История и перспективы украинского сервиса Preply
В современном мире без знания иностранных языков никуда: они нужны для учебы, работы, поездок, просто развития. А технологии, со своей стороны, упростили процесс обучения: не посещая занятия в группе, а индивидуально и через интернет.
В 2012 три украинца – Кирилл Бигай, Дмитрий Волошин и Сергей Лукьянов – создали онлайн-платформу Preply, с помощью которой можно учиться в сети. Изначально сервис позволял найти репетитора для изучения языков, теперь предложение расширено: изучать можно не только языки, но и предметы школьной программы, также можно найти и «прокачать» хобби.
История
В 2011 перед Кириллом Бигаем, обладателем двух высших образований (КПИ и КНЭУ) и опыта работы в Terrasoft, Nokia-Siemens Networks и «МТС Украина», встал вопрос изучения иностранного языка. Параллельно он продумывал идею личного интернет-проекта.
После прослушивания цикла лекций в бизнес-акселераторе GrowthUp он решил объединить две эти идеи. Так появился сервис «Точка Знаний» для поиска локальных образовательных курсов и спортивных секций в Украине. С этим проектом он пошел в киевский инкубатор EastLabs, где получил первые деньги на развитие. Дальнейшая судьба «Точки Знаний», увы, оказалась печальной. Проблемы возникли на этапе масштабирования проекта на зарубежные рынки.
«Именно на этом этапе «Точка Знаний» начал давать сбой: масштабировать сервис было затруднительно из-за не до конца проработанной бизнес-модели и несбалансированного коллектива», – вспоминает Бигай.
Проведя работу над ошибками, Кирилл с командой в 2012 году решились на пивот, начав практически «с нуля» разрабатывать платформу для поиска репетиторов языков. Также упор был сделан именно на онлайн-образование. При этом команда не отказалась от офлайна: пользователи могут найти репетиторов, преподающих языки при личных встречах.
Смена акцентов оказалась успешной, и уже через несколько месяцев на проект вышли инвесторы из США, предложившие запустить и развивать проект в Америке. Однако это оказалось сложнее, чем предполагалось сначала.
«Если в Украине в 2012 рынок онлайн-услуг только зарождался, то в Америке он давно расцвел. Онлайн-репетиторство уже в то время было мощным направлением со своими местными игроками. Поэтому первой проблемой для нас оказалась жесткая конкуренция на американском рынке. В таких условиях все силы нужно было бросить на маркетинг, но американские расценки на продвижение проекта не для слабонервных. По нашим подсчетам, в Штатах, чтобы выйти на самоокупаемость проекта, надо было ежегодно тратить на маркетинг около $2 млн, в то время как в Украине только $100 тыс. К таким масштабам мы оказались не готовы», – рассказывает CEO Preply.
В итоге было принято решение вернуться в Киев и запустить проект в Украине. Так в апреле 2013 года платформа была представлена широкой аудитории.
Команда
Как и большинство других проектов, успех Preply напрямую зависит от команды, занимающейся проектом.
«Нам удалось выработать собственную модель эффективной команды, 3H: hacker – Дмитрий Волошин, ведет техническую часть проекта, hipster – Сергей Лукьянов, работает над его дизайном, и hustler – я, «продаю» наш сервис, занимаясь его маркетингом, менеджментом и финансовым управлением», – комментирует Кирилл.
Дмитрий знаком с Кириллом с 2011 года, они вместе работали над проектом «Точка знаний», Сергей присоединился к команде в 2012 году, на этапе разработки Preply. Познакомились члены команды через общих знакомых.
Как это работает?
Пользователь регистрируется на сайте и выбирает преподавателя с помощью серии фильтров: пол, возраст, национальность репетитора, общие интересы, возможность онлайн или офлайн-занятий. В общей базе Preply представлено около 15 тысяч репетиторов, выбирать их помогают отзывы и комментарии на странице каждого. В случае, если пользователь по каким-либо причинам недоволен занятием, ему в течение суток возвращается полная стоимость занятия суток.
Репетиторам платформа предлагает довольно выгодные условия: 100% стоимости первого занятия забирает Preply, за следующие уроки комиссия онлайн-площадки составляет 18-33% за каждое занятие.
Пользователи
Основную аудиторию сервиса можно условно разделить на три группы.
«Первая – школьники, преимущественно из старших классов, изучающие иностранный язык для вступительных экзаменов в заграничные вузы: наши репетиторы помогают им готовиться к TOEFL и IELTS. Вторая группа – это молодые профессионалы, 25-35 лет, изучающие язык для бизнеса и карьерного роста. Третья, наверное, самая заядлая – это путешественники, которые учат языки для туризма», – говорит Бигай.
С сентября 2015 сервис расширил спектр своих услуг, и теперь пользователь может изучать не только иностранные языки, но и любую дисциплину из школьной программы. Также платформа предоставляет возможность поиска тренера по актерскому мастерству, рисованию, музыке. За счет обновленного предложения проект надеется пополнить аудиторию школьниками младших и средних классов.
Планы на будущее
Сегодня Preply помогает учиться пользователям из Украины, России, Белоруссии, Казахстана и Польши. Однако на этом команда останавливаться не собирается. Летом 2015 Preply попал в международную программу акселерации Techstars Berlin. Получив инвестиции в размере $120000 и обзаведясь необходимыми связями, команда работает над запуском Preply в Германии.