Григоришин рассказал американскому изданию о будущем энергетики и инфраструктуры в Украине

По мнению бизнесмена, Украина в состоянии обеспечить рост ВВП в 6-8% в год

Фигура Константина Григоришина для украинского общества всегда была загадочной – в силу редких, но резонансных публичных проявлений. Впрочем, то же можно сказать о любом из украинских крупных бизнесменов. Их видение места Украины в мире и перспектив ее развития традиционно вызывает волну дискуссий в деловой среде.

Hubs посчитал вчерашнее интервью Константина Григоришина американскому изданию Real Clear (Energy) как раз интересным с точки зрения его подхода к тому, какие точки роста надо искать для изрядно ослабевшей украинской экономики. Тем более, что затронутые в разговоре для издания с экспертом в сфере внешней политики Ллойдом Грином энергетические вопросы, очевидно, должны эмоционально восприниматься Константином Григоришиным как собственником активов в этой отрасли и кандидатом физико-математических наук, который интересуется сложными технологическими процессами.

Ниже публикуем перевод его интервью изданию Real Clear (Energy) без купюр и целиком:

Real Clear (Energy)

Будущее энергетики и инфраструктуры в Украине

Ллойд Грин, 20 марта 2017 г.

Одной из основных причин нынешнего кризиса в Украине является состояние местного энергетического сектора. Ситуация обострилась, поскольку радикальные политики заблокировали доставку угля из Донбасса (непризнанная Донецкая Народная Республика) в остальную часть страны. Эта кампания может привести к масштабным отключениям электроэнергии по всей стране, так как текущие запасы угля не покрывают потребности электростанций. Чрезвычайное положение по поводу нехватки энергии однажды уже объявлено, и это может повториться.

Сейчас ведутся дискуссии о том, что Украине необходимо сделать для преодоления дефицита энергии и сделать страну менее зависимой от невозобновляемых ресурсов, таких как уголь. Константин Григоришин владеет значительными активами в энергетическом секторе благодаря своей Energy Standard Group. Он сталкивается с политическим давлением со стороны России, потому что он четко отождествляет себя с Украиной и действует в ее национальных интересах. Григоришин известен не только как промышленник. Его образование и докторская степень в области физики дают ему право критиковать политику и экономическое будущее Украины. Ниже приведены вопросы и ответы из интервью с экспертом в сфере внешней политики Ллойдом Грином.

Ллойд Грин: Вы украинский бизнесмен и хорошо знаете свою страну. Как бы вы описали Украину сегодня?

Константин Григоришин: Она довольно парадоксальна. Реальный Валовой внутренний продукт (ВВП) Украины аналогичен ВВП некоторых стран Центральной Африки. Тем не менее, Украина не похожа на Сомали. Она гораздо больше похожа на бедную европейскую страну. Причиной является то, что социальная и физическая инфраструктура Украины была построена предыдущим поколением. Эта инфраструктура устарела. Нынешние украинцы все еще могут использовать ее, но то, что будущие украинцы смогут продолжать это делать, ставится под сомнение. Также сегодняшняя Украина является нестабильной страной. Эксперты покидают ее, ресурсы используются неэффективно.

Л.Г.: Что в связи с этим может сделать правительство?

К.Г.: Я бы хотел начать со стратегических направлений. Реальный ВВП Украины должен соответствовать ВВП, по крайней мере, стран Восточной Европы. Не Дании, Нидерландов или Германии, а, хотя бы, Чехии или Польши. Тем не менее, ВВП Украины сегодня в 4 или 5 раз меньше, чем в этих странах! Правительству следует внедрить программы для устранения существующего разрыва и достижения экономического роста 6-8 процентов ежегодно в течение следующих 20 лет. Если этого не произойдет, страна не выживет.

На сегодняшний день, наше будущее похоже на ситуацию в постконфликтных странах, таких как Ирак, Ливия и Афганистан. Правительство должно изменить свое отношение и видение Украины, а не признавать, что наш предел годового роста составляет 2 процента. Иногда бывает сложно понять ситуацию полностью. Когда у вас есть ежедневные обязательства, трудно увидеть масштабную картину со стороны.

Л.Г.: Что может сделать для Украины Запад – США, Западная Европа?

К.Г.: Многие чиновники из Европейского союза (ЕС) говорят нам, что ежегодный рост ВВП от 6 до 8 процентов невозможен. Это неправда! Это невозможно, скажем, для современной Германии. Тем не менее, современная Украина начинает развитие с очень низкого уровня. Германия и Франция увеличивали свой ВВП с 1947 по 1973 год по 7 процентов в год. Украина сейчас находится в такой же ситуации. Соответственно, нам нужен новый План Маршалла. После Второй мировой войны в рамках Плана Маршалла США предоставили инвестиции в размере 20-25 миллиардов долларов. Сегодня эта сумма может составить 200 миллиардов долларов. Для многих стран это не такая уж и большая сумма. Если Украине будут предоставлены технологии и рынок, мы сможем достичь темпов роста, о которых я говорил. Хотя, я хотел бы подчеркнуть, что План Маршалла – только один из вариантов.

Л.Г.: Что бы вы посоветовали?

К.Г.: Примерно 20-30 лет назад Украина входила в десятку крупнейших европейских экономик. Украина все еще имеет некоторые естественные преимущества. В стране все еще есть образованное и квалифицированное население, которое может работать, например, в космической отрасли. Это очевидно. У нас хороший климат, у нас все еще хорошая логистика; наша инфраструктура функционирует. Украина является уникальным местом для инвестиций в инфраструктуру с приемлемыми рисками и высокой доходностью. Инфраструктура Украины изношена, но это отличная возможность для Украины строить все с нуля. Это будет включать в себя передовую энергосберегающую систему.

Чтобы привлечь инвесторов, государство может активно инвестировать в новые технологии в области «зеленой энергии» и технологической конвергенции и тестировать их. Украина может предложить эффективную производственную площадку (в том числе высокообразованных и недорогих работников) и огромный рынок.

Л.Г.: Имеет ли Украина какие-либо другие преимущества, кроме тех, которые вы уже упоминали?

К.Г.: Это так. Последние сто лет мир жил с помощью технологий, которые были изобретены на рубеже 20-го века: железные дороги, двигатели внутреннего сгорания, электричество, радио и новые средства производства. Машины, телевидение и радио совершенствовались, но их принципы долгое время оставались неизменными.

На сегодняшний день принципы изменились. Человеческая цивилизация меняется с помощью Интернета, возобновляемых источников энергии, электромобилей и многих других вещей. К сожалению, Украина имеет истощенную инфраструктуру. Нам необходимо создать новую инфраструктуру для 21 века. Сто лет назад General Electric, Siemens и другие корпорации первыми осознали, что мир меняется. Они начали создавать новые инструменты для нового мира.

Почему Украина не пытается создавать новые корпорации и новую инфраструктуру, которые станут поставщиками для нового мира? Я считаю, что есть потенциал у новых видов транспорта, возможно, в сфере искусственного интеллекта, а также у новых видов химической и пищевой продукции, возобновляемой электроэнергии, накопителей энергии (в ближайшем будущем это будет новая перспективная отрасль). Это первая идея.

Вторая идея заключается в том, чтобы вкладывать средства в инфраструктуру. Это было бы огромным стимулом для роста ВВП. Если инвестировать миллиарды долларов в инфраструктуру, можно создать свою собственную отрасль, производство и затем экспортировать в соседние страны. На самом деле, у Украины есть шанс начать заново на более высоком уровне, используя внешнюю финансовую поддержку со стороны Запада и, возможно, даже из Китая. Украина располагает человеческими ресурсами, особенно в области инженерии, которые необходимы для разумного развития инфраструктуры и использования технологических преимуществ из более развитых стран. Это означает, что у нас есть реальный потенциал, чтобы стать лабораторией новых технологий.

Л.Г.: Судя по вашему бизнесу, вы являетесь экспертом в энергетическом секторе. Готово ли правительство пойти по тому пути, который вы предложили для этой сферы?

К.Г.: Не так давно наша команда участвовала в дискуссиях о новой правительственной программе развития энергетического сектора Украины на ближайшие 20-30 лет. Есть несколько вариантов. Первый из них – это традиционный подход, основанный на централизованном энергоснабжении.

В принципе, это подход 19-го века или начала 20-го.

Наше предложение отличается. Нам следует забыть про уголь и устаревшие планы централизованного отопления. Вместо этого мы верим, что будущее в экологически чистых возобновляемых источниках энергии. Мы должны забыть о нефти, потому что через 20-30 лет электрические автомобили будут доступны повсеместно. Имеет смысл не реконструировать старую инфраструктуру, а полностью модернизировать энергетическую систему Украины в соответствии с последними тенденциями отрасли. Это создаст привлекательный бизнес-сценарий для иностранных инвесторов и тем самым ускорит экономический рост. Накопители энергии и возобновляемая электроэнергия могут быть предложены как на украинском рынке, так и в Узбекистане и Казахстане. Эта электроэнергетическая модель Украины может быть более стабильной и гораздо более прибыльной, чем старая.

Кроме того, в Украине имеется большие запасы природного газа, по крайней мере, достаточные для того, чтобы стана не была зависимой, а также экспортировала ресурсы в течение следующих 30 лет.

Л.Г.: Как в этом может помочь Запад?

К.Г.: В ближайшие 20 лет инвестиции в украинскую экономику составят около 100 миллиардов долларов. К сожалению, в течение следующих 20 или 30 лет мы не сможем перейти только на возобновляемые источники энергии, поскольку у нас нет технологий или накопителей энергии, необходимых для того, чтобы это произошло. Именно поэтому лучшим временным решением для Украины в переходный период является наличие «зеленой фазы» – новых, газовых электростанций комбинированного цикла. У нас не так много денег, как у стран, богатых нефтью и газом. Но у нас есть эксперты. Деньги могут быть вложены в них.

Если мы вступаем в партнерство с Западом, мы сможем создавать технологии для нового поколения. Мы также можем обеспечить обслуживание и новые инвестиции в сфере добычи нефти и газа прямо здесь, локально в Украине. Нам необходимы кредитные ресурсы и урегулирование ситуации в Крыму и в Донбассе. Также нам нужны корпоративные партнеры и долгосрочная стратегия сотрудничества с корпорациями на уровне General Electric, UTC и Boeing.

Л.Г.: Для реализации этих грандиозных инвестиционных планов Украине необходим мир. Но каким может быть решение ситуации с Россией?

К.Г.: Без сомнения, Украина должна думать о том, как решить проблему на востоке страны. Тем не менее, это не обязательно должно быть военным решением.

В современном мире, это не эффективно. Совершенно очевидно, что Запад не собирается объединиться против России, чтобы вернуть Крым Украине. Даже если это произойдет, я не уверен, что это будет иметь хорошие последствия для Украины.

Л.Г.: Опять же, это означает, что Украина нуждается в мире. Но какой путь ведет к миру?

К.Г.: Очевидно, что мир с Россией должен быть восстановлен. Но не так, как сказал Виктор Пинчук в Wall Street Journal: Давайте сдадимся, мы готовы к миру. Уверен, что у Украины есть спорные вопросы с Россией и что Россия понимает, что Украина никогда не признает аннексию Крыма. Как я уже сказал, это не означает, что Украина должна решить эту проблему посредством военной операции. Украина может использовать многие другие инструменты: санкции, политическое давление – одни из них. Украине на этот раз необходимо предложить гражданам Крыма убедительные аргументы. Недостаточно просто сказать: «Вы должны быть украинцами и говорить по-украински». Украина должна стремиться стать привлекательным государством, к которому все будут готовы присоединиться. Крым перестанет быть проблемой, когда Украина докажет, что ее экономическая и социальная модель предпочтительнее.

Л.Г.: Каково Ваше мнение о нынешних отношениях между Украиной и Западом и как бы вы их изменили?

К.Г.: К сожалению, Украина сейчас не имеет голоса в международной политике. Нами управляют извне. Вплоть до высших правительственных назначений основным критерием отбора претендентов является лояльность. Тем не менее, именно США должны стать стратегическим примером для Украины. По сравнению с Россией, у нас больше технологий; у нас есть более развитое общество. И отношения должны иметь стратегический характер. Украина обладает этими объективными преимуществами, о которых я уже говорил. Если США помогут нам выйти на более высокий уровень производства, американские компании захотят быть представлены на нашем рынке в течение многих лет в будущем.

Мы не должны притворяться жертвой, и нам не стоит слепо принимать все идеи глобализации. Глупо всерьез воспринимать экономическую ерунду о том, что Украина станет аграрной сверхдержавой. Мы что, живем в 17 веке? Что такое «аграрная сверхдержава»? Мы должны жить в маленьких деревнях и быть фермерами? Это наше будущее? Принимая во внимание тот факт, что добавленная стоимость в сельском хозяйстве низкая, невозможно стать сверхдержавой на основе сельского хозяйства.

Л.Г.: Что нужно изменить в Украине?

К.Г.: Мы должны думать не о прошлом, а о будущем. Нашим преимуществом является наш творческий подход. У нас в стране исторически объединены славяне, евреи и мусульмане. У меня есть друг в Соединенном Королевстве, он адвокат; как-то он спросил меня: «Как вы думаете, что составляет основную часть экспорта Англии?» Основной ее экспорт – это язык и правовая система, а не технологии и товары. Итак, что может быть основным экспортом Украины? Умы и идеи. В постиндустриальном обществе именно они должны стать нашими основными активами, а не уголь или природный газ.

коментаря;

  1. Сергій said:

    Доброго дня!
    Нажаль повна некомпетентність у новітьних сферах єнергетиці. Повна перебудова можлива за 3-5 років. Коштів достатньо у населення України,технології доступні без дозволу когось.Наслідки — повний перерасподіл єнергопотоків в Європі.
    Стосовно сільгоспсверхдержави.Якщо це стане,а це легко,всі інші фантазії втілити в життя можливо і потрібно.

  2. Владимир said:

    В стране, пока еще, как ни странно и не благодаря чиновникам и властям, а вопреки им, все еще есть образованное и квалифицированное население, которое может работать в перспективных отраслях и создавать инновационные, конкурентно-способные научные и технические продукты. Но, чтоб это пришло в движение, необходимо убрать от кормушки монополию олигархов, чиновников и бюрократов. Вместо бремени налога на малый и средний бизнес, возложить все бремя налогов, на определенный период, на олигархов, запретить офшоры. А также ввести смертную казнь за коррупцию и казнокрадство, не использовать политику и должности для бизнес целей. Направить усилия внешней политики на работу с причинами, а не суету, с вытекающими из них логическими следствиями. Добиться мирного урегулирования любых военных противостояний. Если появятся такие стимулы, то все остальное народ сделает сам. Без создания таких условий, о каком либо прогрессе, не может быть и речи.

*

Top