Дары моря: гастрономический стартап Mushlya

Киевский офисный работник создал нишевый стартап – он продает мидии с различными начинками. Потребителям нравится

Основатели: Антон Юхимец и Валерий Страхолис

Возраст: 30 и 31 год

Инвестиции: 9000 гривен

Команда: 2 человека

Дата основания: 2013 год

Сайт: www.facebook.com/mushlya

Образование: высшее, международная экономика

Хобби: футбол, автоквест, спорт

 

 Идея

Последние восемь лет я  работаю руководителем проектов и программ в  девелоперской компании IDEA (InvestmentDevelopmentEstateAgency).   В строительной отрасли уже несколько лет кризис, поэтому я занимаюсь  поиском   и анализом других новых проектов в различных сферах для своих акционеров.  Как-то со своим приятелем Валерием Страхолисом мы заговорили о еде и продуктах. Зашел разговорах о мидиях и о том, что эта ниша на рынке вроде бы пуста. На следующий же день я изучил предложение. Так и оказалось.

Мы с Валерой  нашли ферму, которая  выращивала мидии в бухте Ласпи.  Начали сотрудничать с ней,  решили поставлять мидии в киевские магазины. Оказалось, что это не так уж просто: их продают в комбинированных заказах, «в нагрузку» к рыбе.  В итоге от поставок мидий  в магазины мы отказались, но не от самой идеи зарабатывать на этом морепродукте.  Так и придумали свой стартап – решили продавать готовые мидии  с различными  начинками. Идею тестировали на родственниках и друзьях,  маленьких фокус-группах.

Чуть позже начали  проходить фестивали уличной еды — для нас это  стало отличной возможностью для пиара и тестирования  нашей продукции.

Мы участвовали уже в шести фестивалях. Каждый раз постепенно улучшаем процессы работы: то новые блюда делаем, то стойку, на позапрошлом фестивале разработали логотип. Постепенно движемся и собираем полный концепт проекта. У нас есть понимание дальнейшего пути развития – это фудкорт в торговом  центре, пока  не решили,  каком именно.

О деньгах

Пока проект существует за счет вложений из наших заработных плат на основном месте работы.

Первоначально мы вложили  девять тысяч гривен для участия в фестивале уличной еды. Арендовали оборудование. Закупили минимальные объемы продукции.  Продали мидий на 7000 гривен, но получили фидбэк. Мы каждый фестиваль экспериментируем, оптимизируем процессы, добавляем новые позиции. Но самое главное —  постоянно пробуем новые технологии приготовления для повышения качества. Это — задача номер один. Примерно рассчитываем нашу прибыль  и на эту сумму инвестируем.

muchl5

Сегодня основным способом коммуникации выступает страница на facebook. Для старта это выгоднее, так как можем получать фидбек и объединять базу клиентов.

Хотели сделать доставку в офисы и на дом, но  не смогли обеспечить  себе постоянный объем заказов, не потянули  и сфокусировались только  на фестивалях.

Два месяца назад у нас появился логотип, мы заплатили за него 2000 гривен. Сейчас думаем  над дизайном как сайта, так и упаковки,  но  пока вкладываем деньги исключительно в продукт.

«Мушля» пока ищет своего клиента. Так как у нас нет денег на маркетинговые исследования, чтобы точно описать  своего клиента, можем судить  только по аудитории в facebook. Больше 60% нашей аудитории – это женщины  в возрасте 25-40 лет.

Если рассматривать «Мушлю» как стартап, то мы сейчас на первой стадии инвестирования. Ведем переговоры с инвестором. Фестивали уличной еды дали возможность опробовать пилотный проект. То есть нам уже есть что показать инвестору.

Об объемах необходимых инвестиций говорить трудно. Объясню почему:  есть заготовочный цех (пока арендуем на каждый фестиваль и цена всегда договорная). Можно  его сделать и местом для продажи наших мидий —  готовить и продавать в одном месте. Мы рассматриваем  как этот вариант, так и вариант с точкой в торговом центре. Концепция должна обсуждаться вместе с инвестором. Потому что в рамках «Мушли» можно работать по-разному, это зависит от плановых продаж и издержек.

«Мушля» — достаточно инновационный проект в еде. Почему? Он выходит за рамки обычного восприятия еды на фудкорте или уличной еде, особенно в Украине. В Украине есть привычные и понятные клиенту продукты (бургеры, даже китайская лапша). Мы очень переживали, что люди будут бояться чего-то нового.

У нас есть огромное желание развиваться. Сейчас нужен инвестор, который, по сути, проинвестирует пилотный проект в фудкорет в торговом центре.

В общей сложности за фестиваль (2 дня) ежедневно продавалось около 1700 единиц продукции.  Цена блюда от 40 до 69 гривен. Набор – шесть мидий-ассорти стоит 59 гривен, мидии Веган (без мяса, только морепродукты) — 69 гривен. Нам   очень сложно  посчитать прибыль: мы постоянно вкладываем в развитие. На последнем фестивале чистая прибыль составила около 30% от выручки, соответственно 70% покрыли затраты на оборотные средства и некоторые улучшения (новое меню, оборудование для кухни и другое).

«Мушля» пока не является источником дохода, так как она живет  только два дня в месяц, когда проходят фестивали.

Команда

Сегодня в команде я и Валера – он отвечает за кухню, готовку и качество продукта.  Есть еще волонтеры — это наши друзья или знакомые. Несколько человек мы нанимаем: грузчиков, девочек, которые работают с нами на фестивале.

О продукции

Сейчас мы работаем в двух направлениях: поиск новых блюд и работа над качеством.  Качество — это принципиальный вопрос. Чем больше у вас объем, тем больше страдает качество, тем труднее его контролировать. Для нас лучше не работать, чем продавать что-то плохое. Этот вопрос мы также будем обсуждать с инвестором.  Нам не хватает оборудования, чтобы иметь уверенность в каждом этапе готовки, приходится за всем следить «вручную». Для уличного стартапа это — норма, но для открытия точки  в ТРЦ — уже нет.

Чем больше у вас объем, тем больше страдает качество, тем труднее его контролировать tweet

Над рецептами мы экспериментируем вместе.  Первое время нам помогала супруга Валеры. Сейчас мы делаем все вместе – дома или на фабрике-кухне, которую арендуем. Нет такой концепции, что кто-то занимается и ищет рецепт, просто придерживаемся идеологии названия «Мушля». Валера, например, предложил сделать рапаны. Мы тренировались готовить и сделали новое блюдо. На дегустации мы приглашали друзей и знакомых. Можно сказать, что перебрали не  менее сотни вкусов, чтобы найти интересные рецепты. Думаю, этот путь мы прошли на 20% и все еще впереди, так как идей много, а мы  — перфекционисты.

Трудности

Нет особых трудностей. Все делалось на энтузиазме и подъеме. Была идея: «А давайте попробуем что-то:  не очень затратное, прогорим — так прогорим». Для меня, наверное, было сложно «дожать» Валеру — он не очень верил в проект. Он считал, что это  далекая перспектива и не ожидал от меня такой уверенности. Но мы попробовали и — получилось. Конечно, проблемы были из-за политической ситуации в стране, Майдана. Мы уже были очень пессимистично настроены относительно апрельского фестиваля уличной еды, а когда до обеда распродали все мидии, сразу вышли из депрессии.

mushlia

Что касается проверяющих органов, то мы оформили все документы, некоторые еще в процессе оформления. Но мы честно согласовывали с санэпидемстанцией образцы продуктов, согласовывали арендуемую фабрику-кухню. Подошли серьезно и ответственно. Проблем  с проверяющими органами не было, видимо, ещё всё впереди, когда будем открывать что-то стационарное.

Ситуация с Крымом  непростая.  Но мидия не монопольно растет в Крыму. Она выращивается и в Италии, и в Испании, и в Норвегии. Найти поставщика – не проблема. Конечно, покупать мидии из-за границы будет дороже, но в дальнейшем можно  получить более выгодную цену на объемах. Пока у нас есть возможность ввозить продукцию из Крыма. В будущем- посмотрим. Думаю, будет несколько поставщиков. Задача «Мушли» — не сделать какой-то маленький локальный проект и радоваться ему, а создать проект, который даст новый глобальный формат в еде.

О планах

Трудно говорить о планах. Но цели можно охарактеризовать так:  поиск основного инвестора (сейчас процесс запущен).  К концу года мы хотим открыть пилотную точку в ТРЦ (с некоторыми ТРЦ переговоры идут уже полгода, так как найти свободное место очень непросто). Доведение до ума процессов и технологий приготовления, отработка идеальной концепции для ТРЦ и для других форматов.

 

*

Top