Виталий и Алина организовывают необычные дни рождения, свадьбы, свидания и фотосессии
Сфера деятельности: организация праздников
Официальный сайт: http://mmday.com.ua/
Дата старта: зима 2014-го
Стартовый капитал: 0
Оборот за месяц: 200 000 гривен
Основатели: Виталий Козин и Алина Глазова
Возраст: 25 лет и 23 года
Образование: высшее юридическое, высшее — менеджмент отельно-ресторанного бизнеса
В бизнесе: 6 лет и 1 год
Хобби, увлечения: программирование, генерация новых идей, журналистика
Компания занимается организацией необычных дней рождений, свадеб, свиданий и фотосессий. Но специализируется на днях рождения и съемках.
Как все начиналось?
Виталий и Алина познакомились через друзей, которые занимаются организацией свадеб. У Алины была нелюбимая работа в офисе и любимое хобби – устраивать для людей праздники. Так она решилась на свое дело и обратилась к Виталию в его digital-агентство за помощью с сайтом, рекламой и стратегией для компании.
Алина: В моей прошлой работе все было стандартно: корпоративы, мероприятия для больших компаний. Стало понятно, что это — не мое и нужно двигаться дальше в этой сфере, но совсем в другом направлении. Было сумасшедшее желание развивать свой проект, были какие-то идеи, но не было конкретного плана действий. Одно дело, когда ты работаешь на кого-то другого, и тебе говорят, что делать, а другое, когда ты должен все решения принимать самостоятельно.
Виталий: До этого я помогал многим другим ивент-агентствам и свадебным профессионалам выходить на рынок. Алина пришла как клиент. Пока мы разрабатывали сайт, очень много и долго спорили. В процессе работы мы влюбились друг в друга.
Алина: Получилось так, что я искала партнера для работы, а нашла партнера для жизни.
Виталий: Мы начали переделывать концепцию и сайт. Изначально концепция была «праздники и подарки». Хотели облегчить жизнь гостям, которые приходят на мероприятия. Для заказчика организовываем праздник, а для гостей — нематериальные подарки. Но клиенты сами дали понять, какой сервис им нужен, и подкорректировали концепцию проекта. Сейчас мы меньше занимаемся подарками для гостей, мы делаем праздники, а уже в процессе подготовки наши клиенты хотят организовать какой-то необычный сюрприз для себя — в виде фотосессии, фильма и других впечатлений.
«Одно дело, когда ты работаешь на кого-то другого, тебе говорят, что делать, а другое, когда ты все решения должен принимать самостоятельно»
Стартовый капитал
Виталий: Его фактически не было. Если бы мы не сами делали сайт, а заказывали его у кого-то, то это вышло бы около $5000, потому что мы несколько раз его переделывали, и сайт получился довольно мощный по наполнению.
Алина: Было две полностью нарисованных версии сайта, но мы их не использовали. Каждый раз ночью приходила новая идея и мы понимали, что прошлая версия — совсем не то, что нам нужно.
«В Украине редко удается просто заплатить и получить качественную услугу»
Первые клиенты
Виталий: Это уникальный случай, когда первые клиенты появились до того, как мы запустили сайт. Было где-то 3-4 заявки на организацию праздника.
Алина: Это были заказы по рекомендации людей, которых мы знали, и которые знали, чего от нас ожидать. До этого мы помогли друзьям в организации их свадьбы. Что интересно, жених и большинство приглашенных гостей были из свадебной сферы.
Зимой мы больше работали как digital-агентство и доделывали свой сайт. Сейчас на нашем сайте есть раздел «Коллегам», где мы продолжаем предоставлять услуги консалтинга и разработки для новых компаний. Digital-агентство тоже переехало в этот раздел.
Виталий: В чем была идея? Обычно половина посетителей сайта — это коллеги. И мы изначально запланировали сделать для них раздел с услугами. Прошла первая неделя, на удивление заявок от коллег было больше, чем от частных клиентов. Признаемся, что первый месяц мы проработали для других агентств, фотографов, декораторов.
Алина: С марта мы активно начали организовывать мероприятия. Мы поставили себе ограничение: если в течение месяца у нас не появится ивент-проект, значит, бизнес нужно пересмотреть или даже закрыть.
Но клиент появился. Вышло так, что сами клиенты сформировали спрос и подкорректировали тот продукт, который мы сейчас и делаем.
Виталий: Таким бизнесом нельзя заниматься от безысходности. Праздник должен делать счастливый человек. Если бы у нас не было базы, другого полноценного дела, то приходилось бы брать заказы, которые нам не нравятся, обращаться к людям, с которыми бы не хотели сотрудничать. Это было бы скатывание вниз. Сейчас мы можем выбирать, с кем работать.
Делать праздник для двоих или для двадцати человек одинаково сложно.
Алина: Нам очень нравится организовывать дни рождения. Этот праздник можно подготовить всего за месяц. Кроме того, день рождения бывает ежегодно и у каждого члена семьи, поэтому можно снова и снова придумывать что-то новое. Здесь практически нет конкуренции.
Виталий: Мы уходим из «красного океана» свадеб в «голубой океан» дней рождений. Можете нас подпольно называть «Первое агентство дней рождений».
«Мы уходим из «красного океана» свадеб в «голубой океан» дней рождений»
Заказы
Цитата: По поводу количества заказов есть хороший пример нашего партнера. Он говорил: «Мы обрабатываем столько заказов, сколько нужно, чтобы окупился один станок и давал нам немного денег, пока мы не купим следующий».
Виталий: За время существования «Make my day» у нас было 25 проектов. Больше всего дней рождений и необычных съемок. Часто мы не можем выкладывать наши проекты в сеть, потому что не хотим показывать наших клиентов.
Алина: Мы отказались от процента и не увеличиваем свой гонорар, если клиент добавляет какую-то новую услугу. Гонорар агентства фиксированный и колеблется от $500 до $1000. Это не касается свиданий, так как их общая стоимость от $1000.
Бюджет дней рождений начинается от $5000. Иногда эта сумма вырастает в несколько раз — все зависит от пожеланий клиента.
Виталий: По поводу количества заказов есть хороший пример нашего партнера. Он говорил: «Мы обрабатываем столько заказов, сколько нужно, чтобы окупился один станок и давал нам немного денег, пока мы не купим следующий». Он не пользуется рекламой, работает только на сарафанном радио. Мы замечаем по себе, что если у нас уменьшился поток заказов, значит, где-то есть проблема, которую надо устранить. Это помогает нам постоянно находиться в тонусе и развиваться.
Алина: Например, мы нашли хорошую локацию и через день позвонила девушка, которой эта локация идеально подошла. Сначала она сомневалась, стоит ли праздновать. Но когда увидела это место, все сомнения развеялись.
«Мы обрабатываем столько заказов, сколько нужно, чтобы окупился один станок и давал нам немного денег, пока мы не купим следующий»
Зачем идти в этот бизнес
Алина: Для того, чтобы понять, нравится ли вам это — поработайте хотя бы на одном мероприятии. Вы сразу поймете: кайфуете вы от этого или дико устаете. Вы сможете продержаться в этом деле, только если вы это безумно любите. Приготовьтесь к тому, что вы реально будете 24 часа на ногах. Не забывайте, что до мероприятия и после него есть монтаж. В день ивента мы, как правило, встаем в 5 утра и в 5 утра возвращаемся домой. При этом ты еще должен прилично выглядеть и улыбаться клиенту.
У меня пять лет назад был опыт в аниматорстве. Рабочий день тогда длился 16 рабочих часов, а бывало и дольше. Это мне очень помогло.
Виталий: Не стоит идти сюда и делать бизнес, если просто хочется красоты. Это тяжелая работа.
«Не стоит идти сюда и делать бизнес, если просто хочется красоты. Это тяжелая работа. Приготовьтесь к тому, что вы реально будете 24 часа на ногах»
Организация свиданий
Виталий: Организовывать свидания сложно. Для этого нужно привлекать столько же людей: декоратора, фотографа, монтажников. Им нужно обеспечить транспорт. Мы не можем сказать фотографу, что «мы тебе платим, а ты как-нибудь добирайся сам». То есть сервис у нас и для тех, кто с нами работает, и для тех, для кого мы работаем. В сфере праздников заботиться обо всех — это что-то новое, но мы надеемся, что нашему примеру последуют другие агентства. На праздниках должны работать свежие, сытые и счастливые люди.
Каждый раз нам нужно находить новое место для свиданий. Необжитых мест возле Киева осталось очень мало. Стартовая сумма для свидания 1000$.
Алина: Это крутая услуга, которую все хотят. Но не все готовы заплатить и оценить нашу работу: сколько людей было задействовано, насколько все было организовано, сколько проблем нужно было решить, чтобы все состоялось. Давайте разберем самое простое — костер. Для него нам нужно закупить несколько вязанок дров, камни, чтобы обложить костер, каминные спички, распалку. А возле костра обязательно должно быть комфортное место, чтобы там можно было расположиться. И вот из таких мелочей состоит правильная картинка.
Виталий: Мы не будем отказываться от этой услуги. Я думаю, что мы либо сделаем это доступным только для наших постоянных клиентов (как бонусная программа), либо будем повышать стоимость.
«Мы не можем сказать фотографу, что «мы тебе платим, а ты как-нибудь добирайся сам»
Аудитория
Алина: Обычно клиенты приходят к нам с вопросом: «А реально ли такое сделать?» Тогда мы придумываем, как воплотить их идею.
За все время был только один мужчина-заказчик. Он хотел, чтобы мы удивили его жену. У нас получилось. Хотелось бы, чтобы среди клиентов появлялось больше мужчин.
Нашими клиентами не могут быть люди, для которых это последние деньги. Если для них потратить $5000 на день рождения — это абсолютно реальная цифра, тогда мы сможем впечатлить.
Виталий: Есть такая особенность: чем богаче человек, тем лучше он знает деньгам цену и одновременно легче с ними расстается. Поскольку впечатления важнее материальных ценностей.
Алина: Вначале мы ориентировались на совсем молодых ребят, а сейчас у нас публика 30-35 лет, то есть это люди, которые уже состоялись в своем деле. Находят нас, в основном, через социальные сети. Но уже сейчас к нам начинают приходить по рекомендациям. Причем рекомендуют нас не только клиенты, но и коллеги, с которыми мы вместе работали на площадке.
Виталий: Сложно сказать про возврат клиентов, потому что не прошло еще время, чтобы человек мог повторно заказать праздник. Но есть люди, которые подряд заказывают несколько событий: день рождения, фотосессию. Это примерно 30-40% заказов. Например, жена сначала обратилась за организацией своего дня рождения, а потом и мужа. Зачем искать кого-то другого, если она может снова обратиться к проверенным людям?
Продвижение
Виталий: Для тех клиентов, которые заказывали продвижение своих услуг, у нас стратегия простая: не занимайтесь рекламой и занимайтесь своей работой, расскажите о ней. То же правило мы используем для себя.
Алина: Мы иногда уходим в поэзию и начинаем все очень красиво рассказывать, немного убегаем от сути. Сейчас мы хотим давать больше конкретики. Для некоторых людей не совсем очевидно, чем занимается организатор, когда на фотографиях в социальных сетях только декор и разные штучки.
Мы не показываем, как клиенты гуляют и развлекаются, потому что считаем, что это не этично. Поэтому мы можем сделать кадры только до прибытия людей.
Главный канал продвижения — социальные сети. Мы больше всего используем Instagram, потому что только здесь мы можем показать, чем мы занимаемся в режиме реального времени. Проходят месяцы, прежде чем материал из Instagram попадает на сайт — фото от фотографов иногда приходится ждать очень долго.
Планы
Алина: Хотим увеличивать масштаб, сохраняя концепцию необычных праздников. Для этого нам нужно привлечь больше ресурсов.
Виталий: У нас уже есть команда под большие проекты. Некоторые из них мы уже готовим, и как только появится картинка в сети, спрос на такие же проекты вырастет. В нашем деле быстро замечаешь прогресс. Ты сделал мероприятие на 10% круче, к тебе приходит проект на 50% больше.
Сейчас есть огромные планы, как делать масштабные мероприятия, но, может быть, этому не способствует ситуация в стране, а может, еще и время не пришло. Мы относимся к этому спокойно и по-философски.
Алина: Мы продолжаем искать площадки, у нас уже есть те, которые мы хотим задействовать. Я думаю, что имея на уме определенные заготовки, у нас появится человек, которому как раз это и будет интересно. Пока что это работало, и в будущем, я думаю, тоже будет работать.
Плюсы и минусы бизнеса
Алина: Минусы – это закулисье, которое очень непредсказуемое.
Виталий: Это прозвучит абсурдно, но очень часто люди, которые работают в этой сфере, не любят успешных. Люди, которые заказывают праздники — состоявшиеся. У них свой бизнес, они многого достигли, и тебе есть чему у них поучиться. Не нужно считать чужие деньги или завидовать чужим успехам — нужно стремиться делать свой продукт максимально качественно. Еще минус в том, что у подрядчиков отсутствует понимание сервиса. «Я сделал, как умею, а ваше дело – мне заплатить».
Алина: Ты должен всегда помнить, что за ошибки тех, кого ты посоветовал, перед клиентом отвечаешь ты и только ты. И всегда держишь в уме план «Б».
Некоторые подрядчики были поражены условиями работы на дикой природе. Например, днем это монтаж на жаре, а ночью демонтаж без электричества. Но мы всегда предупреждаем о «подводных камнях» такой работы. Пока что никто не отказывался — многие снова хотят стать частью такого праздника.
Виталий: Час простоя техники, которую мы берем в аренду, может достигать 100-150$. Если люди привыкли все делать медленно, то мы не сможем с ними работать. К сожалению, в Украине редко удается просто заплатить и получить качественную услугу. Тебя должны уважать, иногда бояться, а после этого к тебе начинают относиться как к своему и радостно встречать в следующий раз. Наша задача как раз и состоит в том, чтобы давать сервис высочайшего класса.
Алина: Плюс в том, что это очень классные эмоции! Ты видишь свою работу. Для нас показатель того, что мы хорошо организовали мероприятие, если звучит тост в благодарность нам. Это безумно приятно.
Виталий: Это бизнес на харизме.
Алина: В то же время это и главный минус. На автомате этот бизнес не продержится. Если мы подберем себе замену и уйдем в длительный отпуск, вряд ли праздники будут происходить без нас на таком же высоком уровне.
Фото: Александр Сахненко, Оля Дементьева, Литта-Виктория, Анна Белоус, Антон Чехов.
«Чем богаче человек, тем лучше он знает деньгам цену и одновременно легче с ними расстается»