Хорошее место: Креативный кампус в первой столице

Харьковчанин Стас Литвинов создал первый креативный кампус в Украине на площади 1500 квадратных метров

Сфера деятельности: третье место

Дата старта: конец сентября 2013 года

Стартовый капитал: 80 000 гривен

Оборот за время существования: 350 000 гривен

Основатель: Стас Литвинов

Возраст: 24 года

Образование: неоконченное высшее, экономист, ХНЭУ

В бизнесе: 6 лет

Хобби, увлечения: семья, ремесло, дизайн интерьера, спорт

Третье место – обширное понятие, им может быть антикафе, креативное пространство, коворкинг, хостел и даже банк.

В сентябре 2013 года харьковчанин Стас Литвинов открыл коворкинг на 150 квадратных метров. А летом — креативный кампус на 1500. Лофт «Новое место» – название бренда, который сосредоточен на том, чтобы воплощать в жизнь новые проекты. Первая часть в названии «лофт» подчеркивает промышленную атмосферу, направленность и идеологию.

В пространстве расположился коворкинг, общественная зона, место для проведения образовательных, культурных, бизнес-мероприятий.

Как все начиналось?

Страсть к третьим местам у меня появилась, когда я просто просматривал фотографии разных лофтов в интернете. Меня привлекала сама атмосфера лофта – много света и пространства для каждого, бетонный пол, высокие потолки. Пару лет я просматривал фотографии, коллекционировал их. Тогда я занимался производством и продажей бескаркасной мебели.

В один день мой друг прислал мне ссылку на только что открывшийся в Санкт-Петербурге коворкинг «Зона действия». Я понял, что я мог бы там реализовать свои идеи. Поэтому написал основателю проекта Юрию Лифшицу. Сказал, что живу в Харькове, но мне этот город жутко не нравится, что хочу заниматься интерьером в «Зоне действия». Он пригласил меня приехать в гости и познакомиться. Через три дня я уже был в Санкт-Петербурге.

Так я начал работать. Моя должность в шутку называлась «министр внутренних дел» tweet

Мне дали $1000 на неделю для реализации идеи. Я делал лаунж-зону на 40 квадратных метров. Но тогда все не было так просто. Нужно было достать строительные материалы, а я первый день в совершенно незнакомом мне городе. Я быстро узнал, где строительный магазин и IKEA, поручил жене в Харькове сшить подушки, которые она отправила на поезде. Результат всем очень понравился.

harkov3

Так я начал работать. Моя должность в шутку называлась «министр внутренних дел». Я занимался всем, что чувствует, видит человек, когда переступает порог «Зоны действия». В команде не хватало людей, поэтому я делал еще много других вещей: проводил встречи с владельцами помещения, решал вопросы по аренде и ремонту. Спустя месяц я договорился с Юрой, чтобы приехала моя жена и занялась операционной деятельностью, которая мешала мне сконцентрироваться на дизайне.

Фактически всю «Зону действия» я обустроил своими руками, и мне это очень нравилось. В последний месяц у меня появился помощник, которому я рисовал чертежи, чтобы он воплощал их в жизнь.

Возвращение в Харьков

Когда я уезжал в Питер, меня очень раздражал мой город. Но тогда я не был готов к тому, что сам могу в нем что-то изменить. У меня был свой бизнес, я делал все качественно, но цена на мою мебель была высокой. В городе этого не понимали, заказов было мало. Общая атмосфера была настолько унылой, поэтому мне так и хотелось переехать.

Спустя год работы в «Зоне действия» я увидел, как люди могут менять пространство вокруг себя. Я сам «прокачался», набрался опыта и уверенности, что могу это сделать в своем городе.

Перед тем, как я уезжал в Санкт-Петербург, мне некуда было пойти, чтобы обсудить свои идеи в Харькове. Я решил вернуться, воссоздать атмосферу места, которое мне нравится в своем городе.

Концепция третьего места

Лофт «Новое место» в прошлой локации на улице Сумской был только коворкингом, в котором проводились образовательные мероприятия. Многие не понимали, что это, и называли нас антикафе.

Мы будем открыты для музыкальных концертов, выставок, поэтических вечеров tweet

Сейчас много пишут, что мы — крупнейший коворкинг в Украине, но это не так. У нас будут не только коворкинг, но еще и площадка для проведения образовательных, культурных и бизнес-мероприятий, учебное помещение, закрытый лекторий, переговорные комнаты, спортивный уголок, библиотека, дизайнерский магазин и кафе. У нас можно будет заниматься творчеством. Мы будем открыты для музыкальных концертов, выставок, поэтических вечеров.

harkov2

Идея креативного кампуса появилась из собственных потребностей. Например, в нашем городе не развивается культура. Значит в кампусе мы будем проводить культурные, образовательные мероприятия. Если в Харькове нет места, где бы собирали современных предпринимателей, значит мы сделаем коворкинг, создадим драйвовую атмосферу для того, чтобы люди начинали свой бизнес.

Команда

Проект — самый народный проект в Харькове, очень много людей помогают нам за «просто так». Это около 200 человек.

Костяк команды – это четыре человека. Я, Вика Миликенцова, Катя Фесенко, Сережа Сурганов.

Вика занимается событиями и помогает мне по менеджменту. Она в одиночку руководила процессом ремонта кампуса. Пришла в проект еще когда мы работали на Сумской. Катя занимается продвижением коворкинга и помогает Вике в событиях. Сережа – мой бывший одногруппник — самый свежий игрок в команде. Он финансовый директор, также планирует размещать внутри кампуса свои проекты. Я занимаюсь другими направлениями: инвестициями, рекламой, контентом, менеджментом.

Проект — самый народный проект в Харькове, очень много людей помогают нам за «просто так». Это около 200 человек tweet

Администраторы на площадках – ребята со школы Даша и Антон. Им 16 и 17 лет. Я очень рад тому, насколько быстро они развиваются. Они сами говорят, что «Новое место» изменило их мышление, теперь они по-другому смотрят на образование. Надеюсь, что к моему возрасту они добьются больших успехов, чем я.

 Продвижение проекта

Наш принцип работы – все должно быть дешево или бесплатно, поэтому у нас нет затрат на маркетинг и рекламу. Основные каналы продвижения – соцсети. Когда я только вернулся из Санкт-Петербурга, то делал упор на Вконтакте, потому что это гордость того города. Там все общаются не по телефону, а через «контакт». За полгода мы собрали 7000 подписчиков. Только месяц назад я сфокусировался на продвижении через facebook. Проект уже серьезнее, поэтому аудитория должна быть соответствующая.

harkov6

Крупные события также служат каналом продвижения. Можно сказать, что проект держится на «сарафанном радио». Наша задача – делать очень круто, чтобы все об этом рассказывали своим друзьям.

Аудитория

Первые люди пришли к нам на открытие. Они были очень разными, поэтому сложно было нарисовать полноценный портрет посетителя. В первый месяц сформировалась наша аудитория. Это были фрилансеры, предприниматели, архитекторы, дизайнеры, блоггеры, переводчики, писатели и IT-специалисты. Каждый день приходило 5-10 человек. 70-80% людей к нам возвращались. Месячные абонементы взяли 15 человек.

Мы проводили очень разные события. Часто это были вдохновляющие встречи, на которые приходили по 100-200 человек. В основном студенты. Стоимость составляла 20 гривен. Где-то половина возвращалась на следующие события.

Стоимость

Когда мы открыли маленький коворкинг, то час пребывания там стоил 20 гривен, а день — 100 гривен. Потом мы решили изменить эту систему. Мы отменили учет времени, потому что нам кажется, что это больше подходит для коворкинга. Если ты пришел поработать на два часа, а идея возникла только под конец работы, тебе приходится платить больше, и ты нервничаешь из-за этого. Тогда мы сделали «билет в лофт», который действует день и стоит 50 гривен.

«Прописка на месяц» раньше стоила 800 гривен. Сейчас вы платите 1000 гривен за нефиксированное нерабочее место, за 1200 гривен у вас есть оно за общим рабочим столом. За 1500 гривен вы получаете место за своим столом.

Если ты пришел поработать на два часа, а идея возникла только под конец работы, тебе приходится платить больше, и ты нервничаешь из-за этого tweet

После переезда в ТРЦ «Французский бульвар» цены остались прежними.

Финансы

Мы со своим другом детства Владом Пшеничкой вложили в проект 80 000 гривен. Потом все время реинвестировали деньги в его развитие.

Владельцы ТРЦ «Французский бульвар» выступили инвесторами в новом проекте, предоставив нам площадку на льготных условиях. У нас нет фиксированной арендной платы. Мы отдаем определенный процент от выручки.

harkov5

Мебель, оборудование для кампуса мы должны закупать за свой счет. Поэтому я сейчас ищу инвестора, который бы мог в это вложиться. Найти его сейчас сложно, поэтому развиваемся за реинвестиции от проекта. Мы называем это тестовым режимом. Надеюсь, что найдем инвестиции и дело пойдет быстрее.

Инвестор

Мы ищем человека, который разделит наши ценности. Вопрос денег важен. Но в нем также должен присутствовать дух положительной революции. Любой опытный бизнесмен поймет, где в этом проекте деньги, но изначально человек должен хотеть что-то изменить.

Сейчас мы составляем инвестиционный план. Делать это нелегко, так как мы создаем новый рынок и сложно показать какие-то уверенные цифры.

Место

«Французский бульвар» — один из самых близко расположенных к центру и крупных торговых центров. В нем — единственный в Харькове кинотеатр IMAX. Также в нем есть такие крупные арендаторы, как Сильпо и Comfy.

Изначально директор по аренде предложил нам взять в аренду помещение в 1500 квадратных метров. На что я сделал контрпредложение — поучаствовать в создании такого места. Денег на аренду такого помещения у меня не было. За три встречи мы договорились о том, что будем вместе работать и расписали, как именно. Мне повезло, что попались люди, которые не зациклены на краткосрочной перспективе. Они хотят участвовать в развитии города. Редко бывает, что молодым ребятам опытные бизнесмены дают такие возможности.

 Планы

Хотим открыть кампусы в Одессе, Киеве и Львове и наладить взаимосвязь между ними. Это обмен ресурсами, информацией. Наши резиденты и спикеры смогут ездить по городам, расширять свой бизнес в Украине. По поводу места у нас уже есть заявка из Одессы. Пока сложно принять решение, потому что у нас не хватает людей в команде.

Если говорить о планах на пять лет, то это — выход в Европу. Хотим открыть «Новое место» в Праге. Было бы классно проложить мост в Европу. Любой украинский проект смог бы поехать туда, продвинуть свой проект в другой стране.

 Плюсы и минусы бизнеса

Плюсы  и минусы у каждого свои. Для кого-то минусом будет долгосрочная перспектива, а для меня это, наоборот, плюс. Также большой плюс — взаимодействие между людьми и то, что ты можешь менять мир к лучшему.

harkov7

Маленький минус в том, что нужно подождать, чтобы все получилось. Нужно набираться откуда-то сил, потому что их нужно много. Я трачу по 18 часов в день для того, чтобы двигать проект вперед.

Фото: Новое место, HUB

*

Top