Комитет в 2018 г. наложил штраф на страховиков в размере 3,66 млн грн
Северный апелляционный хозяйственный суд, 21 января 2020 года, рассмотрел апелляцию Антимонопольного комитета Украины «АМКУ» к СК «Перша» на постановление Хозсуда Киева.
Как писал Hubs, в иске АМКУ просил пересмотреть решение Хозяйственного суда Киева от 23 мая 2019 года, которым было отменено решение АМКУ от 30 августа 2018 года №426-р в деле №143-26.13/265-16 «О нарушении законодательства о защите экономической конкуренции и наложение штрафа». Тогда Комитет за злоупотребление монопольным положением при страховании ответственности собственников книжек МДП (Carnet TIR) наложил штраф на СК «Перша» в размере 3,66 млн грн.
Северный апелляционный хозяйственный суд оставил решение суда первой инстанции без изменений.
Представитель юридического департамента АМКУ сказала в комментарии Hubs, что «комитет будет опротестовывать вынесенное сегодня решение». Также на судебном заседании она заявила: «В апелляционной жалобе мы обстоятельно опровергли каждый довод суда (первой инстанции – Ред.), в частности, почему нами был выбран именно такой товар – книжки МПД, почему АМКУ выявил нарушения именно СК «Перша», почему предоставление услуги добровольного страхования международных перевозок и выдача МПД были выделены в отдельный рынок. Комитетом доказано, что благодаря тому, что истец осуществлял свои услуги через одного агента, пользователи данных услуг оплачивали их по завышенной стоимости».
Она пояснила, что Ассоциация международных автомобильных перевозчиков провела конкурс, на котором определила победителя страховых услуг – СК «Перша». А уже страховая компания выбрала одного агента, тем самым создав условия для завышения стоимости получения этой услуги.
Представитель в суде СК «Перша» Александр Вознюк на заседании заявил, что «нет потребителей-пользователей книжек МДП, которым нужна услуга, и они не могут ее получить нигде, кроме СК «Перша»… Есть Конвенция МДП, ратифицированная в 1994 году… Механизм предусматривает упрощение оформления грузов. Таможенный кодекс предусматривает и другие виды обеспечения оплаты таможенных платежей, которые позволяют упрощенно провозить грузы через таможенную границу. …финансовые гарантии могут выдавать банки или иные организации, определенные ГФС. Также это может быть таможенный документ Carnet ATA. Таким образом, есть три способа обеспечения таможенных платежей, из которых могут выбирать международные автоперевозчики».
Напомним, ранее перевозчики высказывали претензии к не вполне прозрачному формированию стоимости книжек МДП. СМИ публиковали данные согласно которым сумма возможных переплат за их покупку достигает 20 млн грн. Эти переплаты якобы сформировалась за счет разницы в тарифах: один тариф АсМАП декларировал перед Международным союзом автомобильного транспорта (IRU), а по другому тарифу продавались страховались книжки МДП украинским перевозчикам. В результате, как пишут журналисты, в 2016 году украинские перевозчики переплатили около 200 тыс. швейцарских франков. В 2017 г. и 2018 г. переплата достигла 300 тыс. франков в год. Поэтому по некоторым оценкам, в зависимости от судебных решений речь может идти о возможной компенсации международным автоперевозчикам – пользователям книжек МДП – в размере 40 млн грн. 40 миллионов – это двойной размер суммы, которую перевозчики в 2016-2018 гг. могли переплатить за книжки МДП (разрешения на международные грузовые перевозки, их также называют Carnet TIR, составляющей их общей стоимости были расходы на страхование, к взиманию которых у АМКУ и возникли вопросы).