Украинская IT-среда: взгляд со стороны

Команда Move on Miles о том, чего не хватает отечественным айтишникам

Move on Miles – проект, который предусматривает привлечение инвестиций, образование и предоставление работы украинским IT-специалистам за рубежом. Ранее со своим HR-Tech стартапом Hirehunt команда прошла акселерацию в Словении и Кремниевой Долине. Полгода назад ребята переехали в Киев, и сейчас в качестве резидентов TCDC работают над новым проектом Move on Miles, главной целью которой является помочь украинцам открывать свои IT-компании здесь.

Основатели Андрей Бондаренко (CEO), Никита Горских (CFO) и Константин Турчак (CMO) рассказали Hubs, почему IT-аутсорс – это не только экспорт мозгов и приток валюты в Украину, что не так с отечественной корпоративной культурой и как построить здоровую IT-экосистему здесь.

— На какой стадии сейчас находится проект Move on Miles?

Андрей: О стадии говорить сложно, потому что это очень нетипичный проект. Он был запущен в начале зимы, не совсем с нуля, потому что это joint venture (совместное предприятие) словенского ABC Accelerator и нашей компании Hirehunt. В компанию сразу же вложили достаточно большое количество денег, то есть это не был стартап. Его проинвестировал акселератор и другие инвестора – иностранные компании.

Решили начать с Украины, так как считаем этот рынок наиболее перспективным. Планируем расширяться и на другие страны Восточной Европы… В рамках проекта программисты едут на полгода – год за рубеж, там работают, потом возвращаются сюда.

— Почему вы думаете, что они заинтересованы возвращаться?

Константин: В Украине многие программисты годами работают на аутсорсе в больших компаниях. В определенный момент они чувствуют свой потолок развития. А они молоды, энергичны, у них достаточно навыков и опыта, но они не могут идти дальше. Потому что в Украине нет так много больших инновационных компаний, либо достаточного количества продуктовых компаний. И соответственно они не могут развиться. Они знают, как делать проекты для других компаний, но им не хватает знаний и опыта, чтобы построить свою. Мы хотим дать им целостное понимание бизнеса.

— К тому же создание в Украине продуктовых ІТ-компаний лучше для экономики страны, чем экспорт услуг…

Андрей: Большие иностранные компании готовы инвестировать без short term return (быстрого возврата инвестиций – ред.), чтобы через 5- 7 лет получить страну, в которой смогут открывать большие офисы, нанимать много людей, создавать новые продукты. Аутсорс – это тоже бизнес, это часть экспорта, экосистемы. Благодаря ему молодые разработчики могут получить стабильную зарплату, менторство, доступ к проектам… Важно, что уже сегодня аутсорс подготавливает кадры для стартапов, продуктовых компаний.

 Континуум теории и практики

— У нас много экономических вузов, технических, а вы, направляя наших айтишников учиться в три партнерские академии – в Любляне, Мюнхене и Кремниевой Долине — указываете на то, что образования в Украине не достает. Оно плохого качества?

Константин: Образование – это процесс, который не останавливается, и в нем главное практика. Украинские университеты наоборот — делают ставку на теорию. Во-вторых, у нас в Украине есть страх перед провалом. Если ты провалился – все об этом знают, родители говорят: мы же говорили, друзья говорят: мы так и знали… И ты уже не будешь начинать. Это очень важный фактор. Еще нужно понимать, как строить компанию, как превращать идею в что-то большее… У нас в стране везде витают обрывки этих знаний. Где-то кто-то дал лекцию, тренинг, но достаточно сильной комплексной базы для обучения предпринимателей еще нет.

— Какие главные требования выдвигают ваши компании-партнеры?

Константин: Достаточный уровень профессионализма – уровень Senior, минимум 4 года опыта и английский язык выше среднего уровня. Кандидат также должен быть готов к релокации и быстрому адаптированию к новой стране и культуре.

56

Любляна (Словения), где со своим HR-Tech стартапом Hirehunt команда Move on Miles проходила акселерацию

— Украинские технические университеты готовят такого уровня специалистов?

Андрей: Выпускники украинских вузов выходят с очень хорошей технической базой, но с минимальными знаниями о бизнесе, работе в команде и с немножко out-of-date технологиями. Надо понимать, что выучиться на Senior — невозможно. Только через работу и опыт можно достичь такого уровня.

Константин: Бывает, что ребята начинают работать программистами с 3-4 курса университета. В таком случае до выпуска они уже прокачивают свой профессиональный уровень до Junior. Но выучиться на любой из уровней без надлежащей практики нельзя.

Никита: Важно учесть, что азам программирования можно научиться дома, все зависит от мотивации человека.

О мотивации пряником

— Ранее в СМИ вы упоминали, что лояльность к работодателю – это одна из слабых сторон украинских IT-специалистов, почему?

Андрей: Сейчас на рынке IT-специалистов уровень зарплаты оказывает значительное влияние на мотивацию. Перемещение между компаниями диктуется зарплатой, а не интересными проектами, поэтому у многих ІТ-специалистов выработалась неправильная позиция идти к тому, кто платит больше. И здесь появляется вопрос лояльности к работодателю.

Константин: Еще важны отношения между работодателем и сотрудниками. На Западе они более личностные. В Украине мало таких кейсов. Здесь все работают, не задумываясь о своей роли в организации. Компании неправильно выстраивают свою корпоративную культуру. Из-за того, что текучка кадров считается не проблемой, менеджмент не думает о sustainable relationship (устойчивых отношениях – Ред.). С другой стороны сотрудники ничего не требуют от менеджмента… Стартап Grammarly отличается от компаний, с которыми я познакомился в Украине. У них западная культура внутри компании, где есть отношения с менеджментом, где сотрудники супер лояльны. Они не просто люди, которые сидят в одном помещении, это сильная команда. Их менеджеры – не босы, которые указывают, что делать, а лидеры, которые помогают делать лучше.

 В ожидании единорога

— Сейчас в Украине обсуждаются изменения в морально устаревший Трудовой кодекс. Интересно, а какие отношение в Европе/США между работодателем и работником? За что увольняют, разрешено ли видеонаблюдение и как урегулирован фриланс в этих странах?

Андрей: Ни в Европе, ни в Америке мы не сталкивались с видеонаблюдением. Наоборот в западных компаниях практикуется открытость корпоративной культуры, которая строиться на всеобщем доверии и общих целях.

Никита: С фрилансерами мы не очень часто сталкивались в Америке и в Европе. Сам по себе фриланс менее популярен, чем в Украине, так как там возможностей для работы в разных компаниях и индустриях больше… Насколько нам известно, в США, будучи фрилансером, кроме налогов на доходы, ты платишь отдельный налог как работающий на себя.

Основатели Move on Miles Андрей Бондаренко, Никита Горских и Константин Турчак в компании экс-премьера Эстонии, реформатора Таави Рыйваса

— Чего в целом нам не хватает на пути к Кремниевой долине?

Константин: У нас есть мечта через десятилетие быть как Польша 10 лет назад. Когда мы захотим быть не следующей Польшей, Америкой, а успешной Украиной, тогда будет та страна, о которой все мечтают. У нас все равно будет свой путь, и не стоит идти по стопам других стран, стоит использовать их знания и опыт для постройки своего уникального пути к успешной Украине.

Андрей: Украина в другой точке развития. У каждой страны своя стратегия.

Никита: Чего нам действительно не хватает – большой success story того, кому удалось построить юникорн, чтобы показать, что украинцы на это способны.

— Какие советы вы могли бы дать стартаперам?

Андрей: Я рекомендовал бы фокусироваться на проблеме, которую стартап хочет решить, а не на самом решении. Также важно точно определить, для кого эта проблема — реальная боль — только такие клиенты готовы платить за ее решение.

Константин: Всегда инвестируют в людей, а не в продукт. Команда — самое важное в стартапе. На начальных порах она не должна быть больше 5 человек и должна уметь быстро адаптироваться к изменениям.

Никита: Поговорите с 50  вашими потенциальными клиентами и узнайте — а не додумывайте за них — что им на самом деле нужно, какие у них проблемы и какое решение было бы для них приемлемым. Постоянный фидбек очень важен на любом этапе разработки продукта или сервиса.

*

Top