Неработающим предприятиям аннулируют лицензии
Лицензионная комиссия Министерства экологии и природных ресурсов начала проверку компаний, которые утилизируют опасные отходы. Напомним, 13 июля этого года Кабинет министров принял постановление №446, которым утвердил новые лицензионные условия ведения хозяйственной деятельности по утилизации таких отходов. Предприятиям дали два месяца с даты принятия постановления, чтобы привести технологическую и материально-техническую базу в соответствие с новыми требованиями. 20 сентября Минприроды издало приказ с графиком проверок предприятий до конца этого года.
«В министерстве составлен план проверок всех без исключения лицензиатов. Мы проверим каждого, и по результатам этих проверок будут приняты соответствующие решения», — подчеркнул министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак.
Министр сообщил, что сотрудники Минприроды планируют проверить 297 компаний, которые сегодня имеют лицензии на утилизацию (переработку и безопасное хранение) опасных отходов. Как проходят такие проверки, корреспондент Hubs увидел лично, приняв участие в одном из рейдов министерства.
Показательная проверка
Проверку при участии СМИ Минприроды организовало на предприятии «Мегаэкопром», расположенном в селе Забуяння Макаровского района Киевской области. Несмотря на то, что оно имеет лицензию на утилизацию 13 видов опасных отходов, сейчас предприятие не работает. По месту прибытия участники проверки увидели полуразрушенный ангар в поле и отсутствие какой-либо материально-технической базы в принципе.
В то же время, по информации Минприроды, компания «Мегаэкопром» имеет действующие договора на утилизацию отходов с импортерами нефтепродуктов. Но во время проверки представитель компании подтвердить факт утилизации опасных отходов согласно договорам не смог. В итоге, министерством принято решение об аннулировании лицензии компании.
Hubs объяснили, что бизнес, который предоставляет услуги только на бумаге, демпингует. То есть цены, которые он выставляет на свои услуги, ниже, чем у реально действующих предприятий, у которых есть техническая и производственная база для утилизации опасных отходов. В итоге последний становится неконкурентным по стоимости услуг, а «образователи» опасных отходов смотрят все цены на рынке. При этом не зная, какое предприятие имеет необходимую материально-техническую базу, а какое — нет.
В то же время один из менеджеров «Мегаэкопром» возмутился решением Минприроды. Он рассказал Hubs, что весной этого года на предприятии сменился собственник. «Оборудование для утилизации опасных отходов находится в Обухове. Сейчас проводим ремонтные работы, будем монтировать печь для сжигания отходов и работать. В случае же аннулирования лицензии предприятия будем подавать в суд», — сообщил он.
Новые правила
Отметим, что до принятия нового закона о лицензировании определенных видов деятельности (№222-VІІІ от 2 марта 2015 года) лицензионные условия на обращения с опасными отходами утверждались приказом Минэкологии. Теперь же, после вступления в силу изменений, они утверждаются постановлением Кабинета министров. При этом, согласно новому закону, лицензионные условия должны были быть утверждены еще до 28 июня прошлого года, но правительство приняло соответствующее решение только спустя год.
«С приходом нового министра экологии и природных ресурсов мы за два месяца разработали проект постановления (№446. – Ред.), согласовали его с органами исполнительной власти и приняли на заседании Кабмина», — делится результатами работы директор департамента экологической безопасности Министерства экологии и природных ресурсов Сергей Лукьянчук.
Как оказалось, в Минприроды проблематику рынка знают, поэтому основная цель постановления, как уже упоминалось, — устранить с рынка предприятия, которые существуют только на бумаге, не имея никакой материально-технической базы.
В качестве примера Лукьянчук привел ситуацию с таблетками: очень часто препараты, которые на бумаге якобы утилизируют, по факту попадают на повторные продажи, но уже вдвое дешевле. «Поэтому новые лицензионные условия урегулировали много проблемных вопросов», — считает директор департамента.
Отметим, что постановлением Кабинета министров утвержден конкретный перечень документов для получения лицензии на обращение с опасными отходами. Например, теперь для получения лицензии нужно подавать технический регламент с полным описанием цикла утилизации опасных отходов. То есть из техрегламента специалист Министерства должен понять, как предприятие будет использовать материально-техническую базу для утилизации, и, в случае проверки, описанный цикл должен соответствовать фактическому процессу утилизации.
То же касается заключений санитарной службы и государственной экологической экспертизы (которые являются частью документов для получения лицензии. – Ред.). Они должны четко отображать, что эти выводы касаются именно деятельности по обращению с опасными отходами.
«Что касается нововведений, то, например, при аннулировании лицензии предприятия на обращение с опасными отходами все отходы нужно передать другому предприятию, у которого такая лицензия есть. Кроме того, материально-техническая база может использоваться только одним лицензиатом. Ведь сейчас у нас есть такие лицензиаты, которые, например, впятером получили лицензии (каждый свою. – Ред.) на одну печь, и в случае чрезвычайной ситуации невозможно определить, кого конкретно привлечь к ответственности», — объясняет нововведения Лукьянчук.
Также в постановлении прописано, что арендовать одно складское помещение имеют право не больше двух лицензиатов. Кроме того, документ вводит разрешение на спецводопользование и на выбросы в атмосферу, а лицензиаты, у которых не полный цикл обращения с опасными отходами (только сбор и перевозка, например), могут хранить отходы не больше двух недель. По словам Лукьянчука, во время проверок бывали случаи, когда ангар был полностью забит люминисцентными лампами, а министерство не могло притянуть к ответственности лицензиата за то, что отходы не утилизированы. Такой нормы не существовало.
Позиция бизнеса
Валерий Денисенко, заместитель директора по вопросам маркетинга компании «Экологические инвестиции», убежден, что бизнес нужно стимулировать вкладывать деньги в утилизацию опасных отходов. «Например, есть такой вид опасных отходов, как люминесцентные лампы, в составе которых содержится ртуть. Лампы необходимо утилизировать надлежащим технологическим образом, чтобы предотвратить попадание ртути в окружающую среду. На рынке же утилизации для юридических лиц царит демпинг, что зачастую приводит к тому, что предприятие, выигрывает тендер за счет низкой цены, берет деньги за свои услуги у заказчика, забирает лампы и просто выбрасывает их в овраги. И это — в промышленных масштабах. Что касается физических лиц, то в Украине попросту отсутствуют пункты сбора использованных ламп. Более того, среди населения даже не ведется информационная кампания о том, что лампы должны быть утилизированы. Как следствие, они попадают на полигоны», — рассказывает Денисенко.
В Европе, по его словам, материальную ответственность за утилизацию ламп возложили на производителей. «Но, учитывая наши реалии, такого подхода в Украине явно будет недостаточно, так как это приведет к удорожанию продукта, но не улучшит ситуацию с утилизацией», — считает заместитель директора.
Интересно, что в Украине сегодня вообще отсутствует статистика, сколько ламп импортируется и производится в стране, и какое количество попадает на утилизацию. А как раз это, по словам Денисенко, могло бы дать ответ на вопрос о емкости рынка услуг утилизации. Также остро стоит вопрос качества предоставления услуг по утилизации.
«Необходимо повышать цены на утилизацию, а также контролировать целевое назначение этих средств, использование качественных технологий и процессов на всех этапах, чтобы это было действительно безопасно. Кроме государственных органов, в процесс контроля нужно ввести производителя и, возможно, продавца ламп. При условии правильного построения взаимоотношений между всеми участниками процесса можно решить проблему утилизации опасных отходов и получить новые рабочие места», — подчеркивает Денисенко.
В свою очередь коммерческий директор компании «УкрЭкоПром» Виталий Данкевич объясняет, что в сегодняшних условиях важно найти такие выходы из сложившийся ситуации, которые будут выгодны и для бизнеса, и для охраны окружающей среды.
«Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию в стране и высокую стоимость оборудования, которое может безопасно утилизировать отходы, со стороны государства важно стимулировать развитие этого бизнеса. Например, через льготное кредитование, льготное налогооблажение на прибыль от реализации продукции, полученной путем утилизации опасных отходов и вторичного сырья, предоставление субвенций предприятиям за утилизацию за счет денег природоохранного фонда. Также, наряду с развитием и совершенствованием материально-технической базы и оборудования, переработчикам отходов важно проводить мероприятия по предотвращению и уменьшению количества их образования. Для промышленности, например, важно решить проблему сбора и утилизации тары и упаковки, которая образовывается в повседневной жизни населением. Это ценное вторсырье, повторное использование которого сможет сократить вырубку деревьев и сохранить чистыми воздух и воду», — резюмирует коммерческий директор.
Данкевич рассказал, что компания «УкрЭкоПром», например, утилизирует отходы путем их сжигания (до 750 кг в час). И в планах производства — направлять тепло, которое образовывается от сжигания отходов, на отопление собственных складских помещений площадью более 2 тыс. кв. м.
Кроме того, и сами «образователи» опасных отходов могут их либо повторно использовать в производственных целях, либо минимизировать или предупреждать их образование.
Напомним также, что сейчас Минприроды совместно с Минрегионом, при поддержке ЕБРР работают над Национальной стратегией обращения с отходами, которую до декабря этого года планируют представить общественности для обсуждения. После этого документ будет внесен на рассмотрение Кабинета министров.