Тем не менее, рынок e-commerce в Украине – это всего 3% от всего ритейла
Денис Горовой – директор по развитию группы компаний EVO, в которую входят интернет-площадки продажи товаров и услуг Prom.ua, Bigl.ua, Kabanchik.ua. В состав группы также входит платформа zakupki.prom.ua – активный участник электронной системы госзакупок ProZorro. За минувший год EVO запустила шесть новых проектов. По оценкам компании, темпы роста украинского рынка электронной коммерции в 2016 г. составили 30-40%, а его потенциал остается огромным. О том, почему в Украину не пришли крупные инвесторы и какие тренды ожидают потребителей и поставщиков товаров/услуг Hubs поговорил с топ-менеджером одной из крупных компаний рынка электронной коммерции.
— Каким был 2016 г. на украинском рынке электронной торговли?
— В 2016 г. мы видели рост, аналогичный тому, который был до 2014 г. Несколько стабилизировалась ситуация в политике и экономике (насколько это вообще можно назвать стабилизацией), что привело к росту рынка электронной коммерции. За год прирост составил около 30-40% и общая оценка рынка электронной коммерции достигла 38 млрд грн., против 25-26 млрд грн. в 2015 г. Это – без электронных товаров, только физические товары и услуги.
Тренды украинского рынка e-commerce отвечают общемировым. Во-первых, пользователи становятся все более мобильными. Примерно 35-40% посетителей наших ресурсов заходят с мобильных устройств. На развитых рынках также постоянно виден рост мобильного трафика. Мы рассматриваем это как долгоиграющий тренд: верим, что скоро в Украине этот показатель перевалит за 50%.
Во-вторых, становятся востребованными новые категории товаров. Пользователи уже привыкли к основным категориям и решают попробовать что-то новое, где уже есть предложения. Попытка удается – и начинает развиваться новая категория. В 2016 г. в список развивающихся категорий попали продукты питания и напитки, спецтехника и инструменты, товары для красоты и здоровья.
Категории-лидеры электронной коммерции остались неизменными: одежда и обувь, электроника, товары для дома и сада.
— Насколько украинская ситуация с ее итогами минувшего года, трендами и перспективами соответствует мировой?
— Основная наша характеристика пока – отставание. С точки зрения мобильности пользователей мы отстаем, с точки зрения развития рынка электронной коммерции — сильно отстаем (2-3% от всего ритейла против 10-15% в развитых странах). С другой стороны, хоть мы и отстаем, но активно догоняем.
Очень важный момент глобального свойства: поменялось инвестиционное поле. Раньше, года 3-4 назад, инвесторы внимательно присматривались к Украине, России и Бразилии как к потенциальным рынкам инвестирования. Сейчас они сместили фокус в сторону Индии и Китая. Внимания к украинским проектам в сфере e-commerce стало гораздо меньше.
Далее: на украинском рынке продолжается борьба двух моделей, что происходит повсеместно. В мире развиваются две ярко выраженные модели: Alibaba и Amazon. Модель Alibaba предполагает, что проект электронной коммерции не владеет собственными складскими помещениями, а модель Amazon – это развитие собственной инфраструктуры, свои помещения, побольше своего.
В Китае победила Alibaba, в западных странах — Amazon. В Украине победитель еще не определился. Есть OLX и Prom, тяготеющие к «китайской модели», – с одной стороны, есть Allo, Rozetka и другие приверженцы «модели американской» – с другой.
Работают, надо отметить, обе модели. В нашей модели покупателю важна цена, и менее важно — как быстро ему перезвонят, конкурирующая модель может гарантировать более предсказуемое качество. Кто победит, пока неясно.
Но мы не стоим не месте, мы постоянно развиваем свою модель. Так, мы запустили проект Bigl.ua, в котором сделана ставка на качество исключительно от проверенных и зарекомендовавших себя с лучшей стороны продавцов. Эта модель показала очень хорошие результаты. За год посещаемость ресурса выросла в среднем до 4,5 млн человек в месяц. А это — топ-35 украинских ресурсов.
«Игроки рынка давно задаются вопросом: придут ли в Украину Amazon и Alibaba? Придут обязательно, но не так скоро, как думали раньше» tweet
— Давайте отдельно поговорим о падении интереса к украинским проектам в сфере e-commerce со стороны мировых инвесторов. Насколько это плохая новость?
— Я считаю, что это – абсолютно нормально. Да, кажется негативом снижение объема инвестиций в Украину. Но! С другой стороны, есть пример России, наглядно демонстрирующий, к чему могут привести большие инвестиции.
С 2008 г. по 2012 г. в России было много проектов в сфере электронной коммерции, получивших огромные инвестиции. Среди них – Wikimart, «Островок», OZON. Все они привлекли инвестиции, но не смогли ни стать прибыльными, ни выстроить стабильный бизнес.
Причина – постоянный ориентир на рост. Проекты безостановочно развивались, наращивали обороты, привлекали инвестиции и раздували штаты, собираясь со временем подумать об эффективности. Однако, в один момент рынок перестал расти… Ситуация у проинвестированных проектов весьма плачевна.
Так что внимание инвесторов сулит как положительные моменты – наличие ресурсов для роста, так и отрицательные – отказ от эффективности в угоду этому росту.
Украинские проекты в сфере электронной коммерции ориентированы, в первую очередь, на эффективность – именно потому, что нет финансовой «подушки» для экспериментов, нерациональных трат и проверки гипотез.
— Какие тренды в сфере электронной коммерции сформировались в 2016 г.?
— Однозначно, мобильность. Это – главный тренд, актуальный по всему миру. В Украине пользователи соответствуют общемировому уровню проникновения мобильных гаджетов, а вот Интернет-магазины – нет. Мы проводили внутреннее исследование, и увидели, что большинство проектов не имеют даже нормальной мобильной версии. В группе лидеров ситуация немного лучше: у кого-то более качественно реализовано, у кого-то – менее, но есть. Дальше – хуже.
Я уже не говорю о мобильном приложении – это следующий уровень. Хотя бы выровнять ситуацию по рынку с мобильными версиями проектов в сфере Интернет-коммерции.
Второй, не менее важный тренд – качество обслуживания. Тренд нам хорошо виден и активно развивается среди потребителей. Уже недостаточно низкой цены, недостаточно оптимизировать сайт, необходимо удержать потребителя. А это – вопрос качественного обслуживания.
— Сохранятся ли эти тренды в 2017 г.? Какие, на Ваш взгляд, появятся новые?
— Тренд мобильности останется хотя бы в силу того, что у нас еще есть огромный запас рынка, развитие будет идти еще несколько лет.
Из зарождающихся трендов — переход в онлайн-сферу все новых и новых категорий товаров.
Далее – все больше проектов будут подключать платежи. «Приватбанк» всех приучил к схеме электронных платежей и после декабрьской встряски все задумались: а что дальше? Также пришел Uber, которых всех приучает к отсутствию наличных, в этом же заинтересованы платежные системы.
Кроме того, все ускоряется. Мы видим это, в частности, в нашем проекте Kabanchik.ua – заказчик не хочет ждать: товары – на сейчас, услуги – на сейчас. Временные рамки на выполнение заказа сужаются. Исполнитель, продавец должен стать предельно мобильным во всем.
Кроме того, как в мире, так и в Украине развивается тренд sharing economy. Наш «Кабанчик», собственно, построен на этой идее. Из наглядных примеров sharing economy можно упомянуть украинский рынок такси. Успешный приход Uber спровоцировал резкое развитие Uklon, выход на рынок «Яндекс-Такси» и активизацию рынка.
Есть еще наша внутренняя ставка на hand made. Мы видим рост интереса к этой сфере – причем, не только со стороны покупателей. Люди, делающие что-то своими руками, увидели, что хобби можно монетизировать.
Здесь схлестнулись два мощных тренда: во-первых, интерес к рукодельным товарам, причем, не к безделушкам, но и к товарам повседневного использования: мебель, одежда. Во-вторых, это тренд самозанятости.
Это пересечение – мощная сила. Если посмотреть на международный маркетплейс hand-made товаров Etsy, можно увидеть огромный рынок, на котором, кстати, представлены и наши мастера.
— Как группа компаний EVO планирует использовать эти тренды для развития своего бизнеса?
— Все упомянутые тренды мы планируем активно использовать для того, чтобы дать клиенту больше ценности.
Например, мобильность. Уже сейчас все продавцы и поставщики услуг, работающие с проектами EVO, получают мобильную версию своих сайтов. Покупатели, которые заходят с мобильных устройств, попадают на красивую и функциональную версию, оптимизированную для их устройств, где они могут с легкостью оставить отзыв о покупке.
Это направление будет только развиваться – как благодаря расширению команды мобильной разработки и работе над мобильными версиями, так и путем обучения клиентов менеджерами и в ходе семинаров, которые мы проводим по всей Украине.
Относительно качества. У нас есть Bigl.ua, на котором работают исключительно проверенные продавцы. Они это знают, они это ценят. Мы знаем об их отношении, поскольку не раз уже получали отзывы покупателей, что продавцы по-другому к ним относятся и всегда просят оставить отзыв в случае положительного покупательского опыта.
Интересное наблюдение: продавцы на Bigl.ua «задают планку» для продавцов на Prom.ua, заставляя их подтягиваться, ориентируясь на клиента/покупателя и его отзывы.
— К какому типу бизнеса принадлежат вот эти проверенные продавцы? Можно ли как-то выделить их среди прочих?
— Существуют разные виды бизнеса, и все они борются за покупателя. И не факт, что системный, отстроенный бизнес лучше несистемного.
«Несистемные» продавцы, на самом деле, очень нужны покупателю: они могут перезвонить в нерабочее время, всеми силами стараются решить каждую проблему покупателя и идут навстречу.
Есть системный бизнес, который выстраивает все процессы с ориентиром на качество и удовлетворение покупателя.
А есть несистемный бизнес в плохом смысле. Это те компании, которые могут не работать в указанное время, решать самостоятельно, брать или не брать тот или иной заказ. Это та категория, которая не дает ценности ни покупателям, ни нам. Мы хотим представителей этой категории либо подтянуть до уровня качественного обслуживания, либо отправить их работать на других площадках.
— Каковы Ваши ожидания от конкурентов в 2017 г.?
— В первую очередь, от всех конкурентов мы ожидаем активности. В 2016 г. доски объявлений и интернет-магазины были очень активны — и с точки зрения рекламы, и с точки зрения развития, и с точки зрения предложения для клиентов.
Мы видели успех «черной пятницы» в прошлом году, в которой принимало участие рекордное число пользователей. Это – хороший знак.
Дело в том, что, говоря о конкуренции, необходимо помнить, что любой разговор об электронной коммерции начинается с того, что рынок e-commerce в Украине – это 3% от всего ритейла. Всего 3%!
Мы искренне надеемся, что все игроки рынка будут качественно делать свою работу и приводить покупателей в онлайн. Со временем мы разберемся, кто лучше.
Также мы в целом надеемся, что подтянутся малые города. И «Укрпочта», и «Новая почта» заявили о планах развития региональных отделений.
— Какие планы развития действующих проектов группы компаний EVO на 2017 г.?
— В первую очередь, мы хотим повысить качество обслуживания клиентов на Prom.ua. Во вторую – показывать покупателю в начале только качественно работающие компании.
Далее, перед нами стоит задача перевода всех пользователей закрывшегося Aukro на другие сервисы.
Естественно, свои мобильные версии и приложения получат те проекты, которые их еще не имеют.
Возможно, сделаем какой-то ориентированный на покупателей проект, который будет объединять в себе различные сервисы. Возможно, даже не только наши.
Мы в минувшем году запустили шесть новых проектов и они все требуют внимания. Они все хорошо растут, что видно по цифрам, и мы хотим сосредоточиться на их развитии.
— Вы упомянули законодательные нововведения, влияющие на рынок e-commerce. В целом, государство помогает развитию электронной коммерции или мешает?
— С одной стороны, у нас есть один очень успешный кейс – система Prozorro, участниками которой мы являемся. Вначале это была инициатива снизу, государство не мешало, потом взяло – и сделало эту систему обязательной для всех органов государственной власти при закупке товаров и услуг. Сейчас эта система распространяется и на продажу государственных активов. Это – положительный пример.
С другой стороны, есть ряд законов – об обязательном РРО, о едином социальном взносе независимо от ведения деятельности, – ухудшающие предпринимательские настроения. Это нехорошо для страны. Украина тяготеет к тем странам, где сильна предпринимательская жилка, где люди хотят зарабатывать своим трудом. Новые законы работают в нашей ситуации «в минус».
В целом же в 2016 г. государство не мешало развитию электронной коммерции.