: избрание членов НАПК – еще не гарантия, что новый орган начнет работу и сможет справиться с возложенными на него задачами.

Да и с самим законом о декларировании все в итоге оказалось не настолько гладко, как хотелось бы. Нет-нет, формально Еврокомиссии придраться будет вроде как не к чему. Но избирателям будет полезно знать, что в самый последний момент уже и Президент Украины не удержался от соблазна оставить в законе парочку лазеек, заметно смягчающих его нормы.

В одном случае должностным лицам оставлена возможность не указывать стоимость ценного движимого имущества (кроме автомобилей). В другом – предоставление неправдивых сведений в декларации, согласно поправкам президента, может быть наказано штрафом от 2 500 до 3 000 необлагаемых минимумов доходов (42 500 – 51 000 грн) – в то время, как в предыдущем варианте предполагалось наказание в виде общественных работ (150-240 часов) либо лишения свободы (до 2-х лет).

На практике, по словам председателя комитета ВР по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Егора Соболева, это будет означать следующее: «посадовці» смогут легально утаивать стоимость принадлежащих им произведений искусства, антиквариата, драгоценностей; а гуманные украинские суды практически всегда в качестве меры наказания будут выбирать именно штраф. Впрочем, как отметил тот же Соболев, приходится соглашаться и на такой вариант: «Прозрачность без наказания лучше, чем наказание без прозрачности». И на том, мол, спасибо.

Ляшко плюс Яценюк, Порошенко минус Садовый

Полтора дня работы Рады очень четко показали, в каком состоянии находятся взаимоотношения между различными фракциями.

Факт первый. «Президентские» переругались с «Самопомощью». Андрею Садовому на Банковой предложили возглавить Кабмин (и моментально вбросили эту новость в публичный оборот) – а он отказался. За что теперь получает свою порцию обвинений в безответственности, заботе только о собственном рейтинге, сговоре с Яценюком и олигархами.

Комбинация беспроигрышная: представить, что Садовый согласился бы на такое предложение, практически невозможно. И дело даже не в безответственности, а в бесперспективности: инициативы такого премьера гарантированно поддержат аж 26 нардепов (по числу «штыков» во фракции «Самопомощи»). Все остальные же будут заняты куда более важным делом: безнаказанным уничтожением конкурента.

Луценко-Рада-зал

После всего, что Юрий Луценко наговорил в адрес Арсения Яценюка и Андрея Садового, слабо верится, что эти политсилы способны примириться

Факт второй. Яценюк нашел поддержку в лице Олега Ляшко. А последний очень умело использует свой статус обладателя «золотой акции» и хорошо считает. И в самом деле: «Самопомощь» предпочитает оставаться в «гордой оппозиции», чего не скрывает. В «Батькивщине» спят и видят досрочные выборы. Голосов депутатских групп и внефракционных парламентариев для формирования коалиции не хватит. Позиции Порошенко и БПП выглядят куда прочнее, чем Яценюка и НФ. Что в такой ситуации делать владельцу «золотой акции»? Правильно: поддерживать того, кто слабее.

Зримым воплощением нового союза и стала самоотверженная борьба РПЛ и НФ за попытки протолкнуть «законопроект о конфискации до приговора суда» хотя бы в повестку дня Рады (отметим, что сам законопроект – образец чистого популизма и одновременно признание в бесполезности правоохранительно-судебной системы, неспособной привлечь к ответственности коррупционеров прошлого режима).

Пашинский Верховная Рада

«Смешались в кучу….» Номинальная партия власти блокирует трибуну парламента, упрекая другие партии власти в пособничестве прежней преступной власти

Факт третий. Если речь не идет об обязательствах перед Западом (о чем говорилось выше), то фракции готовы найти любой повод, лишь бы сцепиться друг с другом. История с «законом о конфискации» это прекрасно иллюстрирует: топить готовы любую инициативу, лишь бы не дать оппоненту заработать очки в глазах избирателей и продемонстрировать его слабость и недееспособность. А иначе как объяснить такой абсурд, как блокирование трибуны представителями якобы существующей коалиции, да еще из пропремьерской фракции?

Что характерно, все участники конфликта  уверены, что время работает именно на них. У Порошенко верят, что чем дольше продлится фактически коллапс исполнительной и законодательной власти, тем больше аргументов за отставку Яценюка как причину этого цугцванга. И тем больше шансов, что удастся провести во главу Кабмина Гройсмана – под лозунгом «лучше он, чем полная анархия» и перевыборы.

У Яценюка уверены, что коллапс играет как раз на руку премьеру, демонстрируя как раз противоположное: один только глава правительства и готов работать, но ему не дают. Причем не дают те, кто и сам не способен собрать 226 голосов.

Сюмар-Рада

Виктория Сюмар («Народный фронт»): «С таким парламентом работать невозможно ни одному премьеру!»

У Ляшко подсчитывают, как быстро растет в цене «золотая акция». В «Батькивщине» празднуют: по данным соцопросов, их лидер уже обогнала Порошенко по популярности (ББП вообще скатился на 5-е место в партийном зачете, в котором лидирует партия Тимошенко), а большинство украинцев поддерживают проведение не только досрочных парламентских, но и досрочных президентских выборов.

Юлия Тимошенко

Юлия Тимошенко снова на подъеме

Ирония в том, что избежать такого сценария Банковой было бы проще всего, сохранив Яценюка на посту премьер-министра. Но, кажется, взаимные обвинения и обиды зашли уже слишком далеко.

А неприятный для украинского парламента вывод в том, что распавшись на враждующие и интригующие фракции, нардепы лишают Верховную Раду субъектности в политическом процессе.

Фото: Константин Макульский

*

Top