Unlimit Ukraine, МСБ, кулинария

Своё дело, построенное на курде, билтонге и других незнакомых словах

Говоря о малом и среднем бизнесе в современной Украине, нельзя обойти стороной вопрос бизнеса, созданного переселенцами на новом месте. Журналисты Hubs пообщались с Татьяной Ткаченко, совладелицей компании «Гурманьяки» и бывшей жительницей Луганска.

Бизнес компании «Гурманьяки» — это непривычные украинским потребителям кулинарные находки. Бизнес построен на увлечении Татьяны и её супруга Дмитрия «курдом» — популярным в Великобритании десертом, аналогом заварного крема на фруктовом соке. В Украине это блюдо было практически неизвестно, что позволило «гурманьякам» сформировать рынок и начать на нем работать. Потом появились оригинальные кулинарные — малиновые, лимонные, чесночно-базиликовые и томатные — соли. Последним обновлением ассортимента стал билтонг — южноафриканская разновидность вяленого мяса.

Продукцию компании нельзя найти в розничной продаже: реализуют её через сайт, социальные сети, на мероприятиях и с помощью дружественных сервисов. Девиз «Гурманьяков» — «Делаем людям вкусно».

— Путешествуя по миру, люди пробуют и влюбляются в местные деликатесы, но не могут запастись ими на всю жизнь. «Гурманьяки» отыскивают лучшие рецепты, адаптируют их под вкусы украинцев, производят в Киеве из местных продуктов и продают по украинским ценам», — рассказывает Татьяна Ткаченко.

МСБ, Гурманьяки, Татьяна Ткаченко

Татьяна Ткаченко, соосновательница компании «Гурманьяки»

На сегодня «Гурманьяки» — это микробизнес как по объемам производства, так и по количеству занятых в нем людей: доходы в отдельные месяцы не превышают 20-30 тыс. грн/мес., а иногда сопоставимы со средней зарплатой киевлянина. Если приводить наши объемы производства в абсолютных значениях, то приготовлено несколько сотен порций билтонга за неполный 2016 год, курдов около 500 штук за тот же период. Солей больше из-за большой популярности среди корпоративных заказчиков – там цифра колеблется от 100 до 150 кг, и она точно удвоится до конца года.

— Почему вы решили открыть бизнес, связанный с едой? Это опыт, веление сердца, навыки?

— Это — абсолютное веление сердца. У меня два высших образования, первое — физик, второе — маркетинг и связи с общественностью, так что от приготовления еды я официально далека.

Я всю жизнь мечусь между двумя увлечениями: кулинария и информационные технологии. Оказавшись в Киеве, надо было решать, в какую сферу податься. Ещё в Луганске мы самостоятельно делали курд. Научились, делали и дарили друзьям — дальше это не развивалось.

И мы решили начать свое дело с того, что знаем и умеем. Мы были уверены, что в Киеве все знают о курде — оказалось, мы заблуждались. Это сейчас, спустя два года после июня 2014 года, слово «курд» не всегда удивляет.

— Сколько людей заняты в бизнесе?

— «Гурманьяки» — это три человека: я, мой супруг Дмитрий и наш партнер Виталий Третьяков, территориально находящийся в Харькове. С Виталием мы вместе учились в институте.

Кроме того, что мы с Виталием— физики, мы ещё и с удовольствием пробуем готовить что-нибудь необычное, незнакомое, непонятное. Из этого и родилась идея бизнеса: производить что-то популярное далеко и незнакомое здесь.

Так, курд пользуется немалой популярностью в Великобритании, билтонг — это южноафриканское блюдо, кулинарные соли очень популярные в Соединенных Штатах и Швеции, Германии. Собственно, так и получается: с миру по нитке — «Гурманьякам» радость.

— Где вы берете сырье?

— Что касается мяса, то это решается в Харькове: мой партнер нашел специализированный магазин, который работает с несколькими проверенными фермерами. Кулинарные соли — тоже родом из Харькова. У Виталия там есть сушильный шкаф для мяса, который трансформируется в сушильный шкаф для солей.

Лимоны для курда мы берем у киевского поставщика.

— Как инвестировался проект и на что были использованы средства?

— Инвестиции у нас были в два этапа. Первый: четыре руки, четыре ноги и две головы. Уехав из Луганска с одной сумкой на двоих на несколько недель, естественно, мы не брали ни весы, ни другие инструменты. За несколько раз что-то перевезли и начали свое дело буквально «на коленке».

Какое-то время спустя прошла волна грантов для переселенцев. Первой её частью стало обучение, которое мы прошли раза четыре, по разным направлениям. Второй стали гранты, и мы с коллегой, с которой подружились на курсах на почве еды, получили на двоих два гранта — от фонда «Відродження» (70 000 грн) и от Программы развития ООН (200 000 грн).

Вот эти гранты и стали вторым этапом инвестиций: мы закупили оборудование и немного увереннее себя почувствовали. Деньги были выделены на создание коворкинг-кухни, но нам так удалось скомпоновать оборудование для проекта, что параллельно с деятельностью кухни мы с коллегой смогли развивать свои бренды (её бизнес связан с лимонами, и я тогда делала в основном курд). При этом коворкинг-кухня работает.

Гурманьяки, кулинария, структура продаж, ассортимент

— Как развивался ваш проект?

— Всё началось с лимонного курда, «переехавшего» из Луганска в Киев. После этого появились курд грейпфрутовый и имбирный, затем лавандовый и лаймовый. На протяжении какого-то времени мы не расширяли ассортимент.

Потом появились кулинарные соли: идея принадлежала Виталию, а мой супруг ею вдохновился, перечитал терабайты информации во всех доступных источниках и мы стали работать с солями. Последний реализованный этап расширения — появление в ассортименте вяленого мяса, билтонга. Сегодня мы предлагаем три сорта мяса: курятина, индюшатина и телятина.

Относительно продвижения. Мой партнер каким-то чудом нашел проект «Местная еда», которая доставляет семплы разной еды в ящиках. И мы в июле 2014 года попали в этот ящик. Это был наш коммерческий дебют, который потребовал подготовки: найти банки, этикетки…

Первые сто человек попробовали наш курд именно с помощью «Местной еды». Потом те же организаторы делали гастрономическое мероприятие, куда пригласили нас. Это и стало подтверждением того, что наш продукт пользуется спросом и интересен. Мы решили продолжать развиваться.

На протяжении года мы представляли свою продукцию на различных кулинарных ивентах, после чего, летом 2015 года, получили гранты и стали расширять ассортимент. Вновь несколько раз попадали в «Местную еду», уже с другими товарами, так и пошло развитие.

— Откуда к вам приходят клиенты?

— С самого начала у нас существует сайт. Им занимается мой партнер, поскольку это — его территория. Однако сайт особо не продает, — он больше информационный, с подробными описаниями продуктов. Есть хорошая обратная связь от фуд-блогеров, к которым мы попадали в тех же ящиках «Местной еды», это помогло нашему промо.

Основные заказы у нас поступают по трем каналам: новые клиенты приходят из группы в Facebook, постоянные заказчики знают телефоны и третий канал — корпоративные клиенты.

Так, у нас есть горячо любимый корпоративный партнер, который всегда заказывает набор: томатную соль и смесь перцев. В принципе, купаж смеси был придуман под заказ клиента и эту смесь мы отдельно не продаем, только если есть какие-то остатки от корпоративного заказа. Билтонг мы также не делаем в большом количестве: в основном, это несколько ящиков на выставки и мероприятия, и на заказ.

Скажем прямо: выставки дают немного продаж, поскольку приходится себя ограничивать. Непонятно, сколько надо готовить продуктов, сколько будет продано и что делать с остатками. Хотя жаловаться нам не стоит. Первый выход на ярмарку с курдом у нас был неожиданно успешным: мы делали по принципу «хоть бы за два дня продать», а продали буквально за пять часов, потом судорожно ночью делали новую партию, чтобы второй день мероприятия не стоять просто так. Такая же история была и с мясом на «Фудкорте от «Местной еды»» в ТРЦ «Караван». Ивент открылся в 12:00, к 14:00 мяса не было вообще. При этом, пока было мясо, не было продано ни единой банки курда. Как только закончилось мясо — начались продажи курда. И похожая ситуация – на ярмарке «В поисках Made in Ukraine».

В планах — скорый вывод на рынок арахисового соуса. Именно соуса, не масла: это, скорее, к заправкам, соусам и прочему.

— Где ещё можно встретить вашу продукцию?

— Мы временно пропали, но скоро вновь появимся в лавке «Смачна республіка» на Столичном рынке. Также мы очень дружны с Кофейней LoveCake. Мы были представлены в «Пекарне «Булка»» до последнего дня ее работы. Из магазинов, пожалуй, пока всё в виду небольших сроков хранения, а почитателям нашей продукции хочется гарантировать идеальную свежесть. Консерванты и прочую химию мы не добавляем (кроме натуральных — соль и сахар), поэтому преимущественно работаем в ручном режиме, под заказ или небольшими партиями. Зато имеем прекрасную обратную связь с клиентами благодаря такому плотному общению.

Сейчас временно, по нашей просьбе, приостановлены переговоры относительно мясных позиций с одной из сетей магазинов.

Гурманьяки, продажи, каналы продаж

— Сколько стоят ваши товары?

— Курд стоит 50 грн за баночку 200 грамм. Соли стоят в рамках от 35 до 50 грн. Самая дорогая у нас — малиновая.

Мясо мы продаем порциями по 100 грамм. Самое дешевое — курятина, 35 грн/100 гр, самое дорогое — телятина, 50 грн/100 гр.

За цены мы периодически выслушиваем критику от коллег по цеху, которые настойчиво рекомендуют нам поднять цену в полтора раза. Мы пока что сопротивляемся, поскольку у нас настолько всё сбалансировано, что мы для себя не можем оправдать такой рост.

Честно говоря, интересует больше норма прибыли, чем заработок на каждой отдельной банке или куске мяса. Хочется сделать продукт популярным, оставляя цену доступной. Тем более, что, поднимая цены, многие отечественные производители выходят на уровень цен импортных аналогов, зачастую даже превышая их. Мы считаем это неправильным.

— Какова финансовая составляющая проекта?

— В связи с тем, что мы создали свой бизнес на грантовые средства, у нас по сути нет точки безубыточности, мы её проскочили по умолчанию. Естественно, мы сразу же стали прибыльными, продавая свои изделия дороже сырья, но большой вопрос, как было бы, если бы мы не получили деньги таким образом.

— Какие дальнейшие шаги «Гурманьяков»?

— Мы планируем поменять фирменный стиль. Точнее, его надо сделать, поскольку, например, существующие этикетки — это то, что я сама делала два года назад, быстро, чтобы попасть в ящики «Местной еды».

— Планируете ли расширение штата?

— Как только появится необходимость, будем расширяться. Причем, будучи переселенцем, я бы хотела помогать таким же переселенцам, как, например, мы поступаем сейчас, заказывая те или иные составляющие (подарочные ящички, редизайн) у наших земляков. Хотя, я думаю, пожелавшие остаться за два года встали на ноги.

С другой стороны, есть большое количество воинов АТО, среди которых наверняка есть гении в кулинарии. Хотя, разумеется, мы на первую позицию в требованиях будем выносить профессионализм и отношение к делу, которое совпадает с нашим: любить еду и людей, для которых ты её готовишь.

Гурманьяки, стартап, Unlimit Ukraine

Татьяна Ткаченко: «С миру по нитке — «Гурманьякам» радость»

Компания «Гурманьяки» является одним из участников программы Unlimit Ukraine от Европейской Бизнес-Ассоциации. Все статьи об украинских производственных компаниях, принимающих участие в конкурсе, можно прочитать по ссылке.

*

Top