Украинские машиностроители делают ставку на экспорт автокомпонентов

Экспресс-анализ экспорта украинского машиностроения за 2015 год и тенденций в 2016 году

Hubs продолжает публиковать мнения экспертов о структурных изменениях в украинском экспорте. На этот раз о событиях, которые произошли в 2015 году в экспорте продукции машиностроения, рассказывает старший аналитик Инвестиционной группы «Арт-Капитал» Алексей Андрейченко.

Еще три года назад Украина находилась на первом месте по экспорту грузовых выгонов и в четверке лидеров по экспорту дизельных локомотивов в мире. Тенденции в экспорте продукции машиностроения Украины резко поменялись за последние два года на фоне торговых войн с Россией, на замену которым пришел полноценный военно-политический конфликт.

Основные рынки сбыта

В 2013 году в страны Таможенного Союза Украина поставляла 61% всего экспорта продукции машиностроения. Это было в три раза больше, чем страны Европы. За 11 месяцев 2015 года на долю стран ТС пришлось всего 36% украинского экспорта машиностроения, а в Европу отправилось 42%. Общий объем экспорта в машиностроении с 2013 года сократился более чем вдвое и по итогам 11 месяцев 2015 года составил $4 млрд.

Таблица-8-800

В рейтинге стран-импортеров украинской продукции машиностроения лидером остается Россия, но ее удельный вес только за последний год упал на 15%, а сам объем экспорта – на 60%, до $1,2 млрд.

Стабильно среди крупнейших импортеров также числятся Венгрия, Германия и Польша, куда Украина отгружает электрические автокомпоненты. Также в числе топ-10 наших торговых партнеров остается Казахстан, куда экспортируется электрическое, нефтегазовое  и металлургическое оборудование, а в прошлом также — вагоны и автомобили.

Индия и Китай импортируют, помимо всего прочего, украинские авиадвигатели. За последний год Индия поднялась в рейтинге ключевых импортеров на четыре позиции именно за счет этой категории, что, вероятно, связанно со вторым этапом ремоторизации украинского военно-транспортного самолета Ан-32, которая теперь проходит на индийской производственной площадке. До этого ремоторизация по контракту проводилась в Украине.

Tabliza-7-800

Вагоны уступили автокомпонентам

В 2015 году ключевыми видами украинской продукции машиностроения, которая отправляется на экспорт, вместо вагонов на первое место вышли автокомпоненты. В частности, за 11 месяцев 2015 г. Украина экспортировала провода для свечей зажигания на $873 млн (22% всего экспорта в машиностроении). Продукция поставлялась преимущественно в Венгрию, Польшу и Германию.

Tabliza-9-800

В последнее время отрасль автокомпонентов на экспорт активно развивается в Украине. Производством электропроводки для автомобильной отрасли в Украине занимаются такие предприятия как ПО «Карпаты», «Точприлад», «Тайко Электроникс Юкрейн Лимитед», «SEWS Украина»,  Sumitomo Electric Bordnetze и OOO «Кромберг енд Шуберт Украина».

Еще несколько предприятий ведут поставки других видов автокомпонентов — жгутов, чехлов, акустики и других.  Украинская продукция стоит на таких марках автомобилей как Volkswagen, BMW, Mercedes, Ferrari, Porsche, Audi, Fiat и Nissan среди прочих.

Сейчас открываются новые заводы. В частности, во Львовской области открылся завод Fujikura, который до конца 2016 года должен набрать обороты до EUR40 млн в год, а в 2017-м довести объем производства до EUR70 млн. Также планируется, что в Житомире откроет свое производство компания Kromberg & Schubert, у которой уже работает предприятие в Луцке.

Динамика экспорта автокомпонентов украинского производства будет зависеть от темпов дополнительных инвестиций в этот сектор, что в свою очередь зависит от инвестиционной привлекательности Украины в целом.

Кроме того, на объем производства влияет спрос на автомобили в Европе, куда поставляется сегодня львиная доля автокомпонентов. В 2015 году мировой рынок автомобилей вырос на 2,2%, при этом Европа показала намного больший рост – 9,3%. В 2016 году ожидается, что мировой рост может более чем удвоиться — до 4,8%, правда, в основном за счет стабилизации спроса в развивающихся странах на фоне провала прошлого года.

Что касается спроса в Европе, то он может вырасти еще на 2% в 2016. Высокий результат 2015-го года больше связан с обвалом продаж в 2014-м из-за греческого кризиса, поэтому прогнозы на 2016-1 год – намного более скромные. Тем не менее, с учетом внутренних украинских факторов, — таких как упрощение ведения бизнеса, снижение напряжения на Востоке Украины, стабилизация инфляции и курса гривны, улучшение инвестклимата, -можно предположить, что участие Украины в производстве автокомпонентов для Европы и Японии будет только увеличиваться.

 Поставки двигателей ПАО «Мотор Сич»

На втором месте в экспорте продукции машиностроения Украины занимают реактивные авиадвигатели. За 11 месяцев 2015 года их экспортировали на $615 млн. Основные получатели этой продукции находятся в России, Индии, Китае и Иране. Основной поставщик — запорожское ПАО «Мотор Сич», крупнейший производитель авиадвигателей в СНГ.

Исторически запорожские авиадвигатели больше всего поставлялись в Россию, которая занимала до 60% портфеля заказов. Однако из-за военно-политического конфликта поставки в эту страну только за 11 месяцев 2015 года упали на 35% — до $368 млн.

Кроме того, Россия активно занимается импортозамещением в двигателестроении по трем основным направлениям, в которых она больше всего зависела от «Мотор Сич», это: двигатели для вертолетов Ми-8 и модификаций, двигатели для учебно-боевых самолетов Як-130 и двигатели для тактических крылатых ракет. Поставки украинских двигателей в последней категории прекратились еще в 2014 году. Также, по сообщениям российских машиностроителей, им также удалось наладить у себя производство двигателей АИ-222-25 для УБС Як-130.

Что касается двигателей ВК-2500 для вертолетов, то объемы производства полностью из российских деталей пока недостаточны для покрытия всего спроса. Полноценно российские авиадвигатели производятся пока только для нужд Минобороны РФ, поставки в адрес которой со стороны «Мотор Сич» запрещены украинскими властями.

Украинские авиадвигатели продолжают поставляться для гражданских вертолетов по контракту с «Вертолетами России» до 2016 года, что сейчас составляет основу экспорта авиадвигателей в Россию из Украины. В дальнейшем поставки этого сегмента машиностроения в Россию могут сократиться или остановиться вообще ввиду введения новых производственных мощностей АО «Климов» под Санкт-Петербургом.

В то же время в ближайшем будущем будут продолжаться поставки авиадвигателей в Индию, пока идет ремоторизация Ан-32 и продолжается обслуживание других самолетов и вертолетов, завезенных со времен сотрудничества с СССР. Всего в Индии по контракту должно быть ремоторизировано 62 транспортника Ан-32, что должно обеспечить поставки авиадвигателей в пределах $70 млн.

Поставки в Китай будут в основном зависеть от формата сотрудничества между двумя странами. В целом Украина нацелена увеличить сотрудничество с Китаем в сфере авиа- и двигателестроения на фоне охлаждения отношений с Россией, однако Китай зачастую старается налаживать все производство на своей территории и уже давно добивается получения лицензии на АИ-222-25К, которым оборудуется китайский аналог Як-130 L-15. Если Украина отстоит производство этих двигателей на запорожском заводе, то объемы поставок могут значительно увеличиться в будущем, так как Китай планирует экспорт L-15 и констатирует значительный интерес к самолету. В противном случае Украина будет довольствоваться роялти и постепенно уменьшающимися поставками компонентов для этих двигателей.

Поставки двигателей в Иран скорее сократятся в будущем ввиду снятия санкций и интереса Ирана к западным самолетам, а также из-за активного продвижения российских SSJ-100 и МС-21 на рынке Ирана.

С другой стороны, в ближайшем будущем могут появиться новые торговые партнеры в этом сегменте машиностроения, такие как Польша и Австрия, которые планируют выпуск самолетов с украинскими двигателями, а также Саудовская Аравия, которая заинтересована в украинских транспортных самолетах Ан-178 и Ан-132, и на первом этапе сотрудничества может активно импортировать различные авиакомпоненты. В целом авиастроение является одним из перспективных направлений для экспорта продукции машиностроения в будущем.

 Насосы для жидкостей и запчасти для локомотивов

С большим отрывом третью позицию в экспорте занимают насосы для жидкостей, которые направляются в основном в Россию, Китай и Казахстан. Основные поставщики этого вида продукции находятся в Сумах: это «Насосэнергомаш» с российскими акционерами и Сумское НПО им.Фрунзе.

Основным подвидом поставляемых насосов являются агрегаты для нефтегазовой отрасли, поэтому можно ожидать снижения поставок этого вида продукции ввиду разрастающегося кризиса на сырьевых рынках планеты, который тянет за собой снижение капитальных инвестиций в обновление оборудования. Не помогут даже российские акционеры «Насосэнергомаша», которые в последние годы обеспечивали завод заказами, несмотря на кризис в отношениях Украины и России.

Поставки запчастей для локомотивов в 2013 году принесли Украине порядка $500 млн, что составило 5% всего экспорта в машиностроении. Сегодняшние объемы в четыре раза скромнее: по итогам года поставки могут составить порядка $120 млн. Основная причина сокращения – снижение поставок в Россию почти в восемь раз за два года из-за военно-политического конфликта и импортозамещения в машиностроении России.

На фоне падения поставок в Россию все большую роль в качестве импортера украинских частей для локомотивов играет Болгария, поставки в которую практически не изменились с 2013 года. Тем не менее, большого прорыва в этом секторе пока ожидать не стоит, так как железнодорожные перевозки в Европе занимают всего 12%, не считая транспортировку по трубопроводам, в то время как этот показатель в России в семь раз выше. Полноценно заместить российский рынок как в сфере вагоностроения, так и в поставках деталей для локомотивов в обозримом будущем не представляется возможным.

Один комментарий;

*

Top