Команда из Луганска создает первый конфиденциальный мобильный мессенджер в Украине
Основатели: Дмитрий Шуркаев и Денис Борзенко
Возраст: 33 года и 24 года
Образование: высшее, экономическая кибернетика ВНУ им. Даля и компьютерные технологии ВНУ им. Даля (Луганск)
Стартовый капитал: 144 000 гривен
Годовой оборот: 0 гривен
Дата создания: апрель 2014-го (август 2014-го вышел прототип)
Ниша: конфиденциальный мобильный мессенджер
Дата основания: апрель 2014
Сайт: http://cactuz.me
Хобби, увлечения: политика, путешествия, шахматы, игра мафия, бильярд, боулинг, психология и музыка
Начало
До создания мессенджера у меня была своя компания «Мастер-Софт» в Луганске, которая занималась внедрением экономических программ. Также я работал коммерческим директором в российско-французской компании DATADVANCE в Москве, которая занимается разработкой своих программных продуктов для инженерных расчетов. В перерывах от работы я занимался своими проектами. Потом я почувствовал, что мне не хватает мотивации, понял, что нужно менять что-то.
Я уволился, съездил в отпуск, было время подумать над тем, что меня по-настоящему интересует. Так я начал искать идеи для своего нового бизнеса. Каждую идею тестировал на своем партнере по нескольким проектам Дениса Борзенко. Он каждый раз меня внимательно слушал, особенно не вдохновлялся чем-либо из предложенного. Как-то я рассказал ему историю о конфиденциальном фото-мессенджере Snapchat с самоудаляющимися сообщениями. Пересказал, как их за огромные деньги хотели купить Facebook, Google, а ребята дважды отказались. К тому времени я уже придумал название для будущего продукта — Cactuz. Через три недели во время очередной встречи Денис мне говорит: «Я сделал первый прототип мессенджера, о котором ты мне рассказывал». Тогда я поверил, что это хорошая идея, потому что Денис загорелся, что бывает редко.
Идея
Люди в последнее время все больше внимания уделяют безопасности передачи данных и общения, в том числе из-за военной ситуации в стране. В принципе этот вопрос существовал всегда, но раньше им мало интересовались. По моей переписке в соцсетях можно узнать обо всех подвигах жизни. Я отдаю себе отчет, что когда стану серьезным дядькой, данные с серверов никуда не исчезнут. То есть спецслужбы могут при желании использовать их против меня.
По моей переписке в соцсетях можно узнать обо всех подвигах жизни. Я отдаю себе отчет, что когда стану серьезным дядькой, данные с серверов никуда не исчезнут. tweet
Информация, которую любой человек передает через интернет, где-то сохраняется. Раньше можно было выражать свое мнение открыто, а сейчас ты практически нигде не чувствуешь себя безопасно. Нам хотелось иметь защищенный канал, где ничего бы не фиксировалось и не перехватывалось. Для этого нужно защищать, шифровать канал и не хранить ничего на сервере.
Когда я начал пользоваться Snapchat, то понял, что он неудобен. В Москве, где я жил последних три с половиной года, это приложение не пользуется популярностью у молодежи, а в Киеве им вообще пользуются единицы.
С точки зрения удобства использования это не наш продукт, он не классичен. Например, в Viber и WhatsApp пользователь понимает, где находятся сообщения, картинки и контакты. В Snapchat — нет. Чтобы вернуться к старой переписке, нужно сделать 5-6 лишних действий. Подобные сложности происходят не только у меня, но и у моих друзей.
Направление мессенджера
Есть секьюрные, очень надежные мессенджеры, вроде Threema, а есть конфиденциальные фото-мессенджеры, которые ориентированы на молодежную аудиторию. В последних тоже следят за тем, чтобы файлы и переписка удалялись.
Мы выбрали для себя молодежный мультимедийный вариант, потому что в этой нише меньше конкуренции. Правда, как технарям, нам кажется это менее крутым, но мы понимаем, что лучше четко определить свою нишу.
Заработок
Snapchat пока никак не зарабатывает. Но его стоимость составляет уже около $10 млрд. Они идут по правильному пути, включают монетизацию как можно позже. У нас будет такой же путь. Чем раньше ты ее включишь, тем раньше выйдешь из гонки, так как борьба ведется за количество аккаунтов.
Основная трудность работы с инвесторами в том, что нужно объяснить им эту стратегию…
Способы монетизации
Их несколько. Наименее чувствительный способ к уменьшению количества пользователей — это встроенные покупки приложений, игрушек через мессенджер, можно также продавать различные темы и стикеры.
Недавно слышал интервью основателя Snapchat и он подтвердил, что они смотрят в сторону идеи встроенных покупок, а не в сторону традиционной рекламы. Но есть предположение, что реклама в таких мессенджерах сработает лучше всего, потому что пользователь концентрируется, ожидает картинок, которые быстро самоудаляются.
Финансы
Стартовый капитал составил $12 000. Это зарплаты, программное обеспечение, сайт, дизайн, административные расходы. Совсем скоро предстоят расходы по продвижению и запуску альфа-версии.
Чем раньше ты включишь монетизацию, тем быстрее выйдешь из гонки tweet
Сейчас мы ищем людей, которые могли бы вложить в развитие приложения $1,7 млн. Общаемся с потенциальными инвесторами из Украины, Казахстана, США.
$1,7 млн — это немного. Нужно сравнивать с конкурентами конкретной ниши и конкретной отрасли. Для мобильных мессенджеров — это вообще очень мало. Обычно разработать продукт подобного класса стоит около $5 млн.
Команда
У нас большая часть команды работает в Киеве, при том что почти все — родом из Луганска. Все очень талантливые специалисты. Дизайнер наш сидит в Москве, iOS разработчик — в Харькове, финансовый директор — в США.
Есть глобальный миф, что IT-шники могут успешно работать удаленно. Это не всегда удобно, в процессе возникает много сложностей. Я знаю это по опыту работы из Москвы с регионами. Плюс — низкая себестоимость. Из минусов — проблема с коммуникацией из-за часовых поясов и прочего, организация конференц-связей и контроль. Не все привыкли работать в корпоративной распределенной среде: кто-то не может себя организовать или не любит много работать и формально подходит к делу. В таких случаях иногда элементарная рабочая переписка может превращаться в недельную передачу документов.
Техническая часть
Мы изначально хотели сделать более защищенный мессенджер. Потом переориентировались на фото-мессенджер. В чем разница? Конфиденциальность останется, но будет меньше шифрования, аутентификации и паролей. Перестроиться нам было не сложно, потому что технология одна и та же, просто мы думаем над тем, какую функцию добавить, какую отключить.
Не хранить данные на сервере значительно легче. Разработчики сохраняют их потому, что в этом есть много бонусов — вы можете прочитать переписку любого человека, воспользоваться этим так или иначе. Но сейчас тренд конфиденциальности. Тот, кто с этого не начал, уже проиграл, потому что им не будут доверять.
Мы строим очень прозрачную компанию. Бывают ситуации, когда действительно необходимо хранить информацию: например, я тебе пишу сообщение, а ты не в сети. У нас оно будет временно сохраняться, пока ты не войдешь и его не прочитаешь.
Плюс мы готовы показать свои протоколы, серверы, которые скоро купим, и они, скорее всего, будут находиться в Швейцарии. Мы обязаны давать гарантии нашим пользователям, иначе они нам тоже верить не будут.
Плюсы и минусы
Минус в том, что нужно учитывать мнение большого количества пользователей. Любой клиент — это твой инвестор, и не так просто поймать его желания. Если он купит несколько стикеров — это уже ваш доход. Для человека, который проработал в корпоративном секторе бизнеса более десяти лет, это большая сложность, здесь другие правила работают.
Непривычно, что на начальном этапе не нужно думать о деньгах, так как быстро проиграешь, если будешь быстро монетизироваться.
Рынок мессенджеров высококонкурентный. Это тоже — не только определенная сложность, но и вызов. Плюс еще в том, что прямых конкурентов на территории СНГ немного.