Семейный бизнес Mr.Caramba развивается вопреки кризису
Hubs продолжает рассказывать об украинских производственных компаниях, ставших победителями конкурса Unlimit Ukraine от Европейской Бизнес-Ассоциации. Предыдущий материал был посвящен компании-производителю ярких носков LoveMySocks. В этот раз речь пойдет о торговой марке Mr.Caramba – об очень вкусных соусах домашнего производства, продающихся в симпатичной упаковке.
Mr.Caramba, украинская торговая марка оригинальных соусов, — по-настоящему семейный бизнес. Основатели компании Mr.Caramba – муж и жена, Роман и Рита. Весь дизайн был разработан и создан 16-летней младшей сестрой соосновательницы. Кулинары, готовящие соусы — родители. Основная часть сырья растет на семейных огородах, а теплица с кустами острого перца была построена «с нуля». Концепция бизнеса Mr.Caramba – соусы делаются из ингредиентов, растущих в местных широтах: если что-то не может прижиться на территории Украины, в соус не попадает. За время работы, составляющее около полутора лет, бизнес Mr.Caramba сумел пережить нескольких менее удачливых конкурентов.
Идея «от скуки»
На мысль о создании собственного бизнеса основателей Mr.Caramba натолкнули родители Риты, живущие в городе Желтые Воды (Днепропетровская область). После выхода на пенсию они активно занялись кулинарией. В доме часто бывали гости, которых кормили вкусно и оригинально. Кроме блюд, ставка делалась и на соусы, подчеркивающие вкусовые нюансы блюда.
Мысль о монетизации родительского хобби пришла после того, как привыкшие к домашним вкусным соусам Рита и Роман поняли, что на полках магазинов невозможно найти ничего, кроме весьма стандартного набора: кетчуп, майонез, горчица, соевый соус. Не обнаружив конкурентов, решили занять свободную, хоть и довольно узкую нишу — приготовление и продажа исключительно домашних соусов «ручной работы».
Риском был выход в сегмент дорогостоящих товаров: 200-граммовая баночка стоит от 70 гривен. Цена высока по причине использования дорогих, но качественных ингредиентов: так, в соус не попадет обычный уксус — либо красный винный уксус, либо белый винный уксус, либо яблочный уксус. Также в цене немалую долю занимает логистика: Желтые Воды, где находится производство, находится в 400 километрах от Киева, где происходят основные продажи. Однако довольно высокая цена не отпугнула желающих.
Маркетинг и продажи
Инвестиции в проект на начальном этапе составили $5 тысяч. Средства откладывались на жилье, но было решено вложить их в бизнес. По данным компании, операционный ноль был достигнут в начале осени того же года.
Вначале ребята не планировали всерьез заниматься соусами. Сделав в 2014 году пробную партию на несколько ящиков, вышли на ярмарку «Киев. Маркет», где и состоялись первые продажи. Не успели разложиться, уже стали подходить люди, интересоваться и покупать. С одной стороны, рынок отреагировал позитивно,с другой — стали видны ошибки.
Самая большая ошибка из допущенных оказалась маркетинговая: первые соусы назывались очень просто, например, «Клюква» или «Брусника». Покупатели не понимали ценности продукта и, соответственно, не интересовались им. Пришлось уточнить название: «Клюква с семенами сельдерея» оказалась более интересной для покупателей, как и «Брусника с красным вином». Оказалось довольно сложной задача донесения с помощью этикетки, буклета или какого-то другого промоматериала информации, что в соусах до 15 ингредиентов, что соблюдается определенная, опытным путем проверенная последовательность, что каждый соус — результат кропотливой работы.
Спрос на соусы, продажи (всё принесенное на выставку было распродано) и интерес со стороны ряда магазинов, проявленный уже на первой выставке, привел к тому, что подтвержденная гипотеза стала «обрастать мясом» — Роман и Рита поняли, что необходимо формализовать бизнес.
Вся зима 2014-2015 ушла на оформление документов, поиск помещения и переговоры с санэпидемстанцией. Самым сложным этапом оказался поиск помещения: в небольшом городке Желтые Воды арендовать кухонное помещение, соответствующее всем требованиям СЭС, оказалось практически невозможно. С трудом, но всё же удалось найти человека, который сдал в аренду начинающим предпринимателям подходящее помещение, в котором и стал налаживаться бизнес.
Весной 2015 года продукция Mr.Caramba стала появляться на рынке: с самого начала удалось договориться с рядом магазинов украинских товаров, что стало вторым по объемам каналом продаж. Всего же их три: кроме ритейла, есть ещё продажи на фестивалях (крупнейший объем) и реализация через Facebook.
В летний период 2015 года магазины не показали хорошего результата, ситуацию «вытягивали» фестивали и ярмарки. Начиная с осени пошли расти продажи через магазины, сохранили высокий процент фестивальные активности.
В минувшем году Mr.Caramba удалось попасть в сеть магазинов «Эко-лавка» и на полки Wine House. Ещё продукцию Mr.Caramba в Киеве можно купить в сети «Наша лавка», магазине «М‘ясторія», ряде винных магазинов, мясном магазине «T-Bone». Баночки с оригинальным дизайном реализуются в Одессе, Львове, Днепропетровске и Днепродзержинске, а также в Житомире.
При этом, определяясь с магазинами, ребята не отличаются всеядностью. Понимая уникальность своего продукта, они очень тщательно выбирают магазины и сети, через которые хотят продавать свои соусы. «Хочется, чтобы соус стоял в тех магазинах, где он попадет на глаза человеку понимающему. Который покупает хорошее мясо и видит наш соус «Вишня с чесноком», и понимает, что это то, что ему надо», — говорит Рита.
К тому же ребята не стремятся попасть на полки крупных ритейлеров. Там, по их словам, соусам Mr.Caramba делать нечего: конкурировать с крупными игроками типа «Торчин», «Чумак» или «Верес» невозможно, а попасть на полки ради того, чтобы постоять до окончания срока годности, Рома и Рита не хотят.
Группа в Facebook – третий по объемам канал сбыта — была создана ещё в 2014 году. И если в первые дни начинающие предприниматели с волнением наблюдали за приростом числа подписчиков по одному человеку, то вскоре, после тысячи подписчиков, перестали переживать за успешность страницы (на данный момент у страницы Mr.Caramba в Facebook около 2000 подписчиков).
Сырье и производство
Все соусы, несмотря на рост объемов, все еще делают родители Риты, пока что отказывающиеся брать помощников, зато гарантирующие «высочайшее качество в каждой банке». Если в начале работы их дневная выработка составляла порядка 10-15 банок в день, то спустя год она выросла больше чем в 10 раз, до 120-180 банок в день.
Увеличение объемов потребовало оптимизации процессов приготовления. Если первые, небольшие партии были приготовлены абсолютно вручную, то со временем наиболее трудоемкие действия стали выполняться с помощью механизмов.
Изначально сырье для соусов было собственным, по мере роста объемов пришлось искать поставщика. У местного фермера закупаются помидоры и сладкий перец. Острый перец растет на собственном огороде, в большой теплице. Клубнику и чеснок выращивают на огороде родителей Романа, в Житомирской области. Многое — вишни, абрикосы — собирают в «диких» садах вокруг города. Специи, необходимые согласно рецептам, также закупаются у поставщиков, но только в цельном виде, перемалывают их самостоятельно.
Тем не менее, основное сырье, являющееся компонентом каждого соуса — острый перец. Роман и Рита его выращивают самостоятельно, чем очень гордятся: они единственные, кто в Украине это делает. Для этого даже была построена теплица.
Во время работы компания получала зачастую неожиданную, но от того не менее приятную поддержку от сторонних людей. Например, Рита и Рома благодарны Виктории Пархоменко, гастроэксперту и соосновательнице «ГастроСреды», которая приняла самое деятельное участие в развитии бренда Mr.Caramba. Она дала ряд советов по улучшению консистенции соусов, по рецептуре, за что ребята ей искренне благодарны.
Неожиданной оказалась и победа в конкурсе Unlimit Ukraine от Европейской Бизнес-Ассоциации: сооснователи считают это признанием не только высокого уровня их продукции, но и задел на будущее расширение рынков за счет европейских стран.
Итоги и перспективы
Инвестиции в проект на начальном этапе составили $5 тысяч. Деньги откладывались на жилье, но было решено вложить их в бизнес. Средства были потрачены на оборудование, 10000 банок и крышек, недостающие специи и печать этикеток.
До осени 2015 года, сооснователям пришлось еще инвестировать в развитие бизнеса и текущие расходы дополнительно собственные деньги. Сумму они не озвучивают, но она гораздо меньше стартовых ивестиций.
По словам Романа и Риты, к этому времени им удалось добиться уровня продаж, при котором прибыль позволила вернуть все вложения. Учитывая позитивную динамику бизнеса, супруги решили расширять семейный бизнес, реинвестируя весь полученный доход: в увеличение ассортимента, маркетинг, создание сайта и т.п.
За минувший год продуктовая линейка понемногу расширялась, достигнув 15 позиций. Вместе с этим определились наиболее и наименее покупаемые соусы. Задачей на ближайшее время является научиться сбалансированному производству: определить, сколько необходимо производить менее покупаемых соусов, чтобы избежать скопления запасов.
Также в ближайших планах — расширение продуктовой линейки Mr.Caramba и выход в новую нишу — продажа засушенного острого перца. О расширении географии пока только думают, собирая информацию. Ребята знают, что спрос есть: соусы нередко покупают на подарок, говорят, что за границу. География велика: Россия, Польша, Франция и Германия.
Самый важный проект — в будущем. Роман и Рита думают о создании производства под Киевом: расширение в новом месте сырьевой базы (создание под Киевом тепличного комплекса с увеличением количества видов выращиваемой продукции), уменьшение зависимости от сторонних поставщиков за счет собственного сырья, а также снижение себестоимости за счет близости к основному рынку сбыта. Средств на реализацию такого проекта нет, так что пока ребята аккумулируют средства и решают текущие проблемы.