Дело АМКУ vs СК «Перша» на 40 млн грн: сегодня заседание апелляции

Если суд поддержит АМКУ, с СК «Перша» и связанных с ней лиц могут потребовать вернуть перевозчикам 40 млн грн.

Сегодня, в 15-00 21 января 2020 года, в Северном апелляционном хозяйственном суде (САХС) состоится заседание по жалобе Антимонопольного комитета. АМКУ просит пересмотреть решение Хозяйственного суда Киева от 23 мая 2019 года.

Этим постановлением Хозсуд Киева отменил решение АМКУ от 30 августа 2018 года №426-р в деле №143-26.13/265-16 «О нарушении законодательства о защите экономической конкуренции и наложение штрафа».

В чем суть спора?

Решением АМКУ ЧАО СК «Перша» было признано занимающим монопольное (доминирующее) положение на общегосударственном рынке добровольного страхования гражданской ответственности международных автоперевозчиков – пользователей книжек МДП. И оштрафовано на 3,66 млн грн. Уже упомянутым решением Хозсуда Киева от 23 мая 2019 г это решение АМКУ было отменено.

АМКУ не согласился с решением Хозсуда Киева и обжаловал его в Северный апелляционный хозяйственный суд.

Почему так долго нет решения?

Первые два заседания назначались на 11 сентября и 21 октября 2019 года, но не состоялись из-за отпуска одного из судей. Третье заседание – 26 ноября 2019 года, также не состоялось, но по другой причине.

Как сообщили нам 28 ноября 2019 года в юридическом департаменте СК «Перша», «заседание не состоялось, поскольку не явился уполномоченный представитель Антимонопольного комитета Украины. В связи с этим рассмотрение дела отложено, про что нас проинформируют дополнительной судебной ухвалой. Дата заседания еще неизвестна».

На следующий день, 29 ноября 2019 г нам удалось получить эксклюзивный комментарий главы АМКУ Юрия Терентьева, который заверил нас, что представитель АМКУ на заседании был, и даже назвал его имя и должность: Кирилл Данилов, главный эксперт юридического департамента АМКУ.

Как позже выяснилось из текста обнародованного решения САХС от 26 ноября 2019 года, в день заседания в суд было подано ходатайство АМКУ о переносе дела. «В судебном заседании представитель истца (СК «Перша» – Ред.) не возражал против переноса рассмотрения дела», – сказано в решении.

Какими будут последствия решения суда?

Как заявляла в комментарии изданию Нова Влада экс-государственная уполномоченная АМКУ Агия Загребельская, «в случае, если апелляционный суд поддержит позицию, что СК «Перша» была монополистом на этом специфическом страховом рынке и злоупотребляла своим монопольным положением, то потребители таких услуг компании смогут получить в судебном порядке возмещения вреда, причиненного таким злоупотреблениям, в двойном размере. Ведь решение Апелляционного суда вступает в законную силу немедленно, и ждать результатов обжалования в кассационной инстанции, если такое будет, нет необходимости».

По некоторым оценкам, речь может идти о возможной компенсации международным автоперевозчикам – пользователям книжек МДП – в размере 40 млн грн. 40 миллионов – это двойной размер суммы, которую перевозчики в 2016-2018 гг. могли переплатить за книжки МДП (разрешения на международные грузовые перевозки, их также называют Carnet TIR, составляющей их общей стоимости были расходы на страхование, к взиманию которых у АМКУ и возникли вопросы). Напомним, ранее УНИАН опубликовал данные, согласно которым сумма возможных переплат достигает 20 млн грн. Эти переплата якобы сформировалась за счет разницы в тарифах: один тариф АсМАП декларировал перед Международным союзом автомобильного транспорта (IRU), а по другому тарифу продавались и страховались книжки МДП украинским перевозчикам. В результате, как пишут журналисты, в 2016 году украинские перевозчики переплатили около 200 тыс. швейцарских франков. В 2017 г. и 2018 г. переплата достигла 300 тыс. франков в год.

Что думают перевозчики?

Их позицию Hubs уже публиковал. Опрошенные нами перевозчики имели претензии к не вполне прозрачному формированию стоимости книжек МДП.

«Мы очень много раз поднимали вопрос (о непомерной плате – Ред.). Но этого (злоупотребления – Ред.) никто не мог доказать. Почему, например, берут 12 долларов за книжку (за страховку книжки)? Вы понимаете, никто не смог доказать, что это большая сумма и где эти деньги оседали. Мы до сих пор этого не знаем», – заявлял директор столичной компании «Шаль» Виталий Шаль.

В свою очередь, директор компании «Васт-Транс» Валерий Черненко заявлял, что знал о разнице в тарифах. Это с его заявления началось расследование АМКУ, который в 2018 г. признал СК «Перша» монополистом, нашел в действиях страховщика очевидные злоупотребления монопольным положением и оштрафовал.

Директор Киевского республиканского автоцентра Валентин Захей заявлял, что перевозчики могут потребовать средства, необоснованно уплаченные за книжки МДП.

Как связаны АсМАП и СК «Перша»?

Согласно данным, опубликованным в упомянутом решении АМКУ, Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины принадлежит 24% акций ЧАО СК «Перша», а лично президенту АсМАП Леониду Костюченко – 32,8% акций страховой компании.

*

Top