Директор бизнес- инкубатора Wannabiz Вадим Роговский дает полезные советы стартаперам и называет самые "популярные" ошибки начинающих предпринимателей
За два с половиной года через наш бизнес-инкубатор WannaBiz прошли сотни заявок. Все они были детально проанализированы.
Один из выводов полученной практической статистики — это непонимание большинством начинающих предпринимателей азов инвестиционной деятельности. К примеру, из каких пунктов состоит процесс принятия решения об инвестиции?
Предлагая свой проект инвестору, подумайте о следующих вещах
1)Отраслевое соответствие – «свой-чужой». Исключение – личные отношения. Прежде чем обращаться к инвестору, стоит четко понимать, чем именно он вам может быть полезен, кроме денег. Важно обращаться именно к тем инвесторам, которые занимаются конкретно вашей отраслью.
2) Качество документов. Сделаны ли они в формате, указанном инвестором? Часто простое заполнение формы заявки вызывает сложности. Фаундеры не отвечают на некоторые неудобные вопросы, например, об исследованиях рынка или о монетизации. Это ошибка — рассчитывать на “авось пронесет” не стоит.
3) Соответствует ли объем запрашиваемых инвестиций степени готовности проекта?
Если готово только техническое задание или проект находится на стадии идеи, не стоит сразу просить $ 700 000. Просчитайте сумму, необходимую на создание MVP (minimum viable product). При этом все, что можно сделать без привлечения денег, лучше делать самому, чтобы было что показать инвестору. Например, прежде чем финализировать разработку приложения для заказа такси, обязательно пообщайтесь, как минимум, со всеми крупными таксомоторными компаниями в вашем городе.
4) Опыт команды. Какие были успешные коммерческие проекты? Кто занимается маркетингом и продажей? Опыт бизнес-инкубатора WannaBiz показывает, что сплоченность и профессионализм команды игрют решающую роль в успешности проекта.
Очень много проектов распадаются из-за разногласий между фаундерами, поэтому важно показать инвестору, что вы — команда профессионалов, которая разбирается в своем деле. Буквально сегодня мы получили письмо от прошедшего предварительный отбор стартапа, в котором идет речь о том, что из-за внутренних конфликтов в команде рассмотрение заявки по существу откладывается на неопределенный срок. И это далеко не единственное письмо данного типа, полученное за время практики WannaBiz.
5) Может ли быть синергия вашего стартапа с существующим бизнесом инвестора? Инвестор обязательно прикинет, как ваш проект может быть практически полезен для него. В нашем случае стартап ClickGanic несет в себе именно такую синергетическую ценность для одного из учредителей WannaBiz компании Clickky.
Но это не значит, что нужно брать деньги у первого же инвестора, который заинтересовался вашим проектом.
Как же отличить плохого инвестора от хорошего? (self-test):
1) Вкладывал ли инвестор деньги в очень похожие проекты?
2) Вкладывал ли инвестор именно в такой же раунд, как у меня?
3) Инвестор работал на таких же территориях?
4) Были ли суммы инвестиций ~ как у меня?
5) Что пишут и как много об инвесторе в СМИ?
6) Есть ли негативные отзывы об инвесторе, особенно от стартапшиков (смотреть только на стартапщиков с похожими потребностями)?
Одним из важнейших требований инвесторов являются документы по проекту
Какие бывают документы и их цели на раунде Seed?
Цель большинства документов — проверка гипотез: максимум информации о потенциале рынка, проекта, модели.
Качественно подготовленные документы могут показать вашу готовность строить бизнес и масштабироваться. Вот из каких важнейших разделов они должны состоять:
Тизер + Презентация + Бизнес-план + Финансовая модель
Финансовая модель для Seed-раунда необязательна. Вы можете делать ее вместе с инвестором на 6-24 месяца.
После того, как уже проделан предварительный этап и все документы высланы и рассмотрены, приходит время личной встречи, которая зачастую является решающим моментом и может как испортить всё, так и улучшить ситуацию.
Итак, частые ошибки при встрече с инвестором:
1) Не проведенная “разведка” по инвестору: как минимум, куда и сколько он инвестировал прежде и в какие проекты;
2) нежелание улыбаться, быть гостеприимным, красиво говорить и одеваться;
3) быть “не в теме”, не знать отраслевой специфики, трендов и новостей;
4) нежелание отвечать на вопросы, которые уже освещались в документах ранее;
утверждение, что конкурентов у проекта нет;
5) требование подписать NDA (договор о неразглашении);
6) в команде нет проверенных профессионалов или «энергии».