Ряд проблем налоговой системы так и остался нерешенным
Hubs уже писал об «общеадминистративных» изменениях в Налоговый кодекс в законопроекте, который на текущей неделе получил одобрение правительства. Теперь стоит приглядеться к инициативам по части администрирования отдельных налогов, которые прописаны в этом документе.
Важнейшим налогом в наших госфинансах является НДС. По данным Государственной казначейской службы Украины, его поступления в общих доходах госбюджета по итогам первого полугодия составили 43%. И это — с учетом возмещения и даже мошенничества с налогом, которые уменьшают поступающую в бюджет сумму этого налога на десятки миллиардов гривен!
При этом четыре налога, которые по объемам поступлений в бюджет идут следом за НДС (акцизы, налог на доходы физлиц (НДФЛ), налог на прибыль и рента), совокупно дают меньше – 41,3% доходов бюджета (см. «Структура доходов госбюджета в первом полугодии 2016 г.»).
Инициативы по НДС
Поскольку именно от НДС государство получает наибольший доход, то изменения, касающиеся его администрирования, являются определяющими для госбюджета. А эти изменения, стоит заметить, будут довольно серьезными.
Прежде всего авторы изменений в Налоговый кодекс предлагают отказаться от ставшего давно коррупционным документа: заключения (укр. — «висновка») на возмещение, и производить само возмещение на основе автоматизированного реестра заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения. То есть предлагается изменить сегодняшнюю практику, при которой для получения возмещения мало попасть в реестр, нужно еще, чтобы налоговики не забыли выписать и направить в казначейство заключение. Думается, данное изменение значимое и теоретически перспективное.
Правда, непонятно, почему аналогичный механизм с заключениями оставлен для возврата переплат. Создается впечатление, что оставляя эту коррупционную лазейку, авторы тем самым позаботились о том, чтобы глава Государственной фискальной службы (ГФС) не жил на одну зарплату! При этом удивительно, что оставили именно эту, уж слишком заметную, поскольку в новом законопроекте и так есть масса менее броских возможностей для «заработка» как раз среди изменений в раздел НДС, о которых пойдет речь ниже.
Но вернемся к новой процедуре возмещения. Предполагается, что автоматизированный реестр будет вестись (наполняться) в ГФС (с участием Государственной казначейской службы) и содержать весь набор информации, необходимый для определения момента, когда наступает право на получение возмещения на текущий счет (т.е. подача заявления, согласование суммы и т.д.). Предполагается, что сроки на проведение проверок, вынесение налоговых уведомлений-решений по ним и т.д. будут отсчитываться в реестре автоматически, что позволит заявленной сумме стать согласованной, если налоговики что-либо просрочат. Кроме того, большая часть реестра (за исключением конфиденциальных данных) в ежедневном режиме будет обнародоваться на сайте Минфина.
В целом идея с автоматизированным реестром во всем прекрасна и даже могла бы сработать, если бы не представляла собой «сферического коня в вакууме». Авторы никак не учли двух «незначительных» фактов:
1) наличия бюджетной задолженности по возмещению НДС, которая к концу года составит около 25 млрд грн;
2) того обстоятельства, что в Бюджете-2017 предусмотрен ресурс только на возмещение текущих заявок.
Что получится в итоге? «Зависшие» суммы к возмещению, очевидно, в новый автоматизированный реестр не попадут. Тем самым будут нарушены права плательщиков на получение этого возмещения, прямо предусмотренные законом. Далее обиженные плательщики пойдут в суд и отстоят свою правоту. Суммы из решений судов станут попадать в реестр в ручном режиме, как это предусмотрено новым п.200.15, разрушая и дискредитируя всю систему. И хотя в упомянутом пункте сказано о включении в реестр таких сумм на следующий день после получения решения суда, на практике это маловероятно. А вот то, что попадать в реестр придется за некую «благодарность» — почти наверняка.
Еще одно неоднозначное новшество предполагает указание продавцом любого товара (услуги) в налоговых накладных не менее первых четырех цифр кода товара согласно Украинскому классификатору товаров внешнеэкономической деятельности (УКТ ВЭД) или кода услуги согласно Государственному классификатору продукции и услуг (ГКПУ). Вроде как санкций за неправильное указание кода или даже за его отсутствие прямо не предусматривается. Однако нет сомнений, что фискалы ухватятся за эту возможность, чтобы каким-либо образом лишать плательщиков права на налоговый кредит или же находить поводы для проверок. Добавим, что ГКПУ является архаичным. Заполнение кода услуги в соответствии с ним во многих случаях просто невозможно. Зачем авторы протаскивают это загадочное новшество, если не для того, чтобы создать какие-то зацепки для налоговиков, остается только гадать.
Снова меняются сроки регистрации налоговых накладных в Едином реестре. Теперь налоговые накладные, составленные с 1-й по 15-й день (включительно) месяца, должны быть зарегистрированы до последнего дня месяца, в котором были составлены. А накладные, составленные с 16-го по последний день месяца, соответственно, до 15-го числа (включительно) следующего месяца. За нарушение этих сроков предусмотрены штрафы, о которых шла речь в предыдущей статье Hubs. Кроме того, предельные сроки регистрации налоговых накладных увеличены со 180 до 365 календарных дней.
Кроме того, решено освободить от обложения НДС поставки лома цветных и черных металлов, а также макулатуры.
Возможно, в окончательной версии проекта (данный материал писался на основе проекта, официально обнародованного Минфином 23 сентября) также появится некий механизм, препятствующий применению распространенной ныне коррупционной практике разрыва договоров о подаче электронной отчетности, ведь представители Минфина это обещали на многочисленных круглых столах.
Инициативы по НДФЛ
Если в госбюджете НДФЛ, который еще относительно недавно вообще туда не поступал, занимает третье место по объемам поступлений среди доходных источников, то в сводном — уверенно идет на втором (см. «Структура доходов сводного бюджета в первом полугодии 2016 г.»). Среди прочего это наглядно демонстрирует, что власть имущие стремятся пополнить бюджет именно за счет «пересичного» гражданина, ведь и два других крупнейших налога (НДС и акцизы) платит также конечный потребитель. То есть в большинстве случаев – физлицо. Только НДФЛ платится прямо из дохода, а НДС и акцизы косвенно в цене приобретаемых товаров (услуг). Однако даже в этой тройке более всего впечатляет именно рост НДФЛ.
В отличие от прошлых трех лет, нынешние изменения в НДФЛ, к счастью, не предполагают дальнейшего выжимания средств именно с граждан.
Стратегически для обложения доходов физлиц важным изменением будет введение трех категорий налогообложения доходов физлиц:
1) Для индивидуальной деятельности. Согласно проекту, индивидуальной считается «деятельность физлица по осуществлению розничной торговли на рынке и других предназначенных для торговли местах, предоставление бытовых услуг населению, занятие традиционными народными промыслами при условии, что физлицо занимается такой деятельностью лично (без использования наемного труда), не является наемным работником в пределах такой деятельности и не является предпринимателем». Годовой оборот ограничен 250 размерами минимальной зарплаты (сегодня это 344,5 тыс. грн). Речь, по сути, идет о наиболее здравом пути формализации мелкого бизнеса. Для него даже отменяется необходимость регистрироваться в качестве предпринимателя, хотя на учет в налоговой стать все равно придется. А ставка налога остается на прежнем уровне — 10% от минимальной зарплаты.
2) Для предпринимателей и физлиц, которые проводят независимую профессиональную деятельность. Тут ограничены виды деятельности по аналогии с единым налогом. Оборот ограничен 4000 размеров минимальной зарплаты (сегодня 5,5 млн грн). Ставка составляет обычные 18%, взимается с разницы между доходами и расходами. При этом предусмотрен упрощенный учет доходов и расходов по кассовому методу, право на амортизацию основных средств, используемых в деятельности (кроме жилой недвижимости и автомобилей), перенос убытков на будущие годы, отчетный период за календарный год. Дополнительный бонус — отсутствие обязанности применять РРО при обороте до 1 млн грн. А с учетом сложностей с определением этого оборота контролерами фактически и для значительно большего оборота.
3) Стандартная система.
Власть также предусматривает некоторое расширение перечня доходов, не включаемых в объект налогообложения обычных физлиц. В частности, за счет:
— средств, которые предоставляются как помощь на лечение и медицинское обслуживание не только физлица, но и членов его семьи первой степени родства;
— сумм, уплаченных любым физическим или юридическим лицом в пользу отечественных высших и профессионально-технических учебных заведений (снимаются имеющиеся ограничения по сумме);
— средств, предоставляемых физлицом благотворительным организациям.
Отдельно стоит сказать о попытке решить проблему налогообложения доходов, полученных от продажи собранных ягод, грибов, орехов и т.д. Предлагается не включать в налогооблагаемый доход доходы, полученные от продажи таких сборов в пределах максимальной нормы бесплатного сбора, установленной органами исполнительной власти в соответствии с Лесным кодексом. При этом доходы субъекта хозяйствования, который приобретает такие сборы для продажи на экспорт, предлагается облагать на общих основаниях. Такой субъект будет считаться налоговым агентом физлиц, продавших ему сборы. Но при этом он должен уплатить НДФЛ с общей суммы дохода, не распределяя его по отдельным физлицам. Думается, данная идея не сработает, так как сумму выплаченного физлицам дохода установить будет невозможно. Кроме того, непонятно: почему облагаться доход должен только при экспорте? Одновременно экспорт ягод, грибов и орехов до 1 января 2019 года освобождается от НДС, это хотя бы позволит избежать манипуляций с его возмещением.
Размер загранкомандировочных предлагается «отвязать» от размера минимальной зарплаты (сегодня это 75% в день или 1033,5 грн) и привязать к евро (€40 в день или 1160 грн). При этом авторы почему-то считают, что в Украине можно прожить день за 0,2 размера минимальной зарплаты, или 275 грн.
Акцизы
Повышение ставок акцизов предусмотрено «ресурсным» законопроектом. В «административном» же проекте изменений в налоговый кодекс, о котором идет речь сейчас, часть норм дублируется, а акцизы на бутан и изобутан предлагается снизить. Речь идет о газе, используемом в качестве стабилизатора для сжиженного газа для коммунальных потребностей и приравнивании ставки на него к пропану. Но поскольку оба законопроекта происходят из Минфина, это вызывает, мягко говоря, недоумение.
Кроме того, Минфин предлагает:
— вывести из системы электронного администрирования реализации горючего и отмене необходимости регистрации плательщиками акцизного налога лиц, реализующих горючее в емкостях до 2 литров, кроме операций по реализации такого горючего производителями;
— возобновление действия ошибочно отмененной нормы об освобождении от обложения акцизным налогом табачного сырья табачно-ферментационных заводов, а также внедрение освобождения от обложения выращивания и переработки табачного сырья в качестве стимула для развития этой сферы деятельности.
Налог на прибыль
После долгого ломания копий в экспертных кругах вокруг внедрения налогообложения распределенной прибыли Минфин все же решил пойти эволюционным, а не революционным путем.
Важнейшим изменением в этом разделе однозначно является намерение Минфина предоставить налогоплательщикам право ускоренной амортизации основных средств, которым они смогут воспользоваться в период с 01.01.17 г. до 31.12.21 г. Точные параметры относительно минимально допустимых сроков согласовывались до самого последнего момента – вынесения законопроекта на рассмотрение Кабмина. На чем остановились, пока непонятно. Однако Минфин обещал весьма существенные послабления. И если это обещание будет выполнено, это будет хоть какой-то стимул для привлечения инвестиций.
Еще один стимул предусматривает внедрение на период до 31.12.21 г. налоговых каникул (нулевой ставки налога на прибыль) для малого бизнеса — предприятий, доход которых не превышает 3 млн грн в год, а размер начисленной за каждый месяц зарплаты работников больше или равен двум минимальным зарплатам, при условии соответствия критериям:
— предприятие создано после 01.01.17 г.;
— предприятие действующее, у которого на протяжении 3 последовательных предыдущих лет ежемесячный объем доходов был задекларирован в сумме, не превышающей 3 млн грн, и у которых среднесписочное количество работников не превышало 20 лиц;
— предприятие работало на едином налоге до 01.01.17 г., у которого за последний календарный год объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) не превышал 3 млн грн, а среднесписочное количество работников было менее 50 лиц.
Раздел содержит еще целый ряд изменений, но они по большей части направлены на исправление существующих неточностей, «белых пятен» и т.п.
Прочее
В части рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых плательщиками признаются субъекты хозяйствования, выполняющие строительные работы, на выполнение которых необходимо получать согласование ЦОИВ, реализующего госполитику в сфере геологии. Плательщиками рентной платы за использование воды предлагается оставить только первичных водопользователей, исключив вторичных.
Местным советам предоставлено право предоставлять льготы по налогу на недвижимое имущество для физлиц, которые владеют хозяйственными (приусадебными) строениями. К сожалению, никаких радикальных мер к изменению абсолютно неадекватного налога авторы применить не пожелали. Кстати, неадекватный налог на движимое имущество существенным изменениям также не подвергся.
К плательщикам земельного налога добавляются лица, которые используют земельный участок государственной или коммунальной собственности, на котором размещено принадлежащее им по праву собственности строение, сооружение (их часть), но право собственности или пользование таким земельным участком не оформлено (не переоформлено).
Ставки единого налога для плательщиков третьей группы повышаются: для неплательщиков НДС — с 4% до 5%, а для плательщиков — с2% до 3%. А дивиденды, которые выплачиваются «единоналожниками» третьей группы (юрлицами) и четвертой группы собственникам корпоративных прав учредителям), облагаются по правилам, установленным разделами II i IV НКУ.
Авторы также попытались урегулировать вопросы уплаты отдельных налогов (НДС, НДФЛ, акциза, единого налога и налога на имущество) «на территории проведения АТО и временно оккупированной территории» путем определения особых правил их администрирования – остановки начисления штрафов, освобождения от уплаты местных налогов и т.п.
Резюмируя рассмотрение законопроекта, можно отметить в нем как положительные идеи, так и некоторые ошибки. Значительная часть ключевых недостатков налоговой системы осталась вне поля зрения авторов законопроекта. Это касается отсутствия встречной ответственности государства и чиновников контролирующих органов за принятие неправомерных решений (бездеятельность), несуразности налогов на движимое и недвижимое имущество и многого другого. Ну, а называть законопроект «антикоррупционным», как это громогласно сделал Гройсман, нет вообще никаких оснований.