Что думают участники рынка о законе об электронной коммерции?
Третьего июня депутаты приняли закон об электронной коммерции. «За» проголосовали 244 нардепа.
Его главный плюс заключается в том, что теперь онлайн-сделки будут иметь такие же правовые последствия, как и письменные.
В обществе закон приняли доброжелательно — он узаконил часть правил, которыми уже пользуются в интернете. Закон принят только в первом чтении, так что в него еще могут быть внесены поправки.
Как отреагировали на его принятие предприниматели? Одному из них ответила автор закона — народный депутат от «Удара» Ольга Белькова.
Максим Тульев, один из координаторов IT-палатки, директор интернет-провайдера NetAssyst
Ощущение дикой непрофессиональности все-таки есть. Например, если в законе сказано «може» вместо «повинен», на игре таких слов взяткоемкость увеличивается.
Запрещены анонимные покупки в Интернете. Собственно, почему? Узаконен спам. В законопроекте сказано: коммерческое электронное сообщение может быть отправлено потребителю без его согласия только при условии наличия у него возможности отказа от дальнейшего получения таких коммерческих электронных сообщений от такого продавца товаров, работ, услуг в электронной торговле / поставщика (исполнителя). Во всем мире коммерческие предложения слать без согласия получателя нельзя, это и есть спам. А если «можно, но только один раз», означает на практике «можно».
В законе не захотели моделировать ситуацию, когда покупатель и/или продавец находится за территорией Украины. Не поднимался также и вопрос почтовых служб. Непонятно, кто за что в итоге отвечает при международных операциях, и чьи и какие законы используются.
Ответ народного депутата Украины Ольги Бельковой («Удар»), ранее была управляющим партнером EastLabs
Как автор законопроекта сообщаю, что его основная цель — создать предпосылки для развития. Это достигается за счет повышения доверия к этой индустрии от потребителей и от инвесторов. Первым важно, что электронная форма также защищена как и письменная, а вторым — что у интернет-магазинов нет правовых рисков признания недействительными общих правил на рынке.
Касательно спама. Что сегодня запрещает спам? Логика этой версии нормы была такая: мы не можем запретить людям посылать друг другу электронные сообщения, так как природа электронных сообщений предполагает лишь наличие адреса для отправки. Однако мы должны обязать отправителя массовых сообщений включить в письмо возможность для отказа или обязать собирать предварительное соглашение. В разных национальных нормах по-разному описано. Эту норму будем приводить в соответствие с директивами ЕС. Ко второму чтению будут доработаны некоторые нюансы — были получены предложения о его технико-юридической доработке, коррекции терминологии и отдельных положений.
Максим Плахтий, координатор IT-палатки, основатель билетного агентства Karabas
Развитие e-commerce предполагает упрощение коммуникаций между покупателем и продавцом. Чем меньше у покупателя барьеров при оформлении заказа , тем вероятнее он сделает покупку и останется доволен. Правильным выходом является переход на бездокументарную форму работы, а для этого действительно необходимо законодательно ввести такие понятия как электронный товар, электронная сделка. Законопроект фактически формализует сложившиеся на рынке практики.
Николай Палиенко, директор всеукраинского торгового центра в интернете Prom.ua
Prom.ua, как участник украинского рынка e-commerce, входил и активно участвовал в рабочей группе Ольги Бельковой по подготовке законопроекта. Все те нормы и пожелания, которые мы разработали, были учтены. Поэтому в целом в законе пока нет норм, с которыми мы бы не были согласны, надеемся, что в финальной версии их тоже не будет. Закон вполне адекватно формализует текущее положение вещей в электронной коммерции.
Важность этого закона, скорее, не в том, что отрасль не могла жить без него. А в том, чтобы не был принят какой-либо другой закон, который бы внес не нужные ни бизнесу, ни покупателям ограничения или дополнительное регулирование торговли в онлайне.
Закон на данный момент лишь закрепляет и описывает общие принципы работы рынка электронной коммерции в Украине, права и обязанности онлайн-продавцов и их покупателей, разграничивает ответственность участников рынка.
Законопроект создаст необходимое правовое поле для отрасли электронной коммерции, а именно:
— исчезнет неразбериха с дефинициями — такими понятиями, как электронный документ и электронная сделка;
— сделке купли-продажи в интернете будет присвоен статус договора, то есть такого же, как при заключении обычной сделки на кассе;
— будут закреплены права и ответственности сторон – продавца и покупателя;
— будут обозначены четкие и прозрачные отношения между участниками рынка;
— установятся четкие и прозрачные отношения между участниками рынка и в отрасли в целом.
На данный момент мы ждем список замечаний и будем дальше участвовать в доработке закона, отстаивая при этом права малого и среднего бизнеса.