Unlimit Ukraine, МСБ, Добра листівка

Всю прибыль от продаж сооснователи пускают на помощь детям-инвалидам

Продолжаем публикацию серии материалов о компаниях-победителях конкурса Unlimit Ukraine Европейской Бизнес-Ассоциации. В прошлых публикациях рассказал о ярких носках, вкусных соусах и создающих уют светильниках. В этот раз пишем о новом для нас и зарождающемся в Украине типе бизнеса — социальном предпринимательстве.

Благотворительный фонд «Добра листівка», уже более полутора лет действующий в Украине, – очень добрый и впечатляющий пример социального бизнеса. Социальный бизнес – это предпринимательская деятельность, предполагающая получение прибыли, которая направляется на решение социальных проблем. Лилия Омельяненко и Илья Стронговский помогают детям c инвалидностью, рассказывая миру о ситуации в Украине и популяризируя среди украинцев современное искусство (галерея с открытками проекта «Добра листівка» — внизу статьи).

Unlimit Ukraine, МСБ, стартап

Лилия Омельяненко, инициатор проекта «Добра листівка»

Идея

Проект «Добра листівка» возник в 2014 году, в период Революции достоинства. Создатель проекта Лилия Омельяненко в то время активно занималась пост-кроссингом: обменом по миру открытками между знакомыми и незнакомыми людьми. На определенном этапе, желая разослать соратникам по пост-кроссингу открытки, рассказывающие об украинском Майдане и всём происходящем в стране, она столкнулась с отсутствием такого товара в стране.

Так зародилась идея: помочь художникам, отражающим действительность, рассказать об Украине миру, а также собрать деньги на благотворительность – делать на основании своей идеи бизнес казалось неправильным. Название проекта — «Добра листівка» — стало результатом голосования, проведенного среди друзей и знакомых Лилии.

Инициатор проекта связалась с украинскими художниками, с удовольствием поддержавшими инициативу: они согласились предоставить работы, которые Лилия будет печатать в качестве почтовых открыток. Прибыль от продажи планировалось передавать на благотворительные цели. К тому же одной из миссий проекта стала популяризация современного искусства на открытках – попытка отвлечь украинцев от привычных мишек, котиков и букетов на листовках, привить вкус, дать возможность экспериментировать и думать. Одним из дизайнеров, вызвавшихся принять участие в проекте, стал Илья Стронговский – книжный дизайнер, активист и поэт, ставший довольно популярным во время Майдана. В рамках проекта «Добра листівка» возникла идея сотрудничества: Илья заинтересовался самой идеей, а Лилии требовался человек, который мог бы поддержать и помочь. Так была создана благотворительная организация «Благотворительный фонд «Добра Листівка», в котором Лилия и Илья выступили соучредителями.

Социальный, но бизнес

При подготовке проекта акцент не делался на благотворительности, сооснователи подошли с позиций организации бизнес-процесса, ведь на рынок выводился уникальный продукт. Общий объем инвестиций в проект составил около 10000 грн, они были потрачены исключительно на печать первых двух тиражей. Примерно за три месяца удалось вернуть эти инвестиции и, миновав точку окупаемости, отдавать всю прибыль, за вычетом операционных трат, на благотворительность.

Насущной необходимости в получении прибыли не было, поскольку авторы проекта имеют постоянные места работы. С самого начала Лилия и Илья договорились: при необходимости будут вкладываться дополнительные личные деньги, а средства от реализации открыток могут быть использованы исключительно на операционные расходы. Всё сверх потраченного идет на благотворительные цели.

продажи, стартап, МСБ

Первый тираж состоял из работ двух авторов, изображавших «майдановскую» тематику. Представить проект решили во время Книжного Арсенала, на котором у Ильи был свой стенд, на котором он планировал выставлять свои футболки и другую продукцию. Открытки решили добавить к экспонатам стенда, которые по результатам и неожиданно для сооснователей пользовались ажиотажным спросом — их быстро разобрали. Тогда и пришло понимание, что проект – не на месяц-два, что эта история надолго. Во время Книжного Арсенала также убедились, что на украинском рынке нет качественных художественных открыток уровня мировых музеев.

В тот же период окончательно определились, куда направлять заработанное. Решили средствами от продажи открыток закрыть одну из ниш – дети с инвалидностью. Основатели сошлись в том, что эта тема на протяжении слишком долгого времени была закрытой. По словам Лилии, «в то время этим никто не занимался, сейчас ситуация улучшилась за счет целого ряда инициатив от фондов и волонтеров. Детям-инвалидам постоянно нужна реабилитационная помощь, чтобы они могли чувствовать себя в обществе относительно комфортно». Проект начал сотрудничать с житомирской организацией «Миссия в Украину» – это полноценный центр, бесплатно оказывающий услуги по реабилитации детей-инвалидов, также было налажено сотрудничество с центром иппотерапии в Житомире.

За время работы благотворительного фонда, учитывая рост продаж открыток, удалось расширить нишу: добавилась адресная помощь семьям с детьми-инвалидами.

благотворительность, МСБ, Unlimit Ukraine

Первые годы

В течение первого года проект «Добра листівка» работал на развитие: проект стал известен и начал расширяться список освещаемых тем. При этом Илья и Лилия не прекращают активно обращать внимание общества на острые социальные темы. Кроме обязательного набора поздравительных открыток, обеспечивающих оборот средств, часть открыток посвящена АТО, защите прав ЛГБТ, актуальной истории Украины и ее историческим личностям в оригинальном авторском видении.

За полтора года существования открытки «Добра листівка» сумели попасть на прилавки более чем 100 торговых точек по всей Украине. Из больших сетей стоит упомянуть «Книгарню «Є», остальные точки – отдельные книжные магазины и лавки, также магазинчики и шоу-румы handmade товаров (например, благотворительный магазин «Ласка», UAMade store). Другими каналами продаж являются интернет-сайт и ярмарки, в которых принимает участие проект. Основная аудитория среди мероприятий, по опыту, – посетители книжных ярмарок. Причем не только в Украине, но и за её пределами.

Так, в конце 2015 года проект был представлен на Франкфуртской книжной ярмарке благодаря организаторам ярмарки, которые поддержали проект. На главном в мире книжном мероприятии оказалось, что подобного «Добрій листівці» проекта на сегодня нет нигде.

стартап, каналы сбыта, МСБ

Кроме Франкфурта, также были Вильнюс, Краков, Варшава и Тбилиси. Вильнюс в свое время стал первой зарубежной выставкой, проверкой, насколько за рубежом интересен и конкурентоспособен продукт. Там «Добра листівка» была единственным представителем Украины, привлекшим интерес литовских посетителей, в большинстве своем активно поддерживающих нашу страну. В следующем году, рассказывают основатели, Украину представляли уже несколько украинских компаний. Уже во вторую свою поездку в Вильнюс, которая была в феврале 2016 года, «Добра листівка» была включена в официальную программу визита Президента Литвы Дали Грибаускайте.

Планы и перспективы

В ближайших планах – цикл открыток о правах женщины, в частности, о запрещенных профессиях. Например, о женщинах, которые участвуют в АТО в роли снайперов, а им в документах пишут «банщица» со всеми вытекающими отсюда зарплатными и льготными последствиями. Также в разработке – цикл открыток о детях с особыми потребностями. В будущем также планируется активизировать работу со спонсорами, на данный момент есть один – компания «Куверт Украина».

В среднесрочной перспективе Лилии и Ильи – запуск двух уже полностью коммерческих проектов. Первый – это собственное издательство, второй – предприятие, которое займет нишу на рынке качественной украинской сувенирной продукции, на данный момент практически не развитом. В текущем году планируется издание уже первых двух книг.

В долгосрочной перспективе – строительство на вырученные от продажи открыток и привлеченные от спонсоров средства собственного реабилитационного центра, аналогов которому нет в Украине.

*

Top