На Западе негативный, кризисный опыт очень ценится, чего не скажешь про украинский рынок
Человека, прошедшего через неудачу, не нужно учить, как не надо делать. Для развития предпринимательской культуры в Украине такой опыт необходим – примерно, как антитела для здорового организма, считает Игорь Семенов, венчурный партнер фонда TA Venture .
«Статистика отрасли достаточно жестока: 80-90% стартапов не доживают до 1 года. В украинском интернет-бизнесе много цифр не озвучивается, но думаю, что эти показатели верны и для нашего рынка», — говорит эксперт.
В целом, по словам Семенова, нормальным для стартапа считается жизненный цикл в 3-5 лет, и только по истечении этого срока можно делать какие-то выводы об успешности/ неуспешности того или иного проекта.
«При этом надо учесть, что украинская стартап-экосистема пока относительно «молода». Конечно, компании, которые закрылись или «заморозили» свою деятельность, на рынке есть. Но комментировать причины провала должны основатели или инвесторы — люди, которые знают ситуацию изнутри», — считает Игорь Семенов.
Венчурный партнер фонда подчеркивает, что провал в реализации проекта — очень ценный опыт. «При условии, что человек достаточно умен, чтобы сделать выводы из ситуации, и достаточно силен, чтобы подняться и двигаться дальше, делать новые проекты. Отличный пример — Макс Левчин, один из основателей PayРal, украинец по происхождению. До запуска PayРal (который был продан за полтора миллиарда долларов) у него было три стартапа, которые не принесли прибыли», — резюмировал эксперт.