В фокусе иноСМИ: авторы публикаций ругали украинский НДС, экономику, коррупцию, российскую агрессию, но советовали вести переговоры с РФ
За две недели праздников в ведущих мировых изданиях вышло несколько ключевых публикаций о глубине украинского экономического кризиса, влиянии российской агрессии на эти процессы, и, главное: в очередной раз иностранные журналисты дали нашим политикам и чиновникам хоть очевидные и банальные, но нужные советы по выходу из пике. Hubs собрал и процитировал главные месседжи иностранных СМИ как инвесторам в своих странах, так и украинским властям.
Украинский выбор
Французское издание Le Monde в один из первых дней 2016 года опубликовало редакционную статью о природе украинско-российского конфликта.
Издание пишет, что Украина пока не имеет перспектив членства в ЕС и, «благодаря» Франции и Германии, – в НАТО тоже. Украинцы только продемонстрировали европейский выбор, но даже этого Кремлю было достаточно, чтобы развернуть агрессию против соседа. «Киев помешал Владимиру Путину воссоздать Евразийский союз под влиянием Москвы. Без экономического потенциала Украины – практически 43 млн. человек, промышленной и сельскохозяйственной базы, – проект в составе России, Белоруссии и Казахстана не имел значения», – пишет Le Monde.
Le Monde актуализировал под Украину вопрос режиссера Нэнси Мейерс (автора популярного фильма «Чего хотят женщины»), и вышло «Чего хотят украинцы?» Само издание считает, что украинцы хотят вырваться из советской модели, в которой коррумпированный капитализм существует рядом с авторитаризмом властей. Это выбор в пользу европейской модели.
Неприятие Россией украинского выбора и новое экономическое давление на Украину французское издание называет абсурдом. «Экономика обеих стран в тяжелом состоянии. Соглашение Украины с ЕС должно было стать поводом трехсторонних переговоров с участием России. Так можно преодолеть конфликт с Москвой, возникший после Майдана», – пишет Le Monde. Издание считает, что глобальный подход – ключ к решению проблемы в российско-украинских отношениях.
Подготовка к войне?
Пока французский Le Monde советует Украине и Европе проводить бесполезные переговоры с Россией, издание The New York Times пишет, что Россия готовится к новой масштабной войне. Там приводятся данные, что с 2014 года Москва увеличила военный бюджет на $11 млрд.
Издание в нескольких предложениях описывает реальную суть украинско-российских отношений: «В начале 2014 года, после отстранения от власти пророссийского Президента Украины, Россия направила специальные силы в Крым. После референдума, который Украина и западные лидеры считают незаконным, Крым присоединился к России. В том же году украинские силы боролись на Востоке страны против пророссийских сепаратистов. Соглашение о прекращении огня в феврале 2015 года замедлило боевые действия, но столкновения продолжаются».
Вместе с украинским конфликтом в The New York Times вспомнили России поддержку режима Башара Асада и войну в Грузии 2008 года. Все это, а также информация о российской армии, собранная изданием, подводит к логическому выводу, озвученному в материале Йоханом Норбергом из шведского оборонного исследовательского агентства: «Россия готовится к масштабной межгосударственной войне. Речь идет не о миротворческих миссиях или борьбе против повстанцев».
Экономика на грани фола
«Украинская экономика, несмотря на некоторые улучшения, остается в удручающем состоянии», – такой неутешительный, но объективный вердикт Украине поставило британское издание The Economist. Статья, опубликованная в разделе «Перспективы Украины», оценивает состояние украинской экономики. Резюмировать ее можно несколькими медицинскими клише из фильмов: «Пациент скорее жив, чем мертв, но состояние стабильно тяжелое».
«Политики в Украине больше заняты драками, чем исправлением проблем в стране. Есть риск, что непопулярное правительство может рухнуть, чем проложит путь для возрождения пророссийских партий. Перспективы улучшений в Украине остаются неопределенными», – описывает украинские реалии The Economist.
Впрочем, в статье есть и оптимистичные ноты и посыл международным инвесторам: в Украине снизился уровень безработицы с 11% до 9%, государственные финансы благодаря кредиторам выглядят более здоровыми, сократились государственные расходы.
Однако на фразе «борьба с коррупцией» позитивный настрой снова падает. «Не видно того, чтобы фигуранты коррупционных скандалов прошлого режима сидели за решеткой. Правительство не смогло увеличить смехотворные зарплаты госслужащих. Даже высокопоставленные чиновники получают $300 в месяц, что делает борьбу с коррупцией особенно сложной», – пишет издание.
Порцию критики украинские власти получили и за «прибыльную, но мутную» систему установления налога на добавленную стоимость на экспортные товары. The Economist приходит к выводу, что даже чиновникам-реформаторам начинает надоедать ситуация в Украине, и они готовы сдаться. Авторы статьи вспоминают решение министра инфраструктуры Андрея Пивоварского уйти в отставку.
10 причин для оптимизма
После британской критики от The Economist с определенной долей оптимизма звучит статья Андерса Аслунда на сайте аналитического центра The Atlantic Council. «Проведено много реформ, скорректирован валютный счет, приняты изменения в налоговом законодательстве, реструктуризирован внешний долг», – краткая сводка по самым позитивным моментам в материале. Всего Андерс Аслунд называет 10 причин своего оптимистичного взгляда.
Шведский экономист дает Украине несколько советов о том, как добиться экономического роста. Его рекомендации достаточно банальны, но дивным образом совпадают со многими требованиями украинского бизнеса: не развалить коалицию, начать настоящую борьбу с коррупцией, реформировать Генпрокуратуру и судебную систему, завершить энергетическую реформу, выполнить требования МВФ, продолжить работу над уменьшением инфляции, провести аукционы по приватизации государственных предприятий, уделить приоритетное внимание переговорам по Донбассу и добиваться роста внутреннего производства. Как говорится, «повторение – мать учения».
Хоть прогноз Аслунда и оптимистичен, вывод у него в стиле материала The Economist: «Украина остается бедной страной, и в ближайшие годы это вряд ли изменится».