Наши стартапы за рубежом

За последний год пять украинских проектов стали резидентами мировых бизнес-инкубаторов. Почему иностранцам интересны наши стартапы

У начинающего IT-предпринимателя есть несколько путей для финансирования своего бизнеса. Проект можно развивать на собственные или кредитные деньги, а можно привлекать инвестиции со стороны. Еще один вариант, который частично перекликается с последним —  стать членом бизнес-инкубатора.

Кроме начальных инвестиций взамен процентам от компании, проект получит поддержку профильных менторов и возможность выйти на мировой рынок, отыскав там новые источники финансирования. Часто именно этот вариант оказывается наиболее приемлемым для молодых компаний.

История украинских бизнес-инкубаторов довольно молода.

East Labs, Happy Farm, GrowthUP, iHUB – вот самые известные отечественные акселераторы. Выгодные условия, подбор менторов и международные связи делают их привлекательными для украинских стартапов. Однако нередки случаи, когда модель компании неприемлема для украинского рынка, и молодые команды ищут варианты развития в других странах.

На их стороне — опыт. Зарубежные инкубаторы берут свое начало еще в 60-х годах прошлого века. Стремительный рост IT-компаний привел к появлению профильных акселераторов, большая часть из них находится в США. Изменение рынка после «бума доткомов» изменило и бизнес-инкубаторы – сумма инвестиций на первоначальном этапе стала меньше, что снизило риски и позволило по-новому взглянуть на развитие новых технологических проектов.

Пять известных зарубежных инкубаторов

В 2005 году известный предприниматель Пол Грэм создал Y Combinator – акселератор нового типа. По формату он больше похож на венчурный фонд. Однако в 2011 году инвесторы заявили о готовности вкладывать по $150 000 в каждый проект, который выходит в Y Combinator. Длительность программы акселерации составляет 3 месяца, а менторство проводится в формате еженедельных ужинов с экспертами. Бизнес-инкубатор дает командам офис и выкупает у них 2-10% компании. Y Combinator может похвастаться известными выпускниками – это облачные сервисы Scribd и Dropbox, сайт reddit, сервис для аренды жилья Airbnb, платформа для комментирования Disqus.

ycombinator

Еще один американский бизнес-акселератор 500startups. в 2010 году его  основал Дэйв Макклюр. Эта компания предоставляет молодым компаниям офис и помощь в распространении их продуктов, вкладывая $25 000 — 100 000 за 5 %-ную долю в проекте. В акселераторе постоянно присутствуют 10-15 менторов и партнеров, еще около 100 приглашают на мероприятия. В 2013 году 500startups инвестировал более чем в 500 компаний, среди которых SlideShare, Safe Shepherd, Markerly, idreambooks, Fileboard, myGengo, Artsicle, Cucumbertown и прочие. 20% стартапов участвовали в других инкубаторах, 10-15% являются международными.

500-Startups

Первым крупным бизнес-инкубатором Европы считается Seedcamp. Его основали в Лондоне в 2007-м 30 инвесторов. Длительность акселераторной программы составляет 12 месяцев. Seedcamp устраивает для своих участников бизнес-поездки в США, ланчи и мероприятия, а также ежегодный обучающий форум Seedcamp Week с октября по сентябрь, сотрудничает с более чем 1200 экспертами. Сумма инвестиций составляет €50 000 за 8-10% в компании. Среди выпускников акселератора – Scoville и украинский стартап myTips.

seedcamp460

Еще один бизнес-инкубатор – Techstars. Он закрепил за собой имя самого известного классического акселератора, и был создан инвесторами Дэвидом Коэном и Брэдом Фелдом в 2007 году. Программа состоит из семи месяцев активного сотрудничества молодых компаний с сотнями экспертов, среди которых CEO Foursquare Дэнис Кроули и CEO tumblr Дэвид Карп. Инвестирует Techstars до $18 000, требуя взамен 6 % в проекте. Отсюда вышли такие проекты, как сервис для комментирования блогов IntenseDebate, платформа для цифровых комиксов Graphic.ly, социальная сеть для обучения Lore, технология для мобильных разработок Lua, поисковый движок исторических документов Mocavo, коммерческий потоковый музыкальный сервис Murfie, приложение для панорамных снимков Occipital и прочие.

techstar-100273445-orig

Бизнес-инкубатор Excelerate Labs был основан в 2010 году предпринимателями Троем Хеникоффом, Сэмом Яганом и Ником Роса в Чикаго. Схема та же – акселератор сводит стартапы с менторами, инвесторами и предпринимателями. Отличается тем, что свою программу проводит летом на протяжении 3 месяцев. Excelerate Labs инвестирует $25 000 в проекты, предоставляет офис. В 2013 году акселератор покинул Сэм Яган. После этого Excelerate Labs объединил силы с Techstars и перерос в Techstars Chicago. Среди выпускников числятся GiveForward, PVPower, TapMe.

excelerate

Зарубежная инкубация

За последний год несколько украинских проектов получили возможность стать резидентами мировых бизнес-инкубаторов. От США до Китая – история Petcube для многих стала примером успеха не только на Kickstarter. Чем иностранных инвесторов заинтересовали наши команды?

Skwibl

Skwibl представляет собой сервис для совместной работы над дизайном в режиме реального времени. Система позволяет оставлять комментарии к конкретному проекту, распределять права между участниками, просматривать список изменений. Skwibl помогает совместно работать над дизайном с клиентом или внутри команды, даёт возможность отмечать правки и оставлять комментарии прямо на изображениях, добавлять задания и следить за их выполнением. Кроме того, обладает широким инструментарием и доступна в освоении.

В 2012 году проект проходил программу акселерации в EastLabs. А в августе 2013 команда переехала на 3 месяца в австралийский инкубатор ANZ Innovyz START в городе Аделаида. Skwibl получили $20 000 за 8% компании. Переезд позволит увеличить количество бизнес-партнеров на рынке Австралии и США. ANZ Innovyz START является частью сети акселераторов GAN, в которую также входит TechStars.

PolitaiMo

В октябре 2013 года стартап PolitaiMo получил $24 000 за 20% акций и на 3 месяца отправился в Дубаи. СЕО проекта  — Сергей Городний попал в программу акселератора TURN8. Ментором проекта стал ученый Танос Митрелиас. До переезда PolitaiMo был резидентом украинского инкубатора iHub, куда и вернулся после прохождения программы акселерации.

PolitaiMo – это игра с использованием беспилотников, на которые устанавливаются камера и передатчики. Последние передают информацию и видео на наземную передвижную кабину или очки. Однако Сергей Городий уверен, что его изобретение запросто можно использовать в других сферах.

В интервью местному изданию Городний тогда сообщил, что полученные средства пойдут на закупку оборудования для дронов, а основная цель поездки в Дубаи – произвести впечатление на инвесторов.

myTips

В октябре 2013 года грантовый фонд Global Technology Foundation (GTF) определил три проекта, которые получат гранты в 240 000 гривен. Ими стали Hashtago, Jeapie и myTips. Чуть раньше, в апреле, myTips стали победителями конкурса Garage48 в Таллине. После этого их пригласили принять участие в отборе на SeedCamp. myTips представляет собой онлайн-конструктор пошаговых подсказок для интерфейсов.

Инкубатор проинвестировал компанию на €25 000 в обмен на 5%. После прохождения 3-х месячной программы команда проекта поехала стажироваться в США. Для СЕО myTips Богдана Сучика этот стартап не первый – он был руководителем проекта Motify.me. Последний закрылся после года существования по решению сооснователей.

Hashtago

Hashtago – это SaaS для управления хештег-маркетингом и автоматизации SMM для бизнеса. Проект попал в международную программу крупнейшего бизнес-акселератора Индии GSF Global. Команда проведет там три месяца. По словам фаундера стартапа Андрея Литвина, Hashtago едет в Индию ради освоения новых рынков. Именно поэтому компания отказалась от инвестиций со стороны инкубатора.

В этом году GSF впервые стал доступен для международных проектов. Раньше в программе могли принимать участие только команды из Индии. После того, как Facebook приобрел один из ранних стартапов-участников Little Eye Labs в начале года за $10-15 млн, двери акселератора открылись и для компаний из других стран.

Фото из Facebook Андрея Литвина

Фото из Facebook Андрея Литвина

«Мы надеемся получить бесценный опыт, а также ускорить процесс запуска бета-версии рабочего продукта по автоматизации хештег-маркетинг-компаний не только для украинского, но и для мирового масс-маркета» – говорится в блоге компании.

Ecois.me

Украинский агрегатор систем энергетического менеджмента Ecois.me переезжает в Краков. Команда уже получила €30 000 евро от польского инкубатора Hubraum. Еще €50 000 за 10-20% компании получит после выполнения оговоренного ключевого момента. До этого стартап участвовал в акселерационной программе этого же инкубатора, а еще раньше – в украинском бизнес инкубаторе HappyFarm.

Поначалу проект развивался на личные деньги основателей и средства, полученные в качестве приза на хакатоне Tesla Camp – там проект занял первое место.

pasechnik ivanСЕО Ecois.me Иван Пасечник рассказал Hubs подробности переезда:

Кто ваш новый партнер?

Hubraum – это бизнес акселератор от Deutsche Telekom. У них таких три. В Берлине, Кракове и Тель-Авиве. Соответственно, берлинский отвечает за проекты с Западной Европы, краковский – с Восточной, тель-авивский – за израильские проекты. Поскольку Украина – это Восточная Европа, мы заключали договор с краковским бизнес-акселератором. Компания открыта Deutsche Telekom в Польше, но инвестиции будут от T-Venture (инвестиционного фонда Deutsche Telekom).

Почему выбрали Hubraum?

Наша бизнес-модель подразумевает сотрудничество с крупными енерджи ритейлерами. У Deutsche Telekom такие есть в наличие в 12 странах Европы. До этого нам предлагали инвестиции в i360 в Дубаи, были разговоры с украинскими бизнес-акселераторами. Также пробовали пройти в голландский Rockstart, но тогда продукт был еще на очень ранней стадии и мы не попали. При выборе акселератора и инвестора ключевым для нас были наличие экспертов и возможностей, которые они могут предоставить.

Что должно поменяться в Украине, чтобы вы зашли на наш рынок?

Наш проект решает несколько проблем людей и компаний в Европе. Первая — это экономия средств. Там цены за электроэнергию на порядок выше, чем в Украине. Кроме того, менталитет людей такой, что они действительно считают деньги и знают, сколько они платят. В Украине же энергетический рынок, во-первых, монопольный. Во-вторых, мы платим за электроэнергию частично из наших налогов. То есть, получается, дважды. Хотя и не знаем об этом. Например, в одном Амстердаме есть 24 компании, которые занимаются продажей электроэнергии. И если мне что-то не нравится, я могу ее поменять. Второй момент – конкуренция между этими компаниями. Мы разрабатываем сервис, который поможет одной из них стать лидером на рынке за счет нового вида услуг, которые они внедрят для своих пользователей. И этих самых услуг не будет у их конкурентов. Соответственно, на рынке с монополией эта бизнес-модель не работает.

Для выхода на украинский рынок нужна конкуренция на этом самом рынке, а также рыночные цены на электричество.

 Украинский интерес

Частое появление отечественных стартапов в зарубежных бизнес-инкубаторах объясняется несколькими факторами. Первое: сами инкубаторы смотрят шире границ своей страны. Желание заполучить интересный проект в свою программу вынуждает обращать внимания на страны, где еще лет 20 назад слово «стартап» пугало предпринимательские умы. Второе: сами украинские проекты стали больше отвечать мировым стандартам. Этой точки зрения придерживается и Данил Тонкопий, CEO X-Rift: «Инкубаторы всегда искали интересные проекты. Скорее, это украинские стартапы стали более заточены под зарубежные инкубаторы».

Иван Пасечник видит причину в бизнес-среде: «Раньше не было экосистемы, в которой бы рождались проекты. Сейчас она развивается и довольно быстро. Так что общее количество проектов выросло. А за границу едут потому, что там лучше условия для ведения бизнеса».

Могут ли отечественные команды остаться в стране акселератора? Скорее нет, чем да. Зачастую, период инкубации составляет 3-4 месяца, после чего компании возвращаются домой. «Все просто. Будут деньги – останутся. Не будут – вернутся», – считает Тонкопий.

Нельзя сказать, что интерес зарубежных бизнес-инкубаторов вырос исключительно к украинским стартапам – не более, чем к другим. Сами акселераторы нуждаются в новых, свежих и прибыльных проектах, поэтому расширяют границы своих поисков. Может ли Украина предложить что-то зарубежным инвесторам? Более 5 проектов за год — точно.

*

Top