Основатель StartupTrips рассказал, чему Украина может поучиться у Польши
StartupTrips — серия мероприятий в формате тура, в которых могут участвовать украинские и польские предприниматели. За четыре дня тура в Польшу участники ознакомятся со стартап-экосистемой Кракова, особенностями ведения бизнеса в Польше, увидят работу польских бизнес-инкубаторов, а также представят свой проект потенциальным польским инвесторам. Более подробно о программе можно почитать на сайте проекта. А Hubs побеседовал с основателем проекта Ярославом Легенчуком и узнал, сможет ли StartupTrips предложить стартаперам уникальный продукт или их ждет обычная конференция, за которую к тому же нужно немало заплатить?
— StartupTrips – не первый Ваш проект. Почему Вы остановились именно на нем?
Я занимаюсь стартапами пять лет, у меня было уже несколько проектов — от рекламы до торговли. В основном меня интересовал е-commerce. Последние пару лет приоритет отдавал маркетингу. Запускал в 2013 году один из первых сервисов повышения конверсии. У нас с партнером в Киеве было несколько небольших, но довольно успешных интернет-магазинов, которые и привели нас к идее запуска собственной SaaS-платформы для повышения конверсии.
После февральских событий на Майдане и скачка курса мы приостановили деятельность своих интернет-магазинов и сосредоточились на разработке и выводе на рынок нового продукта. Кризис — время больших возможностей. В Украине мы успели поработать со многими известными брендами и крупными компаниями: сервис использовали магазины База Автозвука, LTB Jeans, Praktiker, Ives Rocher, Protoria, Samsung, Lenovo и многие другие не менее известные компании. Кроме самого продукта, мы обеспечивали комплексный e—mail маркетинг и работу с конверсиями.
Этим летом я уехал в Краков работать над совершенно новым для меня бизнесом, где и столкнулся с местной стартап-экосистемой.
Последние полгода мы вместе с польскими партнерами работали над Startup Trips. Его главная идея в том, что Польша имеет хорошие возможности для поддержки стартапов. В Украине серьезных фондов, инкубаторов для развития стартапа, по моему мнению и опыту, нет. Есть только популизм.
Я не хочу никого обидеть, но очевидно, что экосистема стартапов в Украине находится в состоянии зародыша и пока существенно отстает. Это не имеет отношение к качеству IT-сектора или уровню разработчиков.
Радует, с другой стороны, что на этот сегмент еще не обернулось око государственного аппарата Украины. В таком случае он может быть распилен или ограничен.
— Почему именно Польша? В чем проявляются возможности, о которых Вы говорите?
— В Польше очень много бизнес-инкубаторов. Например, есть такая площадка как Hub:raum. Этот акселератор стартапов есть в Берлине и Кракове. Он отбирает проекты, которые интересны Deutsche Telekom и помогает им выйти на рынок. Фонд выступает также как инвестор. Кроме того, в Польше находится самая большая в мире сеть бизнес-инкубаторов по количеству точек, много бизнес-ангелов. В Польше не самые высокие в Европе налоги, да и жизнь дешевле. Здесь мощное стартап-комьюнити, в котором представлен полный спектр IT-специалистов — от разработчиков до дизайнеров и маркетологов. Это все обеспечивает благоприятный климат для реализации себя и своих идей.
— Но в Украине налоги меньше. Почему не Украину выбрали?
— Да, в Украине можно зарегистрироваться как частный предприниматель и платить 4%-й налог. В Польше так не получится. Зато в Польше вы видите, куда идут эти налоги. В Украине, наверное, Львовский IT-кластер самый сильный. Они молодцы и активно развиваются, но даже такие усилия пока отстают от Европы.
Польша уже двенадцатый год в Евросоюзе, это много. В то же время в Евросоюз вступили ещё девять стран. Но эксперты отмечают, что Польша преуспела в этой компании больше всех остальных. Есть свежий рейтинг Forbes, в котором Польша занимает третье место в рейтинге стран для запуска стартапа. Перечислять причины можно еще долго. Если просто: Польша – в ЕС, а мы – нет. И еще долго не будем.
— В чем заключается практическая польза от поездки, которую Вы устраиваете? Например, я – стартапер, едущий с Вами в Краков. Встречи, визиты в инкубаторы и фонды, конференции, информация о Польше — это можно узнать из интернета или посетив обыкновенную конференцию, скажем, в том же Львове. К тому же последнее будет бесплатно. Какова прикладная выгода от визита?
— Конференции проходят в одностороннем порядке, когда вам что-то рассказывают. Нетворкинг – обязательная часть мероприятия — это нужные и полезные знакомства с различными людьми. У нас более тесный нетворкинг. К тому же наша группа 30 человек, а не 200.
Важный момент: участники поездки смогут в нескольких акселераторах презентовать себя потенциальному инвестору. Среди слушателей будут как прямые инвесторы, так и управляющий менеджмент Hub:raum от Deutsche Telekom. Это уникальная возможность, потому что Hub:raum так просто не проводит питчинги. Нужно писать самостоятельно заявки или искать ежегодные программы, ожидать потом, пригласят ли вас.
Кстати, стартап Ecoisme, одним из сооснователей которого является Иван Пасечник, получил первые инвестиции именно в Hub:raum. Это был мощный толчок для стартапа.
— Есть ли у Startup Trips какая-то профильная ориентация? Например, Ваша поездка будет более интересной для стартапов уличной еды или разработки каких-то мобильных приложений?
— Мы ориентированы на все технологические компании и стартапы, кроме офлайн-проектов. Больше нет никаких ограничений. Уникальные продукты имеют больше шансов, чем очередной клон. Но все в руках презентующей команды: если она убедит инвестора, что мир нуждается в очередном Airbnb – значит, проект получит инвестиции.
Стартапы, которые даже не получат предложений по инвестициям, все равно смогут заявить о себе, получить опыт и завести сеть контактов. Возможно, кто-то получит предложение присоединиться к польским командам, чтобы разрабатывать новые проекты.
Стартап-экосистема Польши довольно закрытая. Благодаря польским партнерам мы смогли туда влиться, тот же путь предлагаем пройти и другим.
— Как работает Ваша команда? Все ли вы физически находитесь в Польше?
— Сейчас команда состоит из трех учредителей — меня, Ростислава Жежика и Елены Бричевой. Мы равноценные партнеры. Кроме того, нам помогает польский фонд Krakow Miastem Startupow. Без них этот проект было бы намного сложнее реализовать.
Ростислав и Елена сейчас в Кракове — занимаются организационной деятельностью, работают с партнерами. Я с января нахожусь в Украине, приехал на встречи и для более комфортной работы с клиентами, но, конечно, буду на всех мероприятиях в Польше.
Также у нас есть волонтеры, которые нам помогают в организации, ведении страничек в социальных сетях и создании контента. Их интерес заключается в получении нового опыта и участия в мероприятии. Все живем в Кракове.
— Готовясь к первой поездке, Вы не боитесь, что еще 3-4 тура — и все, не будет интереса?
— Представьте, что мы готовим поездки в Калифорнийский институт искусств веб-дизайнеров, а через два-четыре раза веб-дизайнеры закончились. Может ли быть такое? Нет, потому что это – профессия.
Если мы будем предоставлять качественный контент, то у нас будет спрос и качество аудитории. Поездка платная, но для нас она полностью неприбыльна, цена покрывает себестоимость. Наша цель – построить мост между специалистами Польши и Украины.
Мы сотрудничаем также с польским правительством, заинтересованным в привлечении проектов из Восточной Европы. В рамках этого сотрудничества планируются внутренние туры для польских стартаперов с целью удержать их от переезда в Германию, Францию или Швецию.
Надеюсь, что в будущем правительственная поддержка Польши позволит нам удешевить туры или сделать их практически бесплатными. Хотелось бы также создать отдельный департамент для поддержки украинских проектов и международного сотрудничества.