Украинские рестораны начинают присматриваться к облачным технологиям
Кризис заставил украинских рестораторов заняться оптимизацией расходов. Только в 2014 году, по данным компании “Ресторанный консалтинг”, посещаемость заведений общепита упала на треть, а рынок просел на 50% в долларовом эквиваленте. Рестораны начали сокращать расходы. В том числе за счет сравнительно дешевых технологичных решений. Одно из них — система управления рестораном Poster.
Poster — это программа для автоматизации работы кафе, ресторана, магазина, — начиная от закупок товаров и заканчивая продажами. Система состоит из двух частей: терминал официантов и админ-панель владельца. Владелец может контролировать работу, находясь в любом уголке мира. Достаточно планшета или ноутбука.
Как рассказал Hubs основатель компании Александр Рыжков, Poster был коллективной идеей трех человек. «Идея созревала достаточно долго. Где-то в декабре 2012 года буквально за один вечер мы поняли, что хотим сделать, написали концепцию проекта и подробное техническое задание. После этого у нас ушло три месяца на общение с владельцами заведений и построение прототипа. В марте 2013 года мы получили инвестиции от ангелов (компания 908), а с ними и возможность уйти от студийных разработок и заняться только этим проектом. В течение полугода запустили проект и получили первого платного клиента. Через полгода клиентов стало пять. Дальше мы инвестировали свои деньги», — вспоминает он. Всего за два года на проект ушло около $200 000. Инвестиции еще не окупились.
Рыжков не скрывает, что несколько раз компания пыталась привлечь инвестиции. Заканчивались деньги. Но все время что-то срывалось: то инвестор не нравился, то оценка занижена, то сложная экономическая ситуация в стране. Поэтому приходилось выкручиваться: компания продала небольшой ресторанчик, который покупала для отработки технологии. Компания придумывала акции, чтобы стимулировать проплаты за аренду своей программы на год вперед и погасить кредит в банке. Сейчас Poster не ищет инвестиции. «Решили не тратить на это время, а сосредоточиться на продукте. До этого искали деньги для выхода на Европу. Сейчас решили сфокусироваться на продажах в Украине и пока запустить пару экспериментов на интересующих нас рынках — собрать необходимую информацию», — отмечает Рыжков.
Как заверяет сооснователь Poster, используя его программное обеспечение, владелец ресторана или кафе может спокойно лежать дома или где-то на берегу океана и смотреть в онлайн-режиме — что, из чего и для кого сейчас готовит его кухня. «Я часто путешествую и провожу много времени за границей, соответственно, не могу видеть полную картину, которая происходит в моем заведении, но с Poster у меня такая возможность появилась,» — рассказывает владелец днепропетровской чайной «Че Гевара» Андрей Ковтун.
Соучредитель кафе «Кифлык» Елена Бортник основным преимуществам системы видит экономические затраты на ее внедрение. Для небольшого кафе Poster обойдется примерно в 450-500$, еще примерно столько нужно будет потратить на фискальный принтер, если заведение продает алкоголь. Тогда как стационарные решения такого типа стоят около 5 000$.
«В наше время рестораторам выгоднее купить такое программное обеспечение, ведь из-за роста курса иностранных валют приобрести стационарную систему могут позволить себе не многие», — отмечает генеральный директор компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова. По ее мнению, еще один плюс облачного решения – то, что все данные хранятся «в облаке», а не на сервере, который могут изъять при обыске правоохранительные органы.
Следующий шаг Poster — прием платежей. Компания пытается договориться с Приватбанком о запуске mPOS (прием банковских карт непосредственно в Poster). Необходимо только внести в систему номер счета или карточки, на которые будут приходить деньги, и вставить считыватель в планшет. Процент за транзакцию тут немного выше, чем при стандартной оплате по терминалу, но это компенсируется более низкой стоимостью считывателя. «Как правило, в заведении до 50 посадочных мест оборот по картам редко превышает 50 тыс. гривен. Для владельца это — экономия, для банка — меньший риск, поскольку обычный терминал стоит на порядок дороже такого считывателя», — отмечает Ольга Насонова.