Более всех наглеют в Госпродпотребслужбе и ГосЧС
В минувшую пятницу, 17 марта, состоялось третье по счету заседание Совета по вопросам государственного надзора (контроля) при Государственной регуляторной службе (ГРС). Данный Совет, в состав которого входят общественники и чиновники (см. «Представитель работодателей – о важности процедуры» в конце текста), раз в неделю занимается согласованием заявок контролирующих органов на проведение внеплановых проверок по жалобам физических лиц.
Результат просто потрясающий: согласовано только 48 обращений контролирующих органов из 123. А в 75 случаях в проведении внеплановых проверок было отказано. На предыдущих двух заседаниях Совет, как отметили Hubs в пресс-службе ГРС, отмел 59 заявок, согласовав 46. Исходя из приведенной цифири, можно сделать вывод, что большинство контролеров используют «сигналы» граждан вовсе не для того, чтобы разобраться в конкретной ситуации, а для давления на бизнес. И хорошо, что на их пути появилась преграда в виде Совета.
Откуда ноги растут
В начале 2017 г. в Украине вступил в силу Закон «Об особенностях осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (подробнее о нем см. здесь и здесь). Данным Законом, помимо моратория на плановые проверки для некоторых надзорных органов, введена и вступила в силу в начале марта вышеприведенная процедура согласования обращений по поводу проведения внеплановых проверок по заявлениям физлиц.
Понятно, почему. Ведь долгое время именно эти «сигналы» использовались как повод для «чеса» предпринимателей. Особую популярность данная методика приобрела в 2014-2016 гг., когда проведение плановых проверок было запрещено практически всеми контролерами. Другое дело – внеплановые посещения предприятий по «жалобам», авторов которых никто никогда не проверял. Поэтому «сигналы», как писал Hubs, нередко сочинялись самими контролерами, нередко – под копирку.
Правда, как отмечает Наталья Гостева, директор департамента дерегуляции предпринимательской деятельности Федерации работодателей Украины (ФРУ), на пути подобной самодеятельности существовал некий барьер – разрешение на проведение таких проверок давал Кабмин. Но с учетом того, что чиновники давали «добро» таким же чиновникам, он был больше формального свойства. Иное дело Совет – входящие в него на паритетных началах общественники прекрасно осведомлены о практике «работы» контролирующих органов, а потому спуску им не дают.
На чем «погорели»
По просьбе Hubs, в пресс-службе ГРС прокомментировали текущие итоги работы Совета. Картина получилась и удручающей, и показательной.
Во-первых, контролеры не читают законы и уж тем более не пытаются их исполнять. Ничем другим не пояснишь то обстоятельство, что 122 обращения по поводу проведения внеплановых проверок были составлены на основании жалоб физлиц, зарегистрированных …в 2015-2016 гг., тогда как Закон, предусматривающий согласовательную процедуру, вступил в силу в начале 2017 г., т.е. обратной силы он не имеет. Понятно, что Совет эти обращения даже не рассматривал.
Во-вторых, надзорные органы, видимо, собирались разбираться не по сути жалоб, а преследовали иные цели. Ведь основные причины, по которым Совет не дал согласования на проведение внеплановых проверок, процедурного свойства. Надзорные органы, собиравшиеся проверить конкретный сигнал, почему-то не указали, кого конкретно собираются проверить (в обращениях не было ни наименования предприятия, ни его юридического адреса или места проживания для физлиц-предпринимателей).
Контролеры «забыли» упомянуть, по каким вопросам они будут шерстить предприятия (что как раз и является основанием для проведения проверки) и нарушения каких норм законодательства были допущены. Подчеркнем, что наличие этих данных в направлении на проверку, которое предъявляется при визите на предприятие, согласно Закону «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», является обязательным.
Выходит, что в ряде случаев внеплановые проверки были направлены не на выяснение обстоятельств, приведших к появлению жалобы физлица (если таковая, конечно, была), а на то, чтобы элементарно нагнуть проверяемого. Возможно, за то, что он не выплачивает определенную мзду контролерам, возможно, в интересах конкурентов – третьих лиц. Согласно обнародованной информации, данный стиль «работы» характерен для проверяющих из Госпродпотребслужбы и ГосЧС .
Перспективы
В ГРС и Совете намерены продолжать работу по выявлению недобросовестных контролеров и, вопреки слухам, не передавать ее на места – там она сразу заглохнет. Но это не означает, что бизнесу можно притупить бдительность. Ведь большинство надзорных органов выведены из-под действия законодательных ограничений на проверки (ГФС, Государственная архитектурно-строительная инспекция, Государственная служба по вопросам труда и др.), а потому спецпроцедура на них не распространяется.
Тем более что контролеры добиваются эксклюзивных полномочий. Например, как писал Hubs, Гоструда пытается дать право инспекторам по труду беспрепятственно и в любое время суток заходить на любое предприятие и не раскрывать содержания жалоб и проверяемых вопросов.
Правда, сразу после публикации Hubs, в которой, в частности, была отражена отрицательна позиция работодателей относительно этих новаций, Гоструда «включил заднюю». Рассмотрением проекта Порядка осуществления госконтроля за соблюдением законодательства о труде (именно этим документом инспекторам пытаются дать неограниченные полномочия) займется Межведомственная комиссия под председательством вице-премьера Павла Розенко. Поскольку, по неофициальным данным, ее состав до сих пор не утвержден, вряд ли проект будет утвержден в ближайшее время.
Тем не менее опасность использования для давления на бизнес «жалоб трудящихся» госорганами, не попавшими под мораторий, реальная. Поэтому юристы советуют предпринимателям брать инициативу в свои руки. Они напоминают: если контролеры пришли на внеплановую проверку с направлением, в котором не указаны (или указаны с ошибками) адрес предприятия, его реквизиты, проверяемые вопросы и перечень нарушений конкретных норм законодательства, их смело можно не пускать за порог.
Представитель работодателей – о важности процедуры
Наталья Гостева, директор департамента дерегуляции предпринимательской деятельности ФРУ, член Совета по вопросам государственного надзора (контроля) при ГРС:
— Данный Совет, по сути, второй (первый – это Экспертно-апелляционный совет по вопросам лицензирования) уникальный орган государственно-частного партнерства при ГРС, который на 50% состоит из представителей общественности и на 50% – из чиновников. Ведь ранее разрешения на проведение внеплановых проверок контролирующими органами, попавшими под действие моратория, давал Кабмин. При этом общественность практически не привлекалась: соответствующие правительственные распоряжения даже не присылались стороне работодателей.
Сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону: каждое обращение физического лица тщательно анализируется и долго дискутируется на заседании Совета. Ведь его члены, представляющие общественность, прекрасно осведомлены, что любой контролирующий орган в состоянии «организовать» такое обращение и получить законное основание для посещения предприятия со всеми вытекающими для предпринимателей последствиями.
Чаще всех за согласованиями в проведении внеплановых проверок обращаются Госпродпотребслужба, Госэнергонадзор, ГосЧС, Госслужба по лекарственным средствам и контролю за наркотиками. Как правило, обращения физлиц касаются нарушений прав потребителей, предоставления некачественных услуг ПАО «Киевэнерго», нарушений пожарной и техногенной безопасности в жилых зданиях, магазинах, точках общепита.
Статья подготовлена в рамках информационного партнерства с Федерацией работодателей Украины (ФРУ). Деловой портал Hubs является Генеральным информационным партнером Комитета ФРУ по вопросам защиты бизнеса и прав собственности.