В фокусе иноСМИ: убийство Павла Шеремета, нарушение прав человека по две стороны от линии фронта, опасность ядерной войны со стороны России
На минувшей неделе для появления Украины на первых полосах иностранных медиа было много причин. К сожалению, главная из них трагическая – убийство журналиста Павла Шеремета в Киеве. Вспоминали о еще одном болезненном для Украины вопросе – несоблюдении прав человека в зоне проведения АТО и пытках с двух сторон военного конфликта. Hubs собрал наиболее интересные мысли на этот счет, высказанные в зарубежных масс-медиа, а также проследил, на что еще обращали внимание на прошлой неделе.
Жестокое предупреждение
Смерть журналиста Павла Шеремета не осталась незамеченной в мире. Никто не привык к настолько дерзким убийствам на улицах европейских столиц. Об этом писали журналисты BBC News, The Guardian, Aljazeera, New York Times, POLITICO. Писали много, но кроме догадок, никто не мог ответить на вопрос «почему?» Теряется в догадках, гипотезах и предположениях и украинское следствие. Вацлав Радзивинович, журналист Gazeta Wyborcza, выдвинул свое собственное предположение: убийство журналиста в центре столицы Украины – предупреждение от Москвы.
Автор статьи в Gazeta Wyborcza считает, что взрыв машины журналиста – не простое убийство или сведение счетов. Это – желание показать всему миру силу, с которой придется считаться. Радзивинович вспоминает некоторые факты из биографии Шеремета. Например, что его оператор Дмитрий Завадский бесследно исчез перед встречей с Павлом в минском аэропорту. Они должны были вместе отправиться на съемки. Как он погиб – до сих пор не известно. Автор материала вспоминает и три месяца ареста белорусским судом, а также двухлетний условный срок. Потом Шеремета лишили белорусского гражданства.
Все это могло бы навести на мысль, что в убийстве Шеремета замешан президент Беларуси Александр Лукашенко, если бы ни одно «но»: Радзивинович уверен, что Лукашенко разбирается со своими врагами тихо. В том, что кто-то из Украины причастен к убийству, он тоже сомневается: «Шеремет не угрожал украинским олигархам или так сильно, чтобы им было нужно устраивать показную расправу».
Радзивинович считает, что показное убийство в центре Киева выглядит как предостережение российским политическим эмигрантам, которые переехали в Украину.
Насилие по две стороны фронта
Amnesty International и Human Rights Watch уже не раз обращали внимание на нарушение базовых прав человека по две стороны от линии разграничения на Донбассе. На этот раз предупреждения правозащитных организаций стали объектом французской Le Monde. Уже в заголовке автор материала Бенуа Виткин акцентирует внимание на неоднозначности проблемы: «Пытки и задержания в Украине происходят с двух сторон конфликта».
Две стороны воюют, а страдают, в первую очередь, мирные жители, — в этом уверен Бенуа Виткин. «Они становятся жертвами задержаний и пыток со стороны двух воюющих сторон – украинской армии и поддерживаемых российскими вооруженными силами сепаратистов», — пишет автор материала в Le Monde. Он отмечает, что сам факт задержаний и пыток не нов. Скорее, вопрос только в том, что Amnesty International и Human Rights Watch предоставили новые доказательства, подтверждающие это.
Автор акцентирует внимание на том, что все факты нарушения прав человека, о которых идет речь в отчетах Amnesty International и Human Rights Watch, были зафиксированы во время действия Минских соглашений, «которые должны быть предназначены для снятия напряженности и обмена пленными».
В статье создается впечатление, что украинскую армию автор укоряет все же больше, чем пророссийских сепаратистов: «Озвучиваются похожие оправдания: украинская армия и военизированные батальоны, входящие в ее состав, арестовывают мирных жителей по подозрению в поддержке сепаратистов. То же происходит и с другой стороны».
Как Россия хочет стать угрозой
Британский политолог и профессор Центра международных отношений Нью-Йоркского университета Марк Галеотти часто комментирует вопросы внутренней и внешней политики России. В этот раз он написал статью для The National Interest, в которой анализирует, насколько реальна российская угроза.
Наиболее уязвимыми для российской агрессии Галеотти называет страны Балтии. Именно они могут стать лакмусовой бумажкой, которая покажет, готовы ли США к поддержанию коллективной безопасности ценой возможности ядерной войны с Россией. «Если США окажут сопротивление России, то это может привести к обмену ядерными ударами. Значит, Вашингтон должен найти способ, чтобы уменьшить свои обязательства перед странами Балтии», — пишет британский политолог. Он отмечает, что отказ США в той или иной мере выполнять статью 5 договора Североатлантического альянса, гласящую, что нападение на одного является нападением на многих, — путь к краху. Это стратегическая победа Путина, — пишет Галеотти.
Автор статьи отмечает, что «самая мудрая, безопасная и честная позиция в этом вопросе состоит в том, чтобы предоставить странам Балтии все возможные гарантии. Это поможет устранить риск «горячей» войны», — считает он.
Несмотря на акцент на странах Балтии, Галеотти отмечает, что страны находятся в меньшей зоне риска, чем Украина. «Для Москвы важна Украина. Россия примирилась с тем, что страны Балтии – часть Запада, но остальные постсоветские республики по-прежнему считает сферой своего влияния», — пишет The National Interest.