Hubs разбирался в логике «прокурориады»
Юрий Луценко – политическая фигура, которая в последнее время несколько раз становилась объектом как общественного, так и кулуарного обсуждения. Всего за неделю нынешний глава фракции «Блок Петра Порошенко» успел несколько раз поменять свое мнение по поводу желания возглавить Генпрокуратуру. От «не хочу, но могу», «хочу, но не могу» до «не хочу и не могу».
Отставка Виктора Шокина многими еврооптимистами была воспринята как возможность, наконец, выбрать генерального прокурора для страны в ходе открытого конкурса. Но у системы были свои планы.
На глазах общественности разворачивающаяся новая политическая интрига была следствием борьбы минимум трех сил. С одной стороны, «прокурорские», для которых важно, чтобы на должности главы ГПУ однозначно стоял человек из системы. С другой — Петр Порошенко, осознающий важность момента, когда внутрь прокуратуры можно назначить своего, проверенного человека, который при правильном раскладе не только сможет следовать нужным указаниям, но и при необходимости начать реформу, так рьяно требуемую западными партнерами. «Еврооптимисты» и активная общественность были третьей силой, которая имела свое особое мнение, отличное от двух предыдущих.
В разные периоды маятник качался от одной силы — к другой, создавая каждый раз иллюзию информационного повода «кандидатура генпрокурора, наконец, определена». Но на деле это был лишь маятник, который не остановится, пока некая внешняя сила не приложит определенных усилий. Этой силой является президент, — единственный, кто имеет право предлагать кандидатуру на должность генерального прокурора.
В разное время всерьез обсуждались несколько кандидатур: от нынешнего замгенпрокурора Юрия Севрука до главы Донецкой области Павла Жебривского.
Появление на арене «прокурориады» Юрия Луценко в качестве нового кандидата было неожиданностью для многих, а потому первоначально его фигуру всерьез никто не рассматривал. А зря. Надо отметить, что свою роль глава фракции «Блок Петра Порошенко» выполнил на «отлично».
Торопить события, видя реакцию общественности, было нельзя, поэтому тогдашнее заявление Луценко о том, что действительно президент предложил ему возглавить ГПУ и он может, если понадобится, выполнить поручение президента, но на самом деле не хочет — было абсолютно верным, учитывая логику, что общественность должна привыкнуть к его кандидатуре и сама принять его в качестве генерального прокурора как неоспоримый факт.
Но политик не учел одного – система просто так не сдается. Последующее появление письма «прокурорских», в котором они просили президента не назначать на должность главы Генпрокуратуры человека, не обладающего необходимым опытом и знаниями в этой сфере, на короткое время возымело результат. Маятник качнулся в другую сторону.
Прокурорское лобби, воспользовавшись политической паузой, начало активно продвигать свои интересы через парламент. Появление двух законопроектов, регламентирующих изменения к кандидатуре на должность генпрокурора, как раз из этой серии. Два законопроекта, один из которых №4481, предложенный двумя народными депутатами Паламарчуком М.П. и Развадовским В.И., для Юрия Луценко не подходил, о чем он, не скрывая своего разочарования, заявил журналистам:
«Законопроект, который за 10 минут до начала вчерашнего комитета внесли двое народных депутатов, я был удивлен… Не буду подбирать слова – законопроект был просто кастрированным».
Свои слова политик объяснил тем, что данный законопроект решает лишь проблему юридического образования одного генпрокурора, но не дает возможности назначить людей не из системы.
Вскоре маятник качнулся снова в сторону Луценко-генпрокурора. Второй законопроект №4469, по сути, был написан под него, хоть политик это и отрицал. Для Юрия Витальевича снова появился шанс возглавить ГПУ.
Но тут выяснилось, что далеко не вся коалиция готова поддержать намерение главы фракции «Блок Петра Порошенко» стать генпрокурором.
Позиция Александра Сугоняко, народного депутата из фракции «Блок Петра Порошенко», наиболее приближена к основной причине, почему депутаты коалиции выступают против назначения Юрия Луценко:
«Я с уважением отношусь к Юрию Витальевичу и не знаю, под него ли делаются эти изменения, но считаю, что закон должен носить долгосрочный характер и стимулировать реформирование системы с целью ее эффективной работы. Не секрет, что у общества очень много вопросов по Генпрокуратуре, к позапрошлой власти, которую называли «злочинной», накопилось уже немало вопросов и к нынешней. Генеральная прокуратура, к сожалению, осталась такой же, какой она и была. Я думаю, в том, что она не работает эффективно, сказывается механизм назначений. Заслуживает внимания предложение, как и в отношении реформирования судебной системы, чтобы генеральный прокурор проходил процедуру предварительного обсуждения и отбора. Это даст новое качество назначений».
Схожей позиции придерживается народный депутат из фракции «Народного Фронта» Виктор Романюк:
«Я за то, чтобы процедура отбора на такую важную должность проходила публично – либо на конкурсной основе, либо это должны быть кандидаты, отвечающие критериям и запросам, которые сегодня ставит перед ними общество. Но это ни в коем случае не Луценко».
Итогом политических переговоров стало невключение законопроекта, который бы позволил Юрию Луценко легально стать кандидатом на должность генпрокурора, даже в повестку Рады. Даже несмотря на то, что Андрей Парубий, анонсируя голосование, обратил внимание, что этот законопроект обозначен президентом как неотложный. Не помогло. В коалиции лишь 164 депутата проголосовали за включение в повестку, а 30 депутатов проголосовали либо «против», либо «воздержались», либо «не голосовали», но присутствовали в зале, что, можно считать, является формальной позицией депутатов игнорировать «неправильные» законопроекты.
Главе фракции «Блок Петра Порошенко» оставалось только смотреть на результаты голосования.
И даже попытка Юрия Луценко попросить Андрея Парубия поставить законопроект на повторное голосование, чтобы добрать недостающие голоса для включения законопроекта в повестку, не возымели результата.
Маятник качнулся снова.
На данный момент известно, что президент рассматривает на должность генпрокурора кандидатуры Павла Жебривского, Валерия Карпунцова, Юрия Севрука и пока еще Юрия Луценко.
В какую сторону качнется маятник, учитывая, что среди предлагаемых кандидатур есть те, которые бы устроили и президента, и прокурорское лобби, будет известно лишь после Пасхи, поскольку ближайшие две недели в парламенте ожидаются не пленарные. Первый сессионный день для депутатов назначен на 10 мая.
Президент вынужден будет снова приложить усилия, чтобы после майских праздников маятник опять не качнулся в сторону «прокурорских». И важно то, что в этом заинтересован не только Петр Порошенко, но и «еврооптимисты», третья сила, которую тоже не стоит сбрасывать со счетов, ведь на их стороне и еврокомиссары, уже однозначно заявившие свою позицию, что ожидают видеть генеральным прокурором человека, знакомого с юридическими вопросами, а также имеющего опыт юридической работы. На данный момент кандидатура от «еврооптимистов» — Сергей Горбатюк -передана на рассмотрение президенту.
Куда качнется маятник «прокурориады» дальше, будет зависеть от прикладываемой силы.
Авторы: Екатерина Макаревич, Наталья Кондратьева
Фото: Константин Макульский