Порошенко всех переиграл. Но только тактически

Кабмин Яценюка от отставки спасла «новая коалиция»

16 февраля безусловно войдет в историю как день, когда Верховная Рада VIII созыва сделала огромный шаг на пути к утрате общественного доверия. Парламентарии более чем ясно продемонстрировали, что узкогрупповые интересы, «договорняки», «расклады», «многоходовочки» для них важнее даже самых элементарных норм приличия по отношению к избирателям.

В кулуарах Рады тут же родилась грустная шутка: нардепам стоит запретить голосовать 16 числа. Ровно 2 года и 1 месяц назад ВРУ приняла «диктаторские законы», ознаменовавшие начало конца предыдущего политического режима. Вчерашние решения законодателей по аналогии впору назвать «издевательскими».

…Еще до того, как перейти к определению судьбы Кабинета министров, депутаты успели отличиться двумя более чем спорными решениями. Для начала, с двадцать пятой (!!!) попытки был все-таки протянут законопроект о «партийной диктатуре» (официальное название – «Закон о внесении изменений в Закон Украины «О выборах народных депутатов Украины» относительно исключения кандидатов в народные депутаты Украины из избирательного списка в многомандатном округе»).

Несколько позже народные избранники «исправили» собственную ошибку двухмесячной давности: как бы ввели обязательное электронное декларирование доходов уже с текущего года. Но радость «перемоги» была омрачена несколькими деталями. Во-первых, уголовная ответственность за вранье в декларациях была отсрочена еще на год. Во-вторых, был заметно ограничен круг родственников, чьи доходы подлежат декларированию. В-третьих, порог декларирования повышен с 50 до 150 минимальных зарплат.

Но все это было лишь прелюдией к рассмотрению отчета Кабинета министров и принятию решения о доверии/недоверии к нему. Как известно, работу КМУ за минувший год депутаты признали неудовлетворительной (за – 247), но отправить «двоечников» в отставку не смогли (за – 194).

Далее – доходчивым языком цифр.

БПП дал 120 голосов за «неуд» Кабмину и 97 за отставку.

«Народный фронт» — 0 и 0 голосов соответственно.

Внефракционные – 29 за «неуд» и 28 за отставку.

«Оппоблок» — 26 и 8.

«Самопомощь» — 26 и 25.

«Видродження» — 0 и 0.

РПЛ – 15 и 15.

«Воля народа» — 15 и 6.

«Батькивщина» — 16 и 15.

В сухом остатке: Арсений Яценюк получил иммунитет от принудительной отставки как минимум до первого вторника сентября (дата начала следующей сессии ВР) – если только не пожелает покинуть пост премьера самостоятельно. Но вот судя по тому, как премьер цепляется за свой пост, надежд на такое развитие событий не очень много.

В общественное сознание моментально был вброшен тезис о том, что премьер был спасен своевременно покинувшими зал «оппоблоковцами» и «другими бывшими регионалами». Но элементарные познания в арифметике показывают, что это не так. Даже если бы ОП за отставку КМУ повторно дал 26 голосов, а «Воля народа» — 15, в сумме набрался бы всего 221 голос.


РАДА_1602-финал_12

Для отставки Яценюка не хватило, в первую очередь, голосов БПП

А вот как «испарились» 23 голоса фракции БПП, представители которой буквально несколько минут назад клялись, что фракция приняла решение о недоверии Кабмину, – вопрос интересный.

Впрочем, послушаем объяснения непосредственных участников событий в Раде. Благо дело, все они высказались сразу после голосования, чем и были свидетелями корреспонденты Hubs.

Юрий Луценко, лидер фракции БПП, упирал на то, что правительство уже не сможет работать так, как раньше – т.к. поддержки Рады у него больше нет: «Провести любой закон при нынешнем недоверии парламента правительству уже невозможно… Парламент с этим правительством не верит в возможность развития Украины». Луценко озвучил «вилку»: или Яценюк все-таки уйдет сам, или… «сядет за стол переговоров и создаст совершенно новое правительство».

Луценко-трибуна_3

Юрий Луценко: «За ближайшие три недели мы должны найти формулу нового эффективного правительства»

Юлия Тимошенко по горячим следам так и не смогла ответить, находится ли теперь ее фракция в оппозиции или коалиции, скрываясь за софистикой «невозможно выйти из того, чего не существует» (речь о коалиции, — ред.). По ее словам, страной реально правит «коалиция «Народного фронта» и осколков, частей Партии регионов». А «реальной демократической коалиции в этом парламенте никогда не существовало».

РАДА_1602-финал_19

Юлия Тимошенко: «В украинской политике создан кланово-политический сговор»

Ее однопартиец Александра Кужель сказала корреспонденту Hubs, что для «Батькивщины» не стали неожиданностью результаты голосования о недоверии правительству: «Сговор и деньги. Мы же знали, какой торг ведется», — ответила она. А вот о предмете торга говорить отказалась: «Не знаю. Я не пристутствовала».

Формально внефракционный вице-спикер парламента Оксана Сыриод озвучивала позицию «Самопомочи» и не скрывала разочарования: «Это публичное унижение и правительства, и парламента». По ее словам, лично ей все стало ясно в тот момент, когда Порошенко обратился к Яценюку с предложением сложить полномочия. «Президент согласно Конституции имеет право сам обратиться к парламенту с предложением отправить правительство в отставку». А вот о дальнейшем пребывании «Самопомочи» в коалиции также однозначно ответить не смогла: не это же главное, главное – судьба страны, сохранение Украины, «а вхождение и выхождение – это, скорее, формальность».

Сыроид Оксана_3

Сыроид считает, что досрочные выборы – еще большее зло, чем Яценюк в кресле премьера

Корреспондент Hubs уточнил у Оксаны Сыроид: а существует ли вообще парламентская коалиция на данный момент?

— А вы сами как считаете? — ответила вопросом на вопрос вице-спикер.

— Считаю, что не существует, — признался Hubs.

— А я считаю, что она существует. Но за пределами того формата, который обозначен в коалиционном соглашении, — сказала Сыроид, повторив в более мягкой форме тезис Тимошенко.

Депутат от «Народного фронта» Антон Геращенко по итогам трудного для его политсилы дня вовсе не светился от счастья. По его мнению, 16 февраля проиграли все: «победителей по результатам не оказалось». Впрочем, положительные стороны он также увидел: «Украина получила паузу до сентября» (можно успеть передоговориться); ушел в отставку Шокин.

А вот поймать представителя «Оппоблока» оказалось не простой задачей. Уже у стен парламента корреспондент Hubs услышал отрывочные слова Юрия Мирошниченко из серии: это их коалиция, их правительство, пусть сами и разбираются с его судьбой. Мол, мы-то тут при чем?

В итоге реконструкции события вторника, 16 февраля, которую сделал Hubs, дает повод предположить следующее.

Перенос отчета правительства с утреннего на вечернее заседание был вызван тем, что президент и премьер до последнего торговались и утрясали технические детали парламентской «спецоперации». Суть договоренностей – «и рыбку съесть, и косточкой не подавиться». Рассмотрим в персональном разрезе.

Что получил и потерял Яценюк? В плюсе: остался премьер-министром еще на полгода; получил свои «5 минут славы», отвечая оппонентам. В минусе: будет вынужден пойти на переформатирование Кабмина – иначе правительство не сможет набрать голоса ни под одну собственную законодательную инициативу (что было четко показано).

Что получил и потерял Порошенко? Практически в чистом плюсе: показал себя «арбитром», призвав уйти в отставку и одиозного Генпрокурора Виктора Шокина, и потерявшего доверие общества премьера. Шокин пожелание президента, заметьте, услышал и рапорт написал. Удалось отвлечь внимание от Кононенко и других неоднозначных фигур в парламенте. Вся возможная критика за провалы в экономике, социальной сфере, безопасности, даже дипломатии досталась правительству, президент и его фракция умыли руки. Западные партнеры довольны: ни отставок, ни перевыборов. Премьер «подвешен» и готов к неизбежным кадровым изменениям в правительстве. Вопрос о возможных досрочных выборах – снова полностью в руках Банковой.

«Минусы» же – скорее стратегического характера, и еще не факт, что они себя проявят в полной мере. Во-первых, есть риск, что скрыть откровенное двурушничество не удастся (23 «испарившихся» голоса БПП так просто не спрячешь). Во-вторых, для проведения комбинации с «недоотставкой» Яценюка пришлось для подстраховки прибегнуть к помощи «Оппоблока», «Видродження» и части «Воли народа» (здравствуй, новая «ширка»?) В-третьих, РПЛ, Тимошенко и «Самопомощь» получили огромнейший задел для критики БПП и лично президента.

Но в целом Порошенко смог найти формат, в котором он тактически переиграл всех. Президенту удалось почти невозможное: унизить и правительство, и парламент. Кабмин и премьер вынуждены жить с клеймом «неудовлетворительной работы». Парламент будет нести на себе груз ответственности за оставленного на должности Яценюка и обидные ассоциации с импотентом, который так много рассказывал и так мало смог.

Что касается «малых фракций», то у них положение двоякое. Тактически – провал. 16 февраля показало, что Тимошенко, Ляшко и Садовый, даже объединившись, не влияют на ситуацию. Голоса их фракций (66 мандатов) не тянут даже на «серебряную акцию» в случае сговора Порошенко с Яценюком (и маячащими за его спиной Коломойским и Ахметовым). Стратегически же – именно эта тройка при условии грамотной агиткампании теоретически способна раскачать ситуацию: вплоть до досрочных выборов и массовых протестов.

Покинут ли они коалицию формально? Может быть, но точно также могут и вернуться (все зависит от торгов). «Батькивщина» утром 17 февраля озвучила стремление коалицию покинуть, но реальный выход из коалиции — отзыв подписей под коалиционным соглашением; и как показывает пример РПЛ, между заявлениями и реальными действиями — огромный разрыв. А вот после более чем внимательного изучения результатов социологических исследований и сопоставления их с законом о выборах «малыши» могут передумать еще раз и еще раз. Ведь в контексте досрочных выборов выводы для Тимошенко, Ляшко и Садового не такие и радужные. Да, «Батькивщина» и «Самопомич» почти так же популярны, как БПП. Но и «Оппоблок» не отстает. А мажоритарная составляющая (традиционно слабое место «малышей») размоет любой пропорциональный результат.

Впрочем, есть предположение, что Ляшко, Тимошенко и Садовый были, что называется, «в доле» — то есть, как минимум, в курсе запланированной комбинации. И она их полностью устраивала. Свое т.н. разрешение на отстрел «президента, премьера, клептократической части коалиции и олигархического блока» (официальная риторика «Самопомочи») они получили.

«Оппоблок», «Видродження», «Воля народа» и часть внефракционных депутатов в очередной раз продемонстрировали свою значимость и полезность. Да, полноправными участниками официальной коалиции они вряд ли смогут стать (так и до «третьего Майдана» недалеко), но кого это волнует, когда на кону – эффективные и эффектные сиюминутные выгоды?

Каким может быть дальнейшее развитие событий.

Переформатирование Кабмина уже неизбежно. В ближайшие три недели (пленарные заседания Рады начнутся с 15 марта) будет вестись ожесточенный торг за портфели и потоки. Но, кстати, не факт, что Порошенко получит все, что пожелает, – раз Яценюка сохранили на посту премьера, значит, он президенту необходим/нужен/полезен (все вместе или подчеркнуть правильный вариант). Да и в ближайшее время мы узнаем, насколько опция «Яценюк-премьер» была важна для Вашингтона. Факт в том, что свою долю правительственного пирога Яценюк получит. Масштаб этой доли отслеживайте по «Фейсбуку» Арсена Авакова.

Массовый исход «малышей» из коалиции – не гарантия досрочных выборов. Как мы помним, роспуск парламента – право, а не обязанность главы государства (ст. 90 КУ). Впрочем, возможный срок новых выборов уже давно гуляет по коридорам и закоулкам власти – осень 2016 г. Но для этого должно быть выполнено еще множество условий, на которых останавливаться пока не будем.

«Ситуативная коалиция» – неплохой выход из ситуации. Особенно, если в правительство делегируют «технократов», которые устроят «Видродження», «Волю народа», влиятельных внефракционщиков, лично Олега Ляшко и, все возможно, Юлию Тимошенко.

И, да, нас ждет увлекательная история с назначением нового Генерального прокурора!

Фото: Константин Макульский

*

Top