Добро в пакетах

Одесситы Игорь Смирнов и Александр Чумак придумали, как сделать благотворительный проект самоокупаемым.

Название: Добрі речі
Сфера деятельности: благотворительность
Дата старта: 3 июня 2013 года
Первые инвестиции: 60 000 гривен
Инвестор: компания “Укркурьер”
Руководитель: Екатерина Железова
Официальный сайт: http://www.dobrirechi.org/

Каждый сталкивался с ситуацией, когда в шкафу собралось много ненужных вещей, которые выкинуть жалко и деть нет куда. Социальный стартап «Добрі Речі» придумал, как решить эту проблему, и  даже научился зарабатывать на этом.

Все, что требуется от обладателя ненужных вещей — приобрести в супермаркете специальный ярко-желтый герметичный пакет с надписью «Добрі речі», сложить в него ненужные вещи и оставить возле мусорного бака, после чего их заберут нуждающиеся люди.

Цена пакета — две гривны — покрывает все издержки на его производство, логистику, ритейл и рекламу. Нет необходимости нанимать сборщиков и сортировщиков секонд-хенда, продавцов.

Начало

Идейные вдохновители проекта —  топ-менеджеры курьерской службы доставки «Укркурьер» — президент Игорь Смирнов и председатель набсовета Александр Чумак.  Смирнов и Чумак помогают проекту финансово, участвуют в обсуждении новых идей. Руководит проектом Екатерина Железова.

Саму идею  основатели «подсмотрели» в Нидерландах и решили реализовать ее в Украине. «Мы общались с создателями голландского варианта «добрых пакетов» и договорились регулярно делиться друг с другом опытом для развития общего дела», — рассказывает Железова.

От задумки до появления первых пакетов и группы в социальных сетях прошло около месяца. День рождения проекта отмечают третьего июня 2013 года —  именно в этот день в Одессе прошла пресс-конференция, на которой «Добрi речi» официально заявили о себе.

Бизнес–модель

Модель стартапа очень проста: пакеты должны быть доступны всем людям, а, значит, продаваться во всех магазинах. На старте основатели распространяли их бесплатно. Оплату ввели для того, чтобы в будущем не зависеть от спонсорских взносов.  Одна гривна с каждого проданного пакета   должна компенсировать затраты на производство, логистику, маркетинг.   Еще  одну  основатели тоже  планируют тратить на благотворительные цели.Так проект уже работает в Луцке со школьным клубом предпринимательства “Step by Step”.

Затраты

Проект “Добрі Речі» без сомнений можно назвать lean-стартапом(бережливым – Hubs). Для Украины это совершенно новый сегмент самоокупаемых социальных проектов. К старту «Добрі речі» имели beta-версию сайта, активные сообщества в социальных сетях и экспериментальную партию пакетов — стандартные пакеты для мусора желтого цвета с нанесенным с двух сторон логотипом.

На  этом этапе основатели потратили на проект 10 000 гривен. После положительного отклика общественности решили создать рабочую версию сайта и закупить первую промышленную партию пакетов. На втором этапе затраты составили уже 50 000 гривен.

Сейчас проект переходит к третьему этапу —   основатели  хотят проводить подобные благотворительные акции во всех регионах Украины.

Первую партию пакетов «Добрі речі» заказывали  у киевской компании. Себестоимость тогда составляла 1,5 гривны за один пакет. «Последний мониторинг рынка показал, что цены выросли еще больше. Для нас это — очень важный аспект. Мы находимся в поиске постоянных партнеров и надеемся, что они  появятся», — говорит Екатерина Железова.

Реклама

Рекламного бюджета  практически нет  — проекту помогает  Биржа Социальной Рекламы. Ее координатор  Вероника Величко познакомила  Железову с руководителями нескольких крупных рекламных агентств, которые теперь совершенно бесплатно разрабатывают идеи и макеты необходимых рекламных материалов.

«Мы стараемся не тратить больших денег на продвижение. Ведь тогда нужно искать источники возмещения, а это сложно и тормозит развитие проекта», — рассказывает Екатерина Железова.

Команда

Кроме Железовой, в проекте работают также специалист  по технической поддержке и продвижению сайта, а  также интернет-маркетолог. В дальнейшем в команду планируют пригласить менеджера по закупкам и логистике.

Также социальный стартап сотрудничает со множеством волонтеров, торговыми представительствами и менеджерами по всей Украине.

Где купить

Пакеты “Добрі Речі” можно купить в 24 украинских городах, среди которых — Одесса, Днепропетровск, Черновцы, Тернополь, Киев, Винница, Львов, Ужгород, Луцк, Хмельницкий, Ровно. Пакеты как продаются, так и раздаются бесплатно. Кроме того, часто организовываются акции по распространению пакетов за пределами торговых сетей.

Самыми крупными партнерами являются сеть книжных магазинов “Дом Книги” (официальный представитель издательства “Богдан”) и сеть супермаркетов “Барва” на Закарпатье. В Одессе   проект сотрудничает с такими мебельными магазинами как AS-DIVAN и CHILEK. Также представлены в некоторых сувенирных магазинах и продуктовых супермаркетах. В Днепропетровске пока пакеты можно приобрести только в книжном магазине “ВіЗ”. В Киеве одним из крупных партнеров является Министерство экологии и природоохранных ресурсов Украины.

*

Top