"Мы ни доллара не потратили на маркетинг"
Ян Кум – американский предприниматель и программист, который родился в Киеве и не считает себя предпринимателем. Сегодня создатель мессенджера WhatsApp — одна из «рок-звезд» мировой IT-индустрии. Свое детище, мессенджер WhatsApp, он продал за $19 млрд Марку Цукербергу, который в свое время не взял Кума на работу программистом. Hubs собрал лучшие высказывания нашего неординарного экс-соотечественника на тему бизнеса.
Насколько я понимаю, предприниматель — человек, который создает фирму и компанию с задачей заработать деньги. Я не отношу себя к таким людям.
Я начинал WhatsApp, чтобы построить продукт. Я не хотел создавать вокруг этого компанию, цели заработать не было.
Когда мы начинали бизнес, мы с Брайаном (Брайан Эктон – друг и партнер Кума – прим. ред.) работали все выходные. Потом он съехался с девушкой и мы перестали работать по субботам, но продолжали по воскресеньям. Потом у него родился ребенок, он стал проводить больше времени с семьей.
Сейчас я работаю по несколько часов в выходные из дома, хотя берегу личное время, люблю путешествовать. Но с утра понедельника и до пятницы вечера я весь в работе. Мои близкие друзья знают, что со мной невозможно связаться, если это не что-то срочное.
Я первые два года ездил только на работу, забыл, как выглядят мой племянник и друзья, потолстел на 40 фунтов, перестал заниматься спортом. Приезжал в офис в 10 утра, а в час ночи уезжал домой, чтобы переночевать. Когда человек начинает чувствовать, что людям нужен его продукт, он оказывается в замкнутом круге. В этом ничего плохого нет.
Мы ни доллара не потратили на маркетинг. И сейчас нет никаких маркетинговых планов.
В нашей ситуации большое значение играло время. Плюс мы создали оригинальный продукт. Тупо копировать может любой дурак, а делать что-то новое — в жизни или в продукте — не так легко.
Когда в WhatsApp были только статусы, приходилось сложно. Месседжинг — последнее, что я был готов попробовать. Мы его добавили, и вдруг люди начали этим пользоваться. Потом мы сделали функции отправки фотографии — шёл декабрь 2009-го — пересылать её практически бесплатно было чудом.
В конце 2009 года мы сделали кое-что очень нестандартное: начали брать абонентскую плату за WhatsApp. Если бы мы хотели только расти, мы бы так не поступали. Рост нас не слишком беспокоит, он не на первом месте в списке наших приоритетов.
Главная причина, по которой мы здесь, – мы стремимся построить сервис, который будет настолько крут, что все захотят им пользоваться.
WhatsApp – это то, чем пользуются бабушки в Берлине, чтобы договориться о графике выгула собак, то, что продавцы овощей в Индии используют для приема заказов, и то приложение, через которое студенты в Гане составляют расписание занятий.
Люди используют WhatsApp, чтобы поддерживать связь друг с другом, а не с кинозвездами или звёздами спорта или случайными людьми, которых вы встречаете в Интернете. Вот почему у нас есть успех во всём мире.
Мы хотим делать только одну вещь, и делать ее очень хорошо. Для нас это связь между людьми, которые являются друзьями и родственниками.
Многие советовали делать пятое, десятое. Мы никого не слушали — я очень хорошо умею удалять письма из «Входящих». Часто присылают письма и говорят: «Нам надо встретиться, у нас обалденная идея о том, как мы можем вам помочь». Мы на это не отвлекались. С первого дня у нас было видение, что мы хотим строить — минималистичное приложение, которым пользуются люди всех стран, языков и возрастов.
Сфокусируйтесь на простоте, слушайте ваших клиентов и повторяйте всё снова, если у вас не получается.
Любые попытки капитализироваться на страхе людей – это проявление дурного вкуса (отвечая на вопрос о российском мессенджере Telegram Павла Дурова – прим. ред). И не принципиально, делает ли это компания или государство. Но так нельзя вести бизнес. Так нельзя строить свои отношения с клиентами.
Мы решили войти в партнёрство с Facebook, потому что у нас одни и те же цели и видение того, что мы хотим делать. Чтобы WhatsApp была успешной, нам пришлось бы нанимать финансистов и юристов, людей, которые будут заниматься HR и так далее. Это большая инфраструктура, и меня она всегда мало интересовала.
В английском есть выражение «fword». Люди не говорят fuck, потому что это некрасиво, а говорят «Don’t make me use the fword». Так вот наш «fword» — это фокусироваться. Всегда помнить про фокус.
По материалам: Time, Robin Waters blog, The Village, Слон.ру, Gazeta.ru