У Татьяны Ковтун - три ребенка и три бизнеса
О рождении идей
У меня трое детей и три бизнеса. Совпадение? Возможно. Как только я придумывала бизнес-идею и начинала ее реализовывать — узнавала о беременности.До 2004 года я работала в рекламе. Когда стало известно, что в 2005 году Украина будет проводить конкурс «Евровидение», у меня появилась идея создать брошюру-гид по столице для иностранцев. Просто посчитала, что такой формат будет интересен и гостям города, и рекламодателям. Так, фактически на деньги рекламодателей в 2005 году я выпустила KyivGuide и заработала стартовый капитал для открытия издательского дома AT Media. Через неделю после выпуска гида я родила старшую.Вторая компания родилась как логичное продолжение первого бизнеса — рекламное агентство, которое специализируется на размещении рекламы в киевском аэропорту «Борисполь» и аэропорту Днепропетровска на щитах, билбордах и больших конструкциях. Запускать второй проект было проще, потому что уже были наработаны база рекламодателей, портфель клиентов, мы знали игроков рынка, а они знали нас. Работая над этим проектом, я узнала о второй беременности. А спустя пару недель после запуска родила вторую малышку.Третий бизнес — самый емкий и максимально серьезный. Это сеть семейных клиник «Амеда». Проект родился немного раньше, чем мой третий ребенок. В мае 2015 года клиникам исполнится 2 года, а малышу сейчас 8 месяцев.Если подытожить, то рождение каждого бизнеса совпадало с девятью месяцами беременности. Наверное, работает пословица: «Если Бог дает ребенка, то дает и на ребенка». Честно говоря, побаиваюсь уже придумывать что-то новое.
О создании сети клиник
Идея сети семейных клиник появилась, когда я столкнулась с личной проблемой. Заболел старший ребенок. Три педиатра — участковая, педиатр-гомеопат и семейный педиатр из брендовой клиники — не смогли определить воспаление легких, хотя симптомы были абсолютно типичными. Хорошо, что мы попали к врачу, который простым постукиванием по спинке малыша определил затяжное воспаление легких. Диагноз подтвердился рентгеном. Я обожглась очень сильно.Тогда я поняла, что брендовые и дорогие клиники не всегда хороши. Вопрос не в том, как выглядит клиника и сколько денег выделяется на маркетинг. Вопрос в том, как внимательно врачи относятся к ребенку, как проводят осмотр и насколько точна их работа.К огромному сожалению, врачей-профессионалов в нашем городе и вообще в стране очень мало. Будь это педиатр, гинеколог, уролог, невропатолог — специалистов, которые могут хорошо, системно работать, знают по именам. Например, хороших ортопедов в Киеве всего три, от силы — пять. Родители вынуждены с трудом пробиваться к ним на прием.После своего случая я начала знакомиться с врачами, педиатрами, узкоспециализированными профессионалами со всего города. С совместной работы с ними и началось создание клиники.
Об инвестициях
Клиники «Амеда» — мой самый большой инвестиционный проект. Конечно, этот бизнес создавался уже на деньги инвестора, но имя и суммы разглашать не могу. Это очень большие деньги. Посмотрите, сколько стоит только новый аппарат УЗИ — сотни тысяч долларов. У нас две клиники в Киеве: на Софийской Борщаговке и на Воздухофлотском проспекте. Помещения находятся в собственности инвестора. Сегодня «Амеда» — это хорошо работающий бизнес, но работаем пока на возврат инвестиций.С разрешением Минздрава мне повезло. Я слышала, что люди получают лицензию с пятого и даже десятого раза. Мы сразу оборудовали все в соответствии с требованиями. Наняли консалтинговую компанию, специалисты которой заполнили все документы в МОЗ правильно. И стоило это порядка 500 гривен.
О маркетинге
Начинали мы как детская клиника. Но потом поняли, что это — неполноценный продукт. Удобно, когда вся семья пользуется услугами одних врачей и, желательно, в одном месте. Сейчас это внедряем, и наши врачи уже работают для всей семьи.В рекламе семейных клиник рекомендации друзей работают гораздо эффективнее, чем билборды и телереклама. Ты можешь выбросить миллион долларов на стандартную рекламу, но это не привлечет постоянных клиентов. Под «постоянными» я подразумеваю не тех, кто регулярно болеет, а тех, кто доверяет свое здоровье именно этой клинике. Клиенты не только возвращаются, но и рекомендуют друзьям.
Залог успеха
Медицина — очень специфичный бизнес. Обмануть можно только один раз. Второго шанса человек уже не даст. Люди вернутся к тебе и будут рекомендовать, только если действительно довольны. Советовать ведь можно только искренне. Поэтому все, что мы делаем, должно быть честным и правдивым. И в этом — залог успеха бизнеса.Клиенты оценивают результат лечения и состояние своего здоровья. Здесь невозможно что-то навязать.
Сложности
Курс гривны прямо влияет на бизнес. Аппараты УЗИ покупали за евро, возврат инвестиций — в евро. В этом есть сложность, но мы работаем не покладая рук.Еще мы покупаем бельгийские прививки GlasgoSmithKlein, то значит мы им действительно доверяем. Но стоимость прививки, например, сегодня — 500 гривен, уже через неделю — 600 гривен, еще через неделю — уже 700… Конечно, дискомфорт ощущается, но мы все равно работаем и будем работать.
Планы
Наша задача в 2015 году — открыть две новые клиники. В частности, на Оболони. Там концентрация клиник большая, но с нашей точки зрения, нет такой, которая представляла бы наш сегмент услуг. При этом в этом районе живет очень большая концентрация молодых семей. Мы видим там хорошую перспективу.Думаем над открытием клиник в других городах Украины, в частности это — Днепропетровск и Кривой Рог. Начали изучать там рынки, но очень осторожно. Надеемся, что война план не поменяет, и мы сможем это воплотить.
Мое участие в бизнесе
Вдохновляющее, мотивирующее, направляющее. Но достаточно активное. Я выстраивала модель так, чтобы бизнес работал без моего непосредственного участия. Но я как человек, который созидает, направляет и отчасти контролирует, в бизнесе все-таки присутствую. Я могу позвонить и проверить, как работает мой call-центр, могу отправить на mystery-shopping своих коллег и друзей. Плюс я, как никто другой, думаю о развитии.
Желания
Очень много читаю, учусь, развиваюсь в бизнесе. Но пока не знаю ни одной бизнес-модели, когда собственник отошел от бизнеса, нанял гениальных менеджеров — и все работает само по себе, показатели растут, а он с семьей отдыхает на островах и получает дивиденды. Но я бы хотела найти такую систему.Татьяна Ковтун — о материнстве
к