Междоусобица Министерства и ГФС обернется огромными штрафами и убытками для налогоплательщиков
Во вторник, 6 декабря, хакеры взломали сайты Государственной казначейской службы Украины и Министерства финансов. Сайт Госказначейства заработал к вечеру среды, но на данный момент пока не обновляется. А сайт Минфина «лежит» до сих пор, то есть второй день подряд. Хоть министерство и сообщило в соцсетях, что хакерская атака остановлена, на момент публикации этой статьи на его сайт зайти было нельзя.
Однако это далеко не самое страшное. Главная проблема в том, что не работает и система зачисления таможенных платежей. К вечеру среды это пришлось признать даже Минфину, который сообщил в Facebook, что у Госказначейства есть «определенные проблемы с полноценным проведением платежей». Но есть основания полагать, что на самом деле проблема гораздо больше.
Об оправданиях Минфина
Во вторник на взломанном сайте Госказначейства красовалась еще и незатейливая запись:
«Привет, друг. А вот и мы, снова. Битва началась, но война далека от окончания. Силы остаются неконтролируемыми. Карты остаются спутанными. Даже после всего того, что случилось, кто контролирует ситуацию? Ты не прекратишь быть марионеткой, если ты никогда не видел веревок. Ты хотел спасти мир. Ты правда думал, что это будет так просто? Мы зажигаем фитиль революции. Сейчас мы решаем, оно пошипит и остынет, или в самом деле воспламенится. Наша настоящая работа только начинается»
Следом подобным же образом «лег» и сайт Минфина. К вечеру 6 сентября Минфин в Facebook (недаром у нас нынче работают Фейсбук-министры) разродился комментарием, в котором обвинил организаторов хакерской атаки в попытке сорвать бюджетный процесс. Также было обещано восстановить работу порталов, чтобы «избежать возможных задержек с платежами». Однако, судя по комментариям под этим сообщением, на тот момент уже ни налоговые, ни таможенные платежи просто не проходили, и предприниматели по всей Украине смогли в полной мере ощутить все «прелести» этой проблемы. Так что беспокойство о «возможных задержках» в этом контексте выглядит как неумелая попытка скрыть огромную проблему.
Кто «загнал» деньги на «растаможку» (на счет таможни) заранее, тот во второй половине дня вторника и в среду таможенное оформление продолжил. Но таких, особенно ввиду общей ситуации в стране, а также курсовых чудес, сегодня совсем немного. Остальные встали намертво! И можно даже не сомневаться относительно того, за чей счет будет этот «банкет». За простои, конечно же, заплатят сами субъекты ВЭД, так как государство и чиновники у нас ни за что не отвечают.
Что же касается налоговой части, то субъекты хозяйствования оказались лишены возможности, например, регистрировать налоговые накладные: даже при осуществленном пополнении НДС-счета деньги на нем не появлялись. При этом напомним, что Налоговый кодекс предполагает примитивную и безапелляционную процедуру применения штрафных санкций за несвоевременную регистрацию налоговых накладных. То есть здесь плательщики заплатят не только за свой простой упущенной выгодой, но еще и в ряде случаев должны будут уплатить штрафы государству!
Не зачисляются и платежи в Пенсионный фонд. В такой ситуации нельзя исключать, что встали платежи и по расходным статьям госбюджета. А если этого пока и не произошло, то это лишь вопрос времени, так как доходная часть не пополняется!
Описанное выше можно объяснить лишь проникновением во внутренние сети Минфина и Госказначейства. Это же предположение подтверждается и утечками информации из Госказначейства о том, что в среду, 7 декабря, его работникам запретили даже включать компьютеры.
Если бы причины случившегося комментировали профессиональные «глашатаи перемог» вроде Антона Геращенко или Зоряна Шкиряка, они наверняка бы нашли признаки «шатуна». Если же быть ближе к объективной реальности, то можно сделать совсем другие предположения.
Что стоит на кону
В понедельник, 5 сентября, в комитете ВР по вопросам налоговой и таможенной политики в числе прочих состоялось рассмотрение законопроекта №5368, который по непонятным причинам чиновники Кабмина и ряд «грантоедских» организаций окрестили «антикоррупционным». О том, что он, скорее, как раз коррупционный, Hubs уже подробно писал.
В нынешнем же контексте следует напомнить, что в числе прочих изменений законопроект №5368 предусматривает и неразумную с точки зрения государственных интересов процедуру передачи «баз данных и информационных ресурсов от ГФС Украины центральному органу исполнительной власти, обеспечивающему формирование и реализацию государственной финансовой политики (т.е. Минфину), или государственному предприятию, отнесенному к сфере его управления». Дополнительно заметим, что передача эта должна состояться в уникально короткие сроки — до 1 марта 2017 года!
При этом есть два очень скользких момента, которые грозят обернуться катастрофой уже большей, чем единичная хакерская атака на государственные сайты.
Во-первых, в законопроекте не определено, какие именно базы данных и информационные ресурсы должны быть переданы. Это должен определить сам Минфин в неопределенные законопроектом сроки.
Во-вторых, в Минфине не существует структурного подразделения, площадей, мощностей и т.д. для принятия передаваемых баз данных, равно как нет и некоего госпредприятия, которое смогло бы их обслуживать.
Представители Минфина, правда, на совещаниях утверждали, что физической передачи «железа» и не планируется. То есть физически сервера останутся на Львовской площади в Киеве и в других местах их нынешнего расположения, а под контроль Минфина перейдет лишь часть баз, выбранных самим же Минфином по непонятным принципам.
На государственнический подход все вышеописанное явно не похоже. Скорее, это похоже на желание руководства Минфина рулить особо «вкусными» базами данных таможни и налоговой, чтобы занять место «решал» вместо руководства ГФС.
С государственнической точки зрения для установления надлежащего контроля за ведением этих баз данных и устранения возможностей для ручного вмешательства в их работу был куда более разумный путь: предоставить Минфину определенные права доступа к этим базам, обеспечить их регулярное резервное копирование, создать подразделение, которое бы занималось соответствующим анализом и т.п. Но в таком случае руководство Минфина не смогло бы претендовать на роль «решал».
Кстати, в контексте описанного передача администрирования самых «вкусных» баз некоему госпредприятию из сферы управления Минфина выглядит совсем уж эпично: это, так сказать, попытка поставить дело практически на законную коммерческую основу!
О торгах за контроль над базами данных
Однако вернемся к заседанию профильного комитета ВР 5 сентября. В самом его начале секретарь комитета Олег Крышин (из «Народного фронта») выступил к коллегам с обращением о том, что инициатива по передаче баз данных Минфину может поставить под вопрос судьбу всего законопроекта в зале и предложил эти нормы исключить.
На что получил отповедь главы комитета Нины Южаниной, мол, она не будет коррупционные предложения ставить на голосование.
Трудно сказать, чем при выдвижении своей инициативы руководствовался Крышин: интересами государства или интересами главы ГФС Романа Насирова? Но по факту за решение комитета рекомендовать ВР принять законопроект №5368 в первом чтении и в целом члены фракции «Народного фронта» не голосовали. Впрочем, голосов для принятия решения хватило и без них.
Понятно, что продавливание такого решения лишает любых возможностей для маневра при принятии законопроекта. Попросту не будет возможности между первым и вторым чтениями обсудить возможные правки в него. А это не только вопрос передачи баз, но упоминаемые выше штрафы за несвоевременную регистрацию налоговых накладных (в существующих реалиях абсолютно несправедливые), и вопрос встречной ответственности чиновников контролирующих органов и государства (без которого «антикоррупционный» законопроект обязательство станет коррупционным), и вопрос прозрачного возврата переплат через единый реестр и т.д.
Кто в выигрыше?
И вот, не прошло и дня после голосования комитета, как базы Госказначейства и Минфина загадочным образом рухнули, кроме того, состоялось еще и проникновение во внутренние сети. Это позволяет как минимум предположить, что хакерская атака случилась очень вовремя для выступившего в этот раз в роли «шатуна» главы ГФС Романа Насирова. Ведь таким образом противники передачи баз вполне могли продемонстрировать неспособность Минфина и Госказначейства «сожрать» тот пирог, на который они положили глаз.
Впрочем, Минфин и Госказначейство не останутся внакладе в любом случае: их головотяпство принесло им деньги. На заседании Кабмина, состоявшемся 7 декабря, было принято решение выделить этим двум ведомствам дополнительные 80 млн грн. «Из резервного фонда выделить 80 млн грн. [Изх них] 40 млн грн Министерству финансов для закупки системы сохранения сетевого оборудования, системы резервного сохранения данных. Государственной казначейской службе еще 40 млн грн на обновление серверного оборудования территориальных органов, а также закупку оборудования для системы удаленного резервирования», — сказал министр экономического развития и торговли Степан Кубив, представляя распоряжение.
А в Верховной Раде тем временем идут торги…