стартап, 1991, агросектор

Ежегодно страна теряет около $10 миллиардов из-за истощения земель

Проект Agrieye – один из выпускников первого набора Инкубатора открытых данных 1991. Это система дистанционного зондирования растительности почвы, позволяющая фермерам, по расчетам команды проекта, экономить до 40% всех расходов на обработку земель. Команда интересна тем, что смогла привлечь полную сумму необходимых инвестиций еще будучи в инкубаторе — $150000 вложил предприниматель Алексей Свирид, ставший сооснователем Agrieye. Оценка компании составила $1 000 000.

Hubs поговорил с СЕО проекта Андреем Севрюковым о перспективах развития бизнеса в Украине и мире, планах команды на будущее и о том, насколько «холоден» украинский аграрный рынок.

— Откуда появилась идея проекта Agrieye?

— Идея проекта возникла при изучении методов точного земледелия, применяемых в Бельгии. При меньших в разы площадях земельное хозяйство этой страны в четыре раза эффективнее украинского. Изучив разницу, мы поняли, что эта эффективность базируется на количестве информации, которую принимает во внимание фермер при обработке земли.

Мы решили разработать систему, которая бы послужила опорой для фермеров в ведении сельского хозяйства и помогла бы им стать эффективнее. Мы создали систему, состоящую из специализированной камеры на беспилотном летательном устройстве и огромного набора автоматизированных алгоритмов анализа. Пропустив данные, полученные с камеры, через аналитические алгоритмы, мы получаем достаточный объем рекомендаций для фермера.

В чем суть проекта для отдельно взятого фермера?

— В мире насчитывается 500000000 фермерских хозяйств малой площади, в Украине таких – 40000. Отечественные фермеры часто не могут себе позволить дорогостоящее решение для анализа почвы. Мы сфокусировались на том, чтобы наше решение было доступным для самой широкой фермерской аудитории.

Наша система отображает карту поля, на которую наложено огромное количество данных. Для фермера или любого другого потребителя именно карта — наиболее понятная и удобная визуализация. Кроме того, наша карта — машинно исполнима. То есть её можно вкладывать в компьютеры сельскохозяйственной техники и задавать ту или иную цель.

Но подойдет Agrieye не только фермерам. Аграрный бизнес становится все более развитым, в нем все больше напрямую не связанных с полями людей. Например, банки, страховые компании, поставщики семян удобрений и химикатов, крупные трейдеры. Часто фермерское хозяйство финансируется именно этими людьми: удобрения, семена и химия — в кредит, деньги — в кредит, а рынка закупок следующего урожая в Украине вообще нет.

На этом мы построили свое решение: мы способны предсказать урожай и оценить риски фермерского хозяйства. Наличие у фермера этих данных позволит ему предметно говорить с другими участниками процесса, беря кредит в товаре или деньгах, при этом — с гораздо меньшими рисками.

— Заинтересовано ли государство в вашем проекте?

— Для государства мы делаем отдельный сервис. International Finance Corporation, одна из структур Всемирного Банка, провела анализ состояния грунтов Украины и сделала шокирующий вывод – Украина ежегодно теряет 50000 га земель из-за эрозии и истощения. Ежегодно это — $10 млрд убытка. 

Мы можем проводить мониторинг земель на основании агрохимпаспортов, что позволяет вовремя принять превентивные меры. Соответственно, потери можно кардинально уменьшить.

Данные мы получаем от Института защиты грунтов. Очень помогает сотрудничество с Владиславой Рутицкой, заместителем министра агрополитики по вопросам евроинтеграциии, и ее пресс-секретарем Екатериной Раковой.

аграрный сектор, фермерские хозяйства, стартап

— Давайте о бизнесе. Есть ли у вас просчеты относительно выгоды, которую приносит ваш проект?

— Речь здесь, скорее, о прямых тратах. В среднем фермер тратит порядка $350 на гектар. Наша система позволяет экономить до 20 % этих затрат, соответственно, порядка $70.

— Кто, кроме прямых клиентов, может построить бизнес на вашем сервисе?

— Мы планируем развивать сеть, чтобы масштабировать бизнес. Планируем также организовать франшизу, поэтому каждый желающий заняться этим сможет работать с нами.

— Как вы видите дальнейшее развитие сервиса в контексте прибыльности, бизнеса?

— Дальше — только масштабирование. В Украине можно зарабатывать $150-300 миллионов в год. Проблема — в неготовности рынка. Рынок здесь «холодный», склонные к традиционным решениям средние и малые фермеры с недоверием относятся к новым технологиям. Здесь — будем ждать.

А пока будем двигаться на «горячие» рынки: Европа, Северная и Южная Америка, разрабатываем бизнес-модель для Австралии.

Сейчас мы тестируем сервис на площадях нескольких хозяйств в Харьковской области, общая площадь 8000 гектар, это агрохозяйства «Вперед», «Изюмское» и «Югран». Проведена полная аэрофотосъемка, спутниковые данные обработаны, проведен анализ растительности на основании нашего алгоритма. Теперь мы готовимся к полному агрохимическому исследованию грунтов этих хозяйств после сбора урожая. Полученная информация, по средним подсчетам, позволит повысить экономическую эффективность этих хозяйств на 30% уже в следующем сезоне.

стартап, агросектор, 1991

Андрей Севрюков и посол США в Украине Джеффри Пайетт

— Является ли участие в программе «1991» первым опытом инкубации? Что она дала проекту Agrieye?

— Проект начался вместе с программой «1991», первый прототип был собран за два дня до хакатона. Инкубатор 1991 — это шикарный опыт, менторская программа «на уровне Гарварда». Чтобы не быть голословным, могу сказать: из инкубатора мы вышли уже с привлеченными инвестициями. Прямо на рынок, имея достаточный объем бизнес-знаний для того, чтобы Agrieye стал бизнесом.

— Подробнее о привлеченных инвестициях: от кого, сколько, на каких условиях, при какой оценке, на какие нужды?

— Инвестором выступил Алексей Свирид, ставший сразу же сооснователем проекта. Он вложил $150 000. Оценка составила $1000000. Все привлеченные средства идут на разработку и тестирование оборудования, развитие компании и повышение уровня экспертизы в агросекторе.

*

Top