Жесткий контроль со стороны Януковича привел к краху парламентаризма, аресту нардепов и принятию «диктаторских законов»
Вчера состоялось последнее пленарное заседание Верховной Рады седьмого созыва. Этот состав парламента так или иначе влиял на многие события, изменившие Украину до неузнаваемости. «Эта Верховная Рада войдет в историю как орган, который ратифицировал соглашение с ЕС, — говорит народный депутат Павел Ризаненко, — и этот же парламент голосовал за законы 16 января, которые вплотную приблизили страну к СССР».
Чем еще запомнилась Верховная Рада седьмого созыва?
Полный контроль Януковича
За год до выборов нынешнего парламента Верховная Рада изменила избирательное законодательство, усложнив жизнь депутатам-оппозиционерам. Ключевые изменения: запрет баллотироваться партийным блокам и увеличение проходного барьера. Таким образом власть намеревалась помешать оппозиционным силам объединиться на выборах и набрать максимум голосов.
Задуманное удалось не до конца. Оппозиция все же обошла Партию регионов по партийным спискам. Но за счет мажоритарщиков, «тушек», фракции КПУ и лояльных внефракционных депутатов провластная партия сформировала парламентское большинство. Первыми перебежчиками из оппозиционной фракции «Батькивщина» стали отец и сын Табаловы. Позже партию Юлии Тимошенко покинули Игорь Скосар, Роман Стаднийчук, Олег Канивец, Виталий Немилостивый, Вячеслав Кутовой, Владимир Купчак и другие нардепы. За выход из «Батькивщины» депутатам давали $5 млн и $100 тыс. ежемесячного содержания, заявлял Арсений Яценюк.
При Януковиче парламент фактически стал придатком президентской вертикали. Верховная Рада принимала решения, выгодные Банковой, рассказывает Ризаненко. «Депутаты находились в положении крепостных, у них фактически отбирали карточки», — говорит политтехнолог Тарас Березовец. «Голосовали «по звонку», — добавляет он и предлагает вспомнить, как Янукович сначала продавил «еврозаконы», против которых многие были против из-за пророссийской позиции. А потом заставил тех же нардепов отказаться от евроинтеграции.
«Когда победил Майдан, депутаты точно также прогнулись под Майдан», — говорит политтехнолог Андрей Золотарев. По его мнению, чтобы Рада была более независимой, необходимо отказаться от «мажоритарки» и полностью открыть списки партий.
Диктаторские законы
16 января простым поднятием рук, с драками и нарушениями Рада приняла пакет законов, который позже назвали «диктаторскими».
Утром в день голосования оппозиция заблокировала президиум и кабинет спикера Владимира Рыбака, где также находился первый вице-спикер Игорь Калетник, однако ему удалось прорваться в сессионный зал через окно. Законы принимались простым поднятием рук. Позднее глава счетной комиссии Владимир Олийнык заявил, что не считал поднятые руки во время голосования.
Депутаты упростили снятие процедуры неприкосновенности с нардепов, ввели более жесткие ограничения на проведение массовых акций. Например, запретив движение в автоколоннах из более чем 5 машин. Кроме того, изменениями в Уголовный процессуальный кодекс разрешалось заочное судопроизводство без присутствия обвиняемого.
Принятие «диктаторских» законов привело к обострению силового противостояния между властью и улицей. Через три дня начались столкновения на улице Грушевского между митингующими и силовиками.
Расправы над депутатами
Депутаты нынешнего парламента лишили мандатов сразу троих своих коллег. До того подобный случай был в 2006-м году — «жертвой» стал Павел Лазаренко, враждующий с тогдашним президентом Леонидом Кучмой.
Первым «лишним» в Верховной Раде седьмого созыва стал Сергей Власенко, защищавший в суде Юлию Тимошенко. Власенко был неудобен власти: защищая Тимошенко, он имел депутатскую неприкосновенность и был неподконтролен команде Януковича. Иск о лишении Власенко мандата подал спикер Владимир Рыбак. Однопартиец Януковича обвинил Власенко в том, что тот незаконно совмещает адвокатскую деятельность и депутатство. После лишения мандата против Власенко возбудили уголовное дело.
Общественные организации добились принятия важнейших законов. В том числе и благодаря ярким акциям возле стен парламента
Одновременно с Власенко депутатского мандата лишили одного из богатейших людей страны Андрея Веревского. Официальная причина та же — совмещение депутатской должности с руководством принадлежащей Веревскому компании «Кернел». Внешне это выглядело действительно как наказание: миллионер постоянно жил в Лондоне и прогуливал заседания. Однако есть версия, что лишение мандата было согласовано с Веревским. Заключив сделку с ПР, бизнесмен получал неприкосновенность бизнеса, а провластная сила проводила на его место более контролируемого депутата. Кроме того, создавалась видимость справедливости: мол, лишают мандата не одних оппозиционеров.
Третьим «пострадавшим» нардепом стал одиозный одессит Игорь Марков. Председателя партии «Родина» обвинили в фальсификациях на выборах, отобрали мандат, а затем арестовали. Причины происшедшего сам Марков внятно так и не объяснил. По его словам, с ним расправились, поскольку он собирался составить конкуренцию Януковичу на президентских выборах 2015 года.
В кулуарах Верховной Рады бытует два противоположных мнения о причинах происходящего. Первое — Марков поссорился с «семьей». Второе — это был сигнал от Виктора Януковича сторонникам союза с Россией и лично Владимиру Путину — Марков был ярым сторонником «русского мира».
Антикоррупционные законы
В последний день работы Верховная Рада проголосовала во втором чтении за пакет антикоррупционных законов и за спецзакон о прокуратуре.
Всего было принято пять законов. Президентский — о создании антикоррупционного бюро. И четыре правительственных — об основах государственной антикоррупционной политики, о противодействии легализации доходов, о предотвращении коррупции, а также о раскрытии конечных собственников.
Помогут ли они победить коррупцию? «Сами по себе законы ничего не изменят, но без их существования делать что-либо невероятно трудно», — отметил в комментарии Liga.net исполнительный директор Transparency International Украины Алексей Хмара.