Умные часы

Львовский стартап Smart Atoms стал самым успешным «украинцем» на Kickstarter

Сфера деятельности: гаджеты, IT

Дата старта: 1 мая 2013

Первые инвестиции: $100 000

Оборот: $274620

Сайт: lametric.com

Основатель: Назар Билоус

Возраст: 30 лет

Образование: Львовский политехнический университет, магистр компьютерных наук, кандидат экономических наук

В бизнесе: 10 лет

Хобби, увлечения: в поисках

 

С чего все началось?

LaMetric – не первый наш опыт в бизнесе. Я — основатель международной компании Lemberg Solutions, которая занимается созданием web-сайтов, приложений и софта для мобильных устройств. Большинство команды до стартапа Smart Atoms тоже работали в Lemberg Solutions. Делать собственные продукты мы начали довольно давно, опробовав разные ниши. Для журналистов, например, сделали приложение Recordense, которое помогает расшифровать интервью с телефона. С его помощью запись автоматически перекидывается на компьютер и транскрибируется в текст. Продукт нравится людям, его скачали более 100 000 раз.

Можно сказать, что LaMetric – это не первый наш продукт, но первый, который принес нам первый большой успех. По крайней мере, мы им довольны. У нашего гаджета было очень много скептиков как в Украине, так и за рубежом. На то были причины. Дело в том, что сейчас компании больше работают над продуктами, которые развивают индивидуальность человека. Почему-то нет гаджетов для семьи, команды, бизнеса. Мы решили занять свободную нишу – сделать устройство, которым мог бы пользоваться не только один человек, но и какая-то группа. Выбор направления помог добиться успеха.

 LaMetric  отображает разную  информацию: погоду, сообщения социальных сетей и почты и самое главное -состояние вашего здоровья, если синхронизировать его с  различными приложениями. 

Smart Atoms 3

Многие компании сейчас будут развиваться в том же направлении. Надеюсь, что этим не займутся глобальные лидеры, такие как Google и Apple. У них было много разработок в направлении индивидуальности. Это подтверждает тренд умных наручных часов iWatch, очков Google Glass, Pebble.

Многие наши коллеги предупреждали, что мы не сможем добиться нужного эффекта экрана в устройстве. Но мы потратили год, сделали пять прототипов и добились результата.

Как появилась идея?

Идея появилась в процессе работы над предыдущими проектами. Когда работаешь в стартапе, психологическая мотивация команды – очень важный фактор. Один из ее индикаторов – рейтинги продукта, то есть количество его скачиваний. Мы смотрели, какое место занимал продукт в Apple Store, какой трафик был на сайте. Если показатели были высокими, это нас мотивировало. Таким образом мы достигали лучших результатов, понимали свои ошибки и исправляли их.

В компании были проблемы с использованием разных сервисов, таких как Flurry, Google Analytics. Мы долго искали нужные цифры, и не вся команда одновременно их получала.

У нас появилась идея устройства, которое отображало бы нужные показатели и передавало, что делать дальше. tweet

Мы начали думать над таким устройством и его дизайном. Мы покупаем и тестируем довольно много разных гаджетов. Одним из них был Nike FuelBand, он нам очень понравился. Подумали: здорово было бы сделать гаджет такого же уровня дизайна! Кстати, наш результат понравился инженеру, который работал над Nike FuelBand. У нас на страничке Kickstarter есть его отзыв.

Smart Atoms 4

Команда

Команда собиралась на протяжении двух лет, подбиралась очень тщательно. Во многих стартапах работают волонтеры. Все наши сотрудники получали зарплату, но мы бы не взяли в команду человека, который идет на работу ради денег. Для члена нашей команды дело должно быть жизненным приоритетом.

Каждый человек должен подходить под определенные критерии. У нас есть принципы, которые мы исповедуем. Одно из правил – никакого аутсорсинга при работе над продуктом. Каждый человек в команде должен думать над идеей, дизайном. Все лучшие решения приходят, когда их генерирует вся команда.

Мы не верим в индивидуальность в разработке продукта. Не верим в то, что кто-то один самый умный, может самостоятельно все придумать. tweet

Уже потом можно разделять функции. Сейчас мы этим занимаемся, потому что нужно делать параллельно много задач, и каждый член команды будет работать конкретно в своей зоне ответственности.

Kickstarter

Мы решили сначала сделать прототип, а потом уже предложить его людям. На всю работу мы потратили примерно год, а на подготовку к Kickstarter – три месяца.

Нам советовали поскорее выйти на Kickstarter, но мы не спешили. Я считаю, это было правильно, хотя и рискованно. Вот что сделали мы и что, по нашему мнению, стоит делать предпринимателям, которые хотят выводить продукты на Kickstarter.

1.Нельзя выходить на Kickstarter без прототипа. После завершения кампании вы все равно еще будете его дорабатывать. Мы год работали над ним. Делайте прототипы и отправляйте их журналистам, чтобы они могли ими пользоваться. Если у вас нет на это денег, сделайте такой вариант прототипа, которым вы сами будете довольны.

2.Сделайте профессиональное видео. Оно должно быть очень высокого уровня. В видео вы должны не просто показать функциональность прибора, вы должны показать историю. Ваш ролик должен быть похож на маленький фильм. Люди должны представить себя пользователями вашего устройства и героями ролика. Запомните, что продукт без истории – не продукт. Если вы показываете статичные картинки, которые ничего не говорят о том, как продукт будет использован, у вас ничего не получится. Ваши бейкеры – это не просто покупатели. Вам надо передать им свою историю и энергию, они должны пойти вместе с вами в путешествие и стать частью вашей команды.

3.Перед выходом на Kickstarter покажите свою страницу людям, которые уже пробовали там свои силы. Не бойтесь задавать вопросы зарубежным стартаперам, а не только украинским. Мы показывали свою работу десяти основателям мировых компаний: часов Pebblе, кнопок Pressy для Android и другими. После того, как получите десять точек зрения на вашу страницу, поймете, как ее изменить, обязательно делайте это. Мы свою меняли до запуска раз пятнадцать.

4.Очень важно работать с прессой. Ищите людей, которые работают в вашей сфере, которые видят проблему и которым нравится, как вы ее решили с помощью своего устройства. Не думайте, что журналист пишет обо всем, что ему интересно. По крайней мере, профессионалы так не делают. Не думайте, что за две недели до старта вы напишите редактору, и он напечатает статью о вас. Надо начинать работу с прессой за два-три месяца.

5.Нужно думать над вовлеченностью пользователей. Что мы сделали? Перед запуском поместили на сайте симулятор устройства. Важно, чтобы люди, которые покупают его, смогли почувствовать, как им пользоваться еще до момента покупки. Им уже не надо объяснять, как он работает. Люди, которые использовали симулятор, сами придумывали новые варианты пользования прибором и рассказывали нам. Один из украинских фанов придумал использовать LaMetric для занятий кроссфитом.

6.Будьте трудолюбивы. Будьте готовы к тому, что первые три недели Kickstarter вы будете очень мало спать и много работать.

7. Научитесь пользоваться Twitter. Даже не facebook и google plus. Twitter – инструмент, который очень сильно помогает для рекомендации продукта и общения с прессой. Например, наше письмо в адрес одного медиа постоянно попадало в спам. Мы начали искать другие способы связи с основателями этого ресурса. Помогли социальные сети– мне ответил основатель ресурса. Это было еще до публикации о нашей кампании на Kickstarter. Ему так понравился наш продукт, что мы с ним разговаривали три часа. Он дал много дельных советов, поскольку сам запускал очень успешную кампанию на Kickstarter. В эту же ночь была опубликована статья, которую мы для них подготовили. Она была первой в западной прессе.

Smart Atoms 5

Что важно? Не надо бояться писать. При этом надо быть очень толерантным, использовать правило «Pay it forward». Не бойтесь делиться опытом. Многие предприниматели не делают этого, потому что думают, что владеют дорогими знаниями, что кто-то скопирует их и воплотит их идеи. На самом деле сделать это крайне сложно. До выхода на Kickstarter мы написали три статьи на портале «Хабрахабр», в которых поделились всем нашим техническим опытом. Мы считаем, что нужно делиться опытом всегда и везде.

Соблюдайте правило «Pay it forward» со всеми. Если вы дадите обществу ценные знания, которых вы добились своими усилиями, оно повернётся к вам лицом и ответит тем же. Эта культура должна присутствовать в команде.

Продукт

Продукт технологически сложен, потому что это — независимый гаджет. Кроме самого прибора, есть серверное решение, мобильное приложение.

Для нас важно, чтобы продукт был красивым, потому что мы ориентировались на людей, которые покупают Nike FuelBand. Мы знаем, что это люди с завышенными требованиями к качеству продукта. Поэтому мы ставим высокую планку и хотим сделать прибор настолько красивым, чтобы люди полюбили его с первого взгляда. Сложность продукта в том, что надо было разработать мобильное приложение под IOS и Android, серверное решение, нужно сделать само устройство, программное обеспечение. Нужно все устройства заставить работать слаженно.

Стартовый капитал

В таком стартапе вам понадобится в 2-3 раза денег больше, чем в софтверном стартапе. Целый год у нас работало шесть человек на полный рабочий день, за это время мы сделали пять прототипов. Один корпус его стоит более 5000 гривен.

Школа – это время, когда у вас есть бесплатная возможность учиться. tweet

Чтобы сделать все качественно, нужен прототип, мобильное приложение, хороший сайт, симулятор, статьи, а на это надо время. Самое главное, вам придется решать много новых задач. Именно сейчас мы понимаем, почему в школе надо было учить все предметы. Если вы тогда не любили литературу, вам придется ее полюбить, потому что нужно писать статьи. Это то время, когда у вас есть бесплатная возможность учиться. Сейчас каждая ошибка – это упущенная возможность. Каждое неправильно сказанное слово может вам навредить. Самая главная рекомендация для самых молодых предпринимателей – начинайте учиться как можно раньше.

Smart Atoms 6

Инвестор

Инвестор однозначно нужен. Потому что вам нужно двигаться с очень большой скоростью. Для этого очень много дел надо делать параллельно, а значит, тратить много денег.

Но очень важно, чтобы инвестор имел опыт в вашем виде бизнеса. Пока мы не сделаем первую партию продукции, мы не будем его привлекать. Причина проста: по нашему убеждению, инвесторы не будут с тобой разговаривать, пока ты не докажешь, что ты способен сделать продукт и доставить его пользователю. До этого момента мы считаем, что поиск инвестора будет забирать у нас много времени и расфокусировать внимание.

Планы

Во-первых, надо сделать качественный продукт и отправить его нашим бейкерам в январе 2015 года, над этим мы сейчас активнее всего работаем. Затем займемся развитием LaMetric. Возможно, сделаем его бизнес-версию, будем развивать новые продукты.

Кроме того, мы хотим развивать региональное сообщество, делиться опытом, активно участвовать в конференциях. Для нас важно помочь другим добиться успеха.

*

Top