О том, что такое путешествия со смыслом и как меняется турбизнес
На устоявшихся рынках, к которым относится и туристический, прорваться нестандартному, инновационному продукту достаточно сложно. Но если ему удается прожить инкубационный период, у него появляются отличные перспективы масштабирования и развития. О таком продукте – Travel HUB, мы поговорили с его автором – Ириной Дворской. Специалисту, с 20-летним опытом работы на туррынке, удалось совместить в единой бизнес-модели, казалось бы, не совместимые направления: туристический коворкинг, туроператора, ивенты для путешественников, магазин книг и тревел-аксессуаров. При этом, она с уверенностью говорит, что ее продукту нет адекватных аналогов не только в Украине, но и в мире. О том, как реализовать инновационный стартап в турбизнее и с чем приходится сталкиваться, что такое «путешествия со смыслом», и что ждет туристическую отрасль в перспективе – читайте в интервью на Hubs. О концепте и структуре бизнеса— Ирина, на довольно устоявшемся и не особо креативном украинском туристическом рынке, Вам удалось запустить стартап и совместить традиционные туруслуги, нетрадиционный формат и инновации. Зачем было, по сути, изобретать новую форму? — Мы сейчас наблюдаем смену поколений и их подхода к выбору услуг. Все больше «у руля» становятся миллениалы (рожденные после 1982 года), они уже наиболее платежеспособная аудитория, но они очень непохожи на предыдущее поколение своих родителей по критериям выбора туристических услуг, их поиска, даже по стилю путешествий. И в первую очередь это происходит из-за того, что в нашу жизнь входит колоссально много инноваций.Сейчас туристы все более массово превращаются в путешественников, то есть они едут в путешествия осмысленно, с какой-то идеей, с каким-то особым запросом. На первое место выходит тенденция «путешествий со смыслом». И за всем этим туристический рынок просто обязан успевать, видоизменяться, предлагать другой алгоритм выбора. Время – становится для человека сейчас одним из ценнейших ресурсов. И вот как раз базовая идея моего стартапа Travel Hub – это собрать весь туристический сервис в одной локации, чтобы экономить время путешественникам.— Расскажите подробнее о структуре бизнеса Travel HUB. Судя по всему, она достаточно нестандартна.— У нас три основных направления.Первое – специализированный коворкинг. Наши резиденты – это в большинстве своем представители туристического рынка, сферы путешествий. Сейчас ведутся переговоры с рядом иностранных туркомпаний, которые также рассматривают возможность разместить в Travel HUB своих представителей.Второе – это аренда наших хорошо оборудованных конференц-залов под профильные мероприятия, связанные с путешествиями, либо под закрытые, корпоративные ивенты. Мы активно проводим свои собственные ивенты и все они, безусловно, по тематике связаны с путешествиями. Приглашаем мега-интересных спикеров, профи туррынка, опытных путешественников.И третье направление – это одноименный туроператор полного цикла. Это возможность получить в единой локации от разовой туруслуги до полного пакета, например, формирования сложных маршрутов или путешествий со смыслом. О специализации коворкинга— Вы не сталкиваетесь с тем, что из-за многоструктурности вас могут просто воспринимать как обычный коворкинг.— Да, действительно, иногда сталкиваемся. И не потому что слишком сложный концепт, а потому что туррынок очень закостенелый по своим формам. С одной стороны, некоторые участники рынка даже не понимают какую бизнес-ценность им может дать профессиональное комьюнити. А, с другой стороны, сами туристы подвержены часто стереотипам, что, например, в одном месте получить весь туристический сервис – невозможно, что авторские путешествия – это очень дорого и так далее. Но кто-то должен быть «первопроходцем».— Как вы считаете, с чем связана тенденция, что многие коворкинги в том же Киеве, не говоря о других городах, работают не на полную загрузку. При чем, согласитесь, специализация коворкингов – это уже тренд. — Я бы не говорила, что коворкинги пустуют. Безусловно, в этом бизнесе есть фактор сезонности. Но если коворкинг имеет свою специализацию – он никогда простаивать не будет. Например, в Киеве есть коворкинги, где специализация направлена на IT, много стартаперов, их целое комьюнити. В Одессе, например, есть коворкинг как центр социальных инициатив. У него специализация больше на разработчиках, которые создают инновационные социальные проекты. Я считаю, что если коворкинг выдерживает свою специализацию – он всегда найдет свою аудиторию и не будет простаивать.— Но ведь не все коворкинги – специализированные.— Да, но те, кто понимает эту бизнес-модель, обязательно придерживаются специализации. Ведь смысл не в том, чтобы просто сдать почасово рабочее место. Людей привлекает комьюнити с единомышленниками и представителями одной с ними профессии, или с представителями той специализации, которая им полезна.— То есть, в Travel Hub если я, условно, айтишник – мне делать нечего, мне тут будет не интересно и не полезно?— Не совсем так. У нас есть разные кейсы. Например, у нас сейчас в Travel Hub есть резиденты из IT сферы. Они часто путешествуют и им здесь комфортно. Кроме того, у нас работает очень интересная программа лояльности для наших резидентов, и помимо рабочего офиса, у нас можно получить полный цикл услуг, необходимых для путешествий или деловых поездок.— У вашего Travel HUb очень удачная локация. Помещение у вас находится в аренде? В целом, какой бы вы дали совет стартаперам, кто хочет выйти на рынок коворкинга: помещение целесообразно брать в аренду или покупать?— Да, объективно, локация у нас очень выгодная – центр киевского Подола, инновационный бизнес-центр, даже есть просторная лаундж-зона под открытым небом. У нас это помещение находится в долгосрочной аренде.Однако, что касается базового совета, то для коворкинга крайне важна удобная локация. И от этого надо отталкиваться. Если есть средства и помещение с интересным местоположением – тогда это редкая удача для Киева и конечно же его стоит приобретать. Если стартовый капитал этого не позволяет делать, то залазить в кредиты – это крайне безрассудная вещь в нынешних реалиях. При таких условия достичь желанной точки безубыточности будет крайне тяжело. О точке безубыточности, франшизе и конкуренции — Кстати, Вашему бизнесу скоро будет год. Когда планируете точку безубыточности?— По нашим расчетам – это три-четыре года.— Планируете франшизу? Либо же больше рассматриваете вариант открытия филиалов в других городах?— Как только мы проработали несколько месяцев, к нам начали поступать предложения о франшизе с других стран. Но я пока к этому шагу не готова. Я – перфекционист, пока я не создам действенную систему контроля за качеством услуг под моим брендом, которые будут оказываться в других городах или странах, я не буду готова на франшизу. В туристическом бизнесе ключевой фактор – это люди, обеспечивающие надлежащий уровень сервиса. Тут как раз, погнавшись за количеством, можно совершенно легко потерять качество. А я не могу это позволить для Travel HUB.Что касается открытия региональных филиалов – я готова буду говорить об этом в следующем году. Сейчас активно над этим работаем.— Ваш одноименный туроператор Travel HUB может обеспечить организацию туров как пакетных, так и индивидуальных. В разные направления. Но Ваша концепция туристического коворкинга, как мы говорили ранее, предусматривает, что на вашей территории будут работать представители известных туроператоров из других стран и континентов. Вы не опасаетесь сами себе создать конкуренцию? Приходя в офис Travel HUB, зачем туристу обращаться к вашему одноименному туроператору, если рядом сидит представитель известного оператора по той же Турции? Как работает эта бизнес-модель?— Я давно перестала рассматривать туррынок с позиции конкуренции. Профессионалам хватит места – если они адекватно понимают свои возможности и предоставляют качественный сервис. Что касается коворкинга, где представлены представители разных туркомпаний, я не собираюсь делать базар в полном смысле этого слова. Речь идет о качественной селекции. Если в коворкинг «садятся» представители оператора по Арабским Эмиратам, то ОАЕ продавать будут лишь они. Если в коворкинге лучший оператор по детским летним лагерям, то с запросами туриста на такую услугу – будут работать только они, и никто не будет им составлять «базарную» конкуренцию. «Путешествия со смыслом» как продукт и концепция— Хорошо. Давайте поговорим об основном продукте вашего туроператора Travel HUB – путешествиях со смыслом. Что вы подразумеваете под ними? Ведь у каждого может быть свой смысл.— Вы правы – у каждого свой смысл. И вот базово выявить этот смысл у пришедшего к вам клиента – нужны немалые профессиональные навыки. Порой люди сами не понимают, что они действительно хотят от путешествия, а отсюда не редко возникает – разочарованность и усталость после отпуска.Кстати, туризм – его надо либо любить по-настоящему, либо в нем вообще не работать. Потому что это постоянный контакт с людьми, работа с их ожиданиями и потребностями. Ты должен быть психологом и в отношении клиента, и в отношении бизнес-партнера, потому что для качественного сервиса также очень важно его верно выбрать.
— Путешествия со смыслом – это поездки для увлеченных чем-то людей?— Не только. Путешествия со смыслом меняют и расширяют восприятие мира человеком. Это путешествия в кругу единомышленников. Это путешествия с настоящей целью.Кто-то хочет увидеть аутентичные места, с головой окунуться в настоящую жизнь местных жителей. Кто-то хочет побывать в штаб квартире Илона Маска или Гугл и там напитаться крутыми идеями для своего бизнеса. Кто-то мечтает посмотреть своими глазами на реализованный проект «Венера» Жака Фреско. Для кого-то будет мега-интересно посвятить отпуск своему хобби и пообщаться с такими же фанатами этого увлечения.Это может быть как формат индивидуального тура, так и группового. Опять же повторюсь – в этой специализации важно базово выявлять настоящие потребности клиента. А отработать по маршруту – это уже профессиональная техника. И, кстати, хочу развеять серьезнейший стереотип в отношении путешествий со смыслом – что они только для богатых людей. Совершенно нет. Иногда даже они дешевле, чем пакетные туры. Все зависит от «смыслов». О туристическом рынке— Если говорить в целом о вашем рынке. Вы согласны с утверждением, что недавние громкие скандалы с украинским туроператором и авиаперевозчиками – это признак серьезного кризиса всей отрасли?— Я бы назвала это не кризисом, а глобальной рыночной трансформацией. Общество меняется, меняется темп жизни, запросы клиентов меняются. И многие не успевают под запрос потребителя трансформироваться. Элементарный просчет компании в балансе спроса и предложения – вызывает задержку одного рейса, потом второго, и далее – это уже цепная реакция. Мой прогноз прост: кто не сможет держать этот баланс качества и количества, кто не будет меняться под новые потребности клиентов – тот с рынка уйдет. И для рынка это скорее хорошо, чем плохо.— И еще один прогноз: какие направления турбизнеса Вы бы назвали перспективными? И в глобальном контексте и в отечественном?— Развитие въездного туризма, развитие концепции «Украина со смыслом» – это будет перспективно для украинского рынка. В целом концепции «путешествий со смыслом» – стали уже трендом для международного турбизнеса, и об этом говорят многие эксперты. Емкая ниша и у авторских туров. И, конечно же, все больше места на рынке будут занимать инновационные, IT-продукты, специализации которых будут ассистент для путешественников в различных сферах. Беседовала Ирина Гордийчук, специально для Hubsк