Как и что украинцы ищут в интернете. Исследование «Яндекс Украина»
В день поисковая система «Яндекс» получает около 25 млн запросов в Украине. Если это количество перевести в бумагу, то получится огромная лента, которой можно обернуть Землю по кругу. Что эта информация может рассказать о пользователе, объясняют сотрудники «Яндекса» Полина Трояновская и Иван Леонтьев.
Как работать с данными?
Есть сторона, которую видит пользователь — поисковая строка. Есть то, что видим мы — множество параметров о пользователе: возраст, регион, пол, время поиска. При составлении статистики эти параметры можно комбинировать. Например, можно посмотреть, что искали дети перед Новым годом из Киева про Одессу.
Обычный запрос для нас — это большой объем информации, поэтому на его обработку часто уходит много времени.
Мы берем запросы за месяц в определенном регионе и получаем уникальную историю из жизни людей. Например, перед Новым годом все смотрят, куда поехать отдыхать. Выбирают чаще между Египтом и Чехией. В июне есть всплеск по поиску: «вареники с вишней». Это происходит только в этом месяце. Почему? Потому что в июне вишня спеет и хозяйки ищут в сети самый простой рецепт приготовления вареников с вишней.
Нам не всегда удается понять мотивацию человека, набравшего два слова в поисковой строке. Например, «деньги» и «юристы». Так и непонятно, что именно ищет человек. Или он юрист в поисках работы, или потенциальный клиент, который узнает стоимость услуг?
Исследования, которые нельзя показывать
Были исследования, которые мы делали, но так и не решались их опубликовать. В 2012-ом году накануне парламентских выборов нам поступил запрос от журналистов: «Давайте посмотрим, сколько украинцев что и как ищут о политиках». То есть интересовала информация, какие политики наиболее популярны. Нам было интересно.
Оказалось, что про одного политика в день ищут 25 раз, про другого 73, а про кого-то — 48. Мы взгрустнули и не стали делать исследование. Потому что такие цифры не значимы в статистике. Бывает, что даже хорошая задумка откладывается в стол.
Как самому проверить гипотезу
Вы думаете, что сейчас популярна определенная тема и хотите это проверить? Это можно сделать самому через онлайн инструмент Wordstat. http://wordstat.yandex.ru
Вы задаете вопрос по региону и получаете статистику, сколько человек его набирало в поиске. К примеру, даже если вы не знаете, что выборы в октябре, то можете узнать об этом, если введете соответствующее слово в этом месяце. Мой любимый пример — вареники с вишней. Именно в момент урожая, в июне, взлетает запрос: «простой рецепт вареников с вишней». В остальные время его практически не ищут.
Аудитория интернета
В Украине 19 млн пользователей интернета в возрасте от 15-ти лет, которые хотя бы раз заходили в интернет. Численность пользователей стремительно выросла за последний год — на 14%, а это 2 млн человек. Тем не менее, проникновение интернета остается довольно невысоким — в сеть выходят чуть более половины населения страны.
Выбор языка
Запросов на украинском становится больше. Как ни странно, выбор языка больше зависит от цели поиска и темы запроса, чем от региона проживания. Чаще всего на украинском ищут в западных областях Украины, а меньше всего — в Крыму. В центре страны государственный язык используется в три раза чаще, чем на Востоке, но почти в два раза реже, чем на Западе.
Чуть более 1% пользователей спрашивают у «Яндекса» на украинском и русском одновременно, а на суржике только 0,2%.
Различия в языке между регионами можно заметить, если анализировать темы литературы, спорта, воспитания детей. По другим параметрам разница небольшая.
В среднем длина запроса на украинском больше на полслова, чем на русском из-за тематики запросов, а не особенностей языка. Запросы на украинском связаны с образованием и делами. Они, как правило, длиннее, чем досуговые или коммерческие, о которых спрашивают на русском.
Актуальные и популярные темы
У нас есть внутренний инструмент — «всплески», когда мы видим взлет интереса к одной теме на определенный период времени. Например, к началу учебного года школьники ищут пословицы о русском языке.
Среди украинцев наиболее популярны одни и те же темы — социальные сети, игры, фильмы, музыка, школьное образование. Различия в популярности тем зависят от возраста, долей городского населения. Чем больше город, тем выше доля запросов о бизнесе, делах, товарах и услугах. В небольших городах и районных центрах больше спрашивают об образовании и досуге, потому что интернетом там пользуется преимущественно молодежь.
Интересы по регионам
Пользователи Центральной Украины чаще остальных задают вопросы деловой тематики — о покупке оборудования, получении госуслуг, поиске объявлений. Скорее всего, так сказываются интересы жителей украинской столицы.
Также здесь заметно чаще встречаются запросы о всевозможных хобби, ремонте и обустройстве дома. А еще похоже, что у местных пользователей нет градусника, так как перед выходом из дома они смотрят погоду в интернете.
Пользователи из Восточной Украины чаще других ищут мультимедийный контент — доля запросов о просмотре видео и прослушивании музыки здесь почти на 1,5% выше, чем в среднем по стране. Также часто ищут информацию о здоровье и лекарствах. Возможно, потому что интернетом пользуются больше людей старшего возраста.
Местные жители часто интересуются общественным транспортом и эзотерикой — они чаще других задают такие вопросы как «космические молитвы» или «что значит приснились ужи».
Пользователи из Южной Украины чаще спрашивают про внешний вид, одежду, обувь. Жители Крыма, Одесской и Николаевской областей внимательнее других следят за телевизионными ток-шоу и знаменитостями. Судя по содержанию, многие поисковые запросы поступают от туристов. Например, «достопримечательности Одессы», «отель зирка», «nudist beach».
В западных областях интернетом пользуется много молодежи и мало жителей крупных городов. Возможно, по этой причине интерес к таким темам, как видеохостинг, кулинария, мода, воспитание детей ниже, чем в среднем по стране.
Интересы львовян отличаются от интересов жителей других областей. Почти в два раза чаще здесь задают вопросы о науке и образовании.