Киевский офисный работник создал нишевый стартап – он продает мидии с различными начинками. Потребителям нравится
Основатели: Антон Юхимец и Валерий Страхолис
Возраст: 30 и 31 год
Инвестиции: 9000 гривен
Команда: 2 человека
Дата основания: 2013 год
Сайт: www.facebook.com/mushlya
Образование: высшее, международная экономика
Хобби: футбол, автоквест, спорт
Идея
Последние восемь лет я работаю руководителем проектов и программ в девелоперской компании IDEA (InvestmentDevelopmentEstateAgency). В строительной отрасли уже несколько лет кризис, поэтому я занимаюсь поиском и анализом других новых проектов в различных сферах для своих акционеров. Как-то со своим приятелем Валерием Страхолисом мы заговорили о еде и продуктах. Зашел разговорах о мидиях и о том, что эта ниша на рынке вроде бы пуста. На следующий же день я изучил предложение. Так и оказалось.
Мы с Валерой нашли ферму, которая выращивала мидии в бухте Ласпи. Начали сотрудничать с ней, решили поставлять мидии в киевские магазины. Оказалось, что это не так уж просто: их продают в комбинированных заказах, «в нагрузку» к рыбе. В итоге от поставок мидий в магазины мы отказались, но не от самой идеи зарабатывать на этом морепродукте. Так и придумали свой стартап – решили продавать готовые мидии с различными начинками. Идею тестировали на родственниках и друзьях, маленьких фокус-группах.
Чуть позже начали проходить фестивали уличной еды — для нас это стало отличной возможностью для пиара и тестирования нашей продукции.
Мы участвовали уже в шести фестивалях. Каждый раз постепенно улучшаем процессы работы: то новые блюда делаем, то стойку, на позапрошлом фестивале разработали логотип. Постепенно движемся и собираем полный концепт проекта. У нас есть понимание дальнейшего пути развития – это фудкорт в торговом центре, пока не решили, каком именно.
О деньгах
Пока проект существует за счет вложений из наших заработных плат на основном месте работы.
Первоначально мы вложили девять тысяч гривен для участия в фестивале уличной еды. Арендовали оборудование. Закупили минимальные объемы продукции. Продали мидий на 7000 гривен, но получили фидбэк. Мы каждый фестиваль экспериментируем, оптимизируем процессы, добавляем новые позиции. Но самое главное — постоянно пробуем новые технологии приготовления для повышения качества. Это — задача номер один. Примерно рассчитываем нашу прибыль и на эту сумму инвестируем.
Сегодня основным способом коммуникации выступает страница на facebook. Для старта это выгоднее, так как можем получать фидбек и объединять базу клиентов.
Хотели сделать доставку в офисы и на дом, но не смогли обеспечить себе постоянный объем заказов, не потянули и сфокусировались только на фестивалях.
Два месяца назад у нас появился логотип, мы заплатили за него 2000 гривен. Сейчас думаем над дизайном как сайта, так и упаковки, но пока вкладываем деньги исключительно в продукт.
«Мушля» пока ищет своего клиента. Так как у нас нет денег на маркетинговые исследования, чтобы точно описать своего клиента, можем судить только по аудитории в facebook. Больше 60% нашей аудитории – это женщины в возрасте 25-40 лет.
Если рассматривать «Мушлю» как стартап, то мы сейчас на первой стадии инвестирования. Ведем переговоры с инвестором. Фестивали уличной еды дали возможность опробовать пилотный проект. То есть нам уже есть что показать инвестору.
Об объемах необходимых инвестиций говорить трудно. Объясню почему: есть заготовочный цех (пока арендуем на каждый фестиваль и цена всегда договорная). Можно его сделать и местом для продажи наших мидий — готовить и продавать в одном месте. Мы рассматриваем как этот вариант, так и вариант с точкой в торговом центре. Концепция должна обсуждаться вместе с инвестором. Потому что в рамках «Мушли» можно работать по-разному, это зависит от плановых продаж и издержек.
«Мушля» — достаточно инновационный проект в еде. Почему? Он выходит за рамки обычного восприятия еды на фудкорте или уличной еде, особенно в Украине. В Украине есть привычные и понятные клиенту продукты (бургеры, даже китайская лапша). Мы очень переживали, что люди будут бояться чего-то нового.
У нас есть огромное желание развиваться. Сейчас нужен инвестор, который, по сути, проинвестирует пилотный проект в фудкорет в торговом центре.
В общей сложности за фестиваль (2 дня) ежедневно продавалось около 1700 единиц продукции. Цена блюда от 40 до 69 гривен. Набор – шесть мидий-ассорти стоит 59 гривен, мидии Веган (без мяса, только морепродукты) — 69 гривен. Нам очень сложно посчитать прибыль: мы постоянно вкладываем в развитие. На последнем фестивале чистая прибыль составила около 30% от выручки, соответственно 70% покрыли затраты на оборотные средства и некоторые улучшения (новое меню, оборудование для кухни и другое).
«Мушля» пока не является источником дохода, так как она живет только два дня в месяц, когда проходят фестивали.
Команда
Сегодня в команде я и Валера – он отвечает за кухню, готовку и качество продукта. Есть еще волонтеры — это наши друзья или знакомые. Несколько человек мы нанимаем: грузчиков, девочек, которые работают с нами на фестивале.
О продукции
Сейчас мы работаем в двух направлениях: поиск новых блюд и работа над качеством. Качество — это принципиальный вопрос. Чем больше у вас объем, тем больше страдает качество, тем труднее его контролировать. Для нас лучше не работать, чем продавать что-то плохое. Этот вопрос мы также будем обсуждать с инвестором. Нам не хватает оборудования, чтобы иметь уверенность в каждом этапе готовки, приходится за всем следить «вручную». Для уличного стартапа это — норма, но для открытия точки в ТРЦ — уже нет.
Чем больше у вас объем, тем больше страдает качество, тем труднее его контролировать tweet
Над рецептами мы экспериментируем вместе. Первое время нам помогала супруга Валеры. Сейчас мы делаем все вместе – дома или на фабрике-кухне, которую арендуем. Нет такой концепции, что кто-то занимается и ищет рецепт, просто придерживаемся идеологии названия «Мушля». Валера, например, предложил сделать рапаны. Мы тренировались готовить и сделали новое блюдо. На дегустации мы приглашали друзей и знакомых. Можно сказать, что перебрали не менее сотни вкусов, чтобы найти интересные рецепты. Думаю, этот путь мы прошли на 20% и все еще впереди, так как идей много, а мы — перфекционисты.
Трудности
Нет особых трудностей. Все делалось на энтузиазме и подъеме. Была идея: «А давайте попробуем что-то: не очень затратное, прогорим — так прогорим». Для меня, наверное, было сложно «дожать» Валеру — он не очень верил в проект. Он считал, что это далекая перспектива и не ожидал от меня такой уверенности. Но мы попробовали и — получилось. Конечно, проблемы были из-за политической ситуации в стране, Майдана. Мы уже были очень пессимистично настроены относительно апрельского фестиваля уличной еды, а когда до обеда распродали все мидии, сразу вышли из депрессии.
Что касается проверяющих органов, то мы оформили все документы, некоторые еще в процессе оформления. Но мы честно согласовывали с санэпидемстанцией образцы продуктов, согласовывали арендуемую фабрику-кухню. Подошли серьезно и ответственно. Проблем с проверяющими органами не было, видимо, ещё всё впереди, когда будем открывать что-то стационарное.
Ситуация с Крымом непростая. Но мидия не монопольно растет в Крыму. Она выращивается и в Италии, и в Испании, и в Норвегии. Найти поставщика – не проблема. Конечно, покупать мидии из-за границы будет дороже, но в дальнейшем можно получить более выгодную цену на объемах. Пока у нас есть возможность ввозить продукцию из Крыма. В будущем- посмотрим. Думаю, будет несколько поставщиков. Задача «Мушли» — не сделать какой-то маленький локальный проект и радоваться ему, а создать проект, который даст новый глобальный формат в еде.
О планах
Трудно говорить о планах. Но цели можно охарактеризовать так: поиск основного инвестора (сейчас процесс запущен). К концу года мы хотим открыть пилотную точку в ТРЦ (с некоторыми ТРЦ переговоры идут уже полгода, так как найти свободное место очень непросто). Доведение до ума процессов и технологий приготовления, отработка идеальной концепции для ТРЦ и для других форматов.