Кейс Ліки Контроль: методом проб и ошибок

Основатель приложения о том, почему в бизнесе важно решать ту проблему, за которую люди готовы платить

На тренингах по предпринимательству многие спикеры подчеркивают: для построения успешного бизнеса важно, чтобы он решал реальную проблему потребителя. Однако известные мировые компании умеют воздействовать на потенциальных клиентов, доучивая их и «прививая» необходимую потребность.

Нави Раджу и Джайдип Прабху в книге «Экономные инновации» отмечают, что такие компании, как Johnson & Johnson, Philips, Toyota, Unilever, а также дальновидные стартапы научились подталкивать своих клиентов к смене поведения. Например, Opower, дочерняя компания Oracle Corporation, сотрудничающая с коммунальными предприятиями, организациями и домохозяйствами в разных странах в поиске возможностей для экономии денег на коммунальных услугах, использовала психологический прием.

Компания регулярно присылала клиентам отчеты о потреблении электроэнергии в их домохозяйствах, сравнивая их показатели с соседскими. Председатель компании Алекс Ласки на одной конференции отметил, что, по результатам тестирования разных месседжей для поощрения людей экономить энергию, среди четырех сработало следующее: «Ваши соседи делают лучше вас». Люди, узнав, что соседи отключили кондиционеры, отключали свои. Таким образом удалось поощрять экономить электроэнергию. «…социальное давление – сильная штука», – прокомментировал Ласки.

Словом, хорошие привычки еще нужно научиться прививать. Это еще раз доказывает история приложения «Ліки Контроль», который нацелен помочь покупателю избежать покупки медикаментов, не зарегистрированных или запрещенных Минздравом, найти менее дорогой аналог препарата. Hubs расспросил основателя Наталью Гуран о ее опыте работы над приложением.

Дело было так…

Как-то Наталья Гуран купила лекарства, которые вызвали у меня подозрение. Ситуация повторилась.

«В первый раз, – рассказывает Наталья, – визуально отличался тон упаковки – светло синий и темно синий. Я звонила в Гослекслужбу, в аптеку, в представительство этой фармкомпании и они не сказали ничего вразумительного. Во втором случае я столкнулась с тем, что серия препарата на упаковке не совпала с серией препарата на блистере – это уже был однозначный фальсификат».

Наталья, пообщавшись с друзьями, пришла к выводу, что подозрения относительно происхождения лекарств возникают у многих, и решила создать приложение, которое поможет предупредить плохой исход от покупки некачественных и поддельных препаратов, а также навязанных недобросовестными врачами и фармацевтами дорогих препаратов.

По образованию Наталья экономист, но всю жизнь работает в сфере ІТ. Своей идеей она «заразила» друга и коллегу Максима. Вместе создали мобильное приложение «Ліки Контроль», работа которого основана на обработке открытых баз данных. На этапе бета-тестирования привлекли много людей – родственников, друзей, знакомых, их знакомых, вспоминает Наталья. На этом этапе и во время акселерации в инкубаторе проектов на основе открытых данных «1991» команда удостоверилась в востребованности подобного приложения.

Nataliya_Guran

Наталья Гуран, основатель проекта «Ліки Контроль»

Данные, приготовлены к использованию

«Нашу базу данных сами создавали, но на основании данных госреестров. Они, как основная масса госреестров, низкого качества – много дублей, много некорректных символов… Они сложные в использовании. Мы запроектировали свою базу данных, наладили обновления – она обновляется дважды в сутки. Приложение показывает, зарегистрировано ли данное лекарство, не запрещена ли конкретная серия», – объясняет работу приложения его основательница.

По сути, рассказывает Наталья, этот сервис предназначен сделать официальную информацию с госреестров доступной в использовании обычным человеком. Люди в нем нуждаются, убеждена она и приводит аргумент – 50 тыс. скачиваний, подтвердивших гипотезу об актуальности.

prilogenie_liky

Приложение «Ліки Контроль» уже скачали 50 тыс. раз

 

«Мы собираем статистику использования и видим, что люди проверяют, – продолжает Наталья Гуран. – Если люди проверяли запрещенную серию, значит они ее покупали. Плюс есть отзывы на Play Market, есть письма, которые нам пишут на электронную почту. Это свидетельствует о том, что проблема есть. Также журналисты находили в аптеках запрещенные серии».

Perevirka_reestr

«Ліки Контроль» также предоставляют опцию поиска аналогов препаратов.

«Поиск аналогов происходит не с потолка, а в соответствии с международной АТС-классификацией препаратов, – говорит Наталья. – Аналоги, показаны на экране за этим принципом, далее можем отфильтровать. Например, если мои родители гипертоники, я им не покупаю лекарства с кофеином, из списка их можно исключить. Также можно сократить список, отфильтровав по странам-производителям».

Poisk_Liky

Все же, говорит предприниматель, рекомендуем перед тем, как отдавать предпочтение тому или иному аналогу, посоветоваться с врачом.

Также в приложении обновляются инструкции к препаратам.

Две идеи: одна сработала, вторая — нет

Был замысел наладить сотрудничество с Гослекслужбой, чтобы усовершенствовать сервис, запрограммировать его на проверку подлинности лекарств. Но в службе отказали, мотивировав это тем, что раскрытие подобной информации может спровоцировать подделки.

А вот сервис «Домашняя аптечка» оказался успешным – за первые 10 дней, по словам Натальи, подписались 1,5 тыс. человек. Его суть в том, чтобы мониторить изменения только относительно тех лекарств, которые вас интересуют.

«На электронный адрес высылаем уведомление, что на этот препарат введен запрет на конкретную серию. То есть нет необходимости реагировать на каждый запрет, а только на добавленные в «аптечку», – объясняет собеседница.

Dom_apteka

Главная ошибка и путь к развитию

Проект не удалось сделать коммерческим – платная подписка провалилась. «Это новый опыт для людей. Люди пока не готовы платить за приложение», – комментирует Наталья.

Изначально главной целевой аудиторией считали молодых мам, с этим, как оказалось, прогадали.

«Я наблюдала за мамами. Например, они приходят в супермаркет за детской одеждой. Выворачивают ее, проводят пальчиком по всем швам, чтобы ребенку не кололо. Смотрят состав, страну-производителя. Далее эта же мама в аптеке покупает по списку, сгребает все и уходит… То есть у людей очень сильное доверие к аптекам. Возможно, из-за контраста с обтрепанной больницей, – в аптеке, где пол блестит, сотрудники в белых халатах, учтивые – критическое мышление парализуется», – рассуждает она.

Для промоции приложения проводили семинары для врачей, раздавали листовки, создали сайт, продвигают новости о себе в Facebook, рассказывают о приложении в СМИ.

Для широкой информационной кампании нужны более серьезные финансовые ресурсы, говорит Гуран. Их пока нет, ведь весь проект запустили, вложив свои средства.

«Когда люди станут больше осведомлены, возможно, сделаем коммерческий проект», – отмечает Наталья.

Надежда на облако

А пока команда планирует зарегистрировать общественную организацию и попробовать привлечь спонсоров. Средства нужны преимущественно для аренды более мощного сервера на «облаке» (порядка 10-12 тыс. грн в год), а также для дополнения приложения функционалом.

Также «Ліки Контроль» попытают силы на украинской краудфандинговой платформе Biggggidea. Но для выхода на нее, говорит Наталья Гуран, нужно подготовиться: без большого поддерживающего сервера – никуда.

*

Top