Как зарабатывать на футболках без рекламы и жертвовать деньги на благотворительность
Сфера деятельности: арт-футболки/футболки с принтом
Дата старта: март 2014 года
Первые инвестиции: 20 000 гривен
Результаты работы: до 1000 футболок за три месяца
Официальный сайт: facebook.com/UGARClothing
Основатели: Павел Педенко и Андрей Божок
Возраст: 25 лет и 24 года
Образование: высшее, инженер, КПИ и незаконченное высшее, экономист, НаУКМА
В бизнесе: 3 месяца
Хобби, увлечения: серфинг, сноуборд, путешествия
С чего все началось?
В день рождения Паши, 4-го декабря, мы поехали на серфинг в Португалию. Это случилось после первого разгона Майдана, но мы давно купили билеты, сдать их было нельзя, поэтому все-таки решили ехать. Отдых проходил примерно так: утром мы идем на тренировку, потом полдня смотрим новости. Так каждый день.
Когда возвращались в Украину, подумали, что наша жизнь проходит в каком-то угаре, и что было бы интересно создать бренд, который максимально отражал бы наши ощущения на тот момент. Переговаривались между собой: «Ну что, из Борисполя — на Майдан?»
Приехали домой, в два часа ночи открыли ноутбуки, а в три уже были на Майдане – это была ночь с 10-го на 11-е декабря. Попытка первого серьезного разгона протеста. Впервые зазвонили колокола. Люди съезжались со всего Киева.
Про угар мы сразу забыли, но через пару недель вернулись к этой идее. Нашли художницу, взяли принты, которые у нее уже были. Мы долго откладывали, не могли перейти от идеи к ее воплощению. В итоге Андрей все же заказал тестовую футболку.
Качество
В производстве мы мало понимали, решили упростить задачу и найти хорошего подрядчика. За неделю пересмотрели где-то семь фирм. Тестировали футболки на самих себе. Целый день ходили в них, вечером встречались и обсуждали, какие нам понравились.
Мы долго выбирали подрядчиков. Одни плохо печатали, другие хорошо, но нам не подходил материал. Один специалист напечатал футболку прямо при мне, и это было показателем оперативности. В результате остановились на SinglePrint.
Старт
У нас была разработана концепция и стратегия по продвижению, но запустились мы с селфи фоток. У нас неделю не было нормальных студийных фоток, которые можно было бы поместить в какие-то статьи. Оттягивать с запуском группы в facebook нельзя было, а в студию идти некогда.
Сомневались, сколько футболок печатать – 50 или 100? Думали, что 100 мы никогда не продадим. Решили, в случае чего раздадим или подарим кому-то на Майдане.
Напечатали в итоге сотню, открыли предзаказ. В тот момент мы совершенно не думали, как будем их доставлять.
За первые три дня у нас было 50 заказов. В каждом было по 1-2 футболки. Мы этого не ожидали. Заказы валились, а мы не понимали, что с этим делать. У нас были серьезные дела. В итоге Андрей сел в машину, начал работать курьером, получал на чай по 5, 10, 20 гривен. Это очень приятно.
Продвижение
Для продвижения придумали такую фишку. К нам приходит покупатель, берет футболку. Мы его фотографируем, заливаем фото на facebook, отмечаем его, пишем, что этот человек приобрел футболку, приглашаем новых покупателей. Сообщение о покупке появляется в лентах всех его друзей. Это и есть вся наша маркетинговая стратегия. Недавно из интереса потратили на продвижение в facebook $20. Посмотрим, что получится.
Придумали хитрый план. У нас очень много друзей в facebоok. Мы составили список «лидеров мнений» – людей, которых было бы интересно видеть в наших футболках с точки зрения продвижения бизнеса. Кто-то заказал футболки сам, некоторым – мы сделали подарок.
Идея фотографироваться пришлась по душе. Нам стали приходить фотографии со всего мира. Например, из Колумбии. Ого! Где Колумбия?! С вулкана из Индонезии. Фоткам из Канады и Америки мы уже не удивляемся. Хотели бы, чтобы кто-то прислал фотку с Красной Площади.
Бренд как-то начинает жить без нас. Это самое классное.
Первый месяц был самым эффективным. Мы продали до 300 футболок. Тысячу мы еще не сделали, но приближаемся к этой цифре.
Деньги
Когда запускались, тратили деньги, которых не жалко – 20 000 гривен. Было две задачи: повеселиться и не прогореть. До этого у нас не было стартапов, которые связаны с одеждой. У нас вообще их не было.
Мы могли бы купить более дешевый материал, поставить выше цену и зарабатывать больше, но у нас была другая цель. Сейчас футболка стоит 200 гривен и мы не собираемся продавать ее дороже.
Приятно, когда то, что вы сделали, приносит радость другим, и при этом ты немного зарабатываешь. Прибыль от стартапа существенно меньше, чем наши зарплаты на основной – менеджерской работе. Но это — приятный бонус.
Мы жертвуем на благотворительность 10% от каждой футболки. Чтобы карму почистить. Публикуем в группе скриншоты переводов. Вообще такие новости поднимают настроение. Людям нравится, когда происходит что-то хорошее.
Клиенты
Когда приходишь на какие-то мероприятия в «Мистецький Арсенал», на Don’t take fake и видишь людей в своих вещах, очень радуешься. На выходных был концерт «Океана Эльзы» во Львове. Знакомый написал, что встретил там людей в наших футболках.
У Паши есть любимый диджей – Анатолий Тапольский. Он тоже прислал нам свою фотку. Это действительно впечатляет, когда человек, с которым ты всегда хотел познакомиться, высылает свое фото в футболке, которую ты сделал.
В Крыму не так много клиентов, но очень здорово, когда кто-то заказывает в Севастополе или в Луганске, сбрасывает фотографию в футболке с комментарием «Слава Украине!» Заказ из Луганска был где-то месяц назад, когда события там еще не накалились. Самый крутой был заказ от одной женщины из Москвы.
У нас много заказов из Израиля, Америки, Германии. Израиль в процентном соотношении дает 10% от международных продаж. Пересылаем товары «Укрпочтой». Наш продукт не настолько дорогой, чтобы сильно тратиться на доставку.
Самый интересный кейс – продажа сотни футболок в Америку для украинской диаспоры из фонда «Разом». Мы уменьшили цену до себестоимости, а они продали их на аукционе.
Бизнес
Мы делаем продукт, который нам самим нравится. Для нас это не столько бизнес, сколько социальная ответственность.
Мы достаточно много платим художникам. Но не выкупаем принты, а платим роялти 10-15%. Выкупать было бы выгоднее.
Мы вообще ничего не понимаем в одежде. Хоть футболки – не высокая мода, тем не менее, они должны быть эстетичны. Раньше мы считали себя неразборчивыми людьми, теперь понимаем, что это не так. Мы любим качественную, простую одежду, но в то же время нам сложно найти такую, которую захочется носить.
Планы
Когда ситуация в Украине стабилизируется, мы сможем заниматься тем, чем изначально хотели. Сейчас просто не то время. Если даже мы с серфинга и сразу пошли на Майдан.
Идея была в том, чтобы передать угар как стиль жизни. Когда ты страдаешь, но в итоге получаешь кайф. Если провести параллели с серфингом – тебя бьет волна, ты падаешь, но все равно как-то за нее выходишь. Ты постоянно борешься, постоянно получаешь водой по лицу, захлебываешься и, пока учишься, всего-то 1% времени стоишь на доске и едешь.
То же самое происходит в горах. Все случается. Ты можешь устать, партнер может подвести. Это не прогулка по лесу. Но когда доходишь до вершины, это не похоже ни на что. Это даже не счастье, когда ты сначала страдаешь, а потом получаешь кайф.
Мы бы хотели уйти не в патриотичную нишу, а в нишу товаров для людей, которые идут до конца за идею, в которую верят. Если мы заставим хотя бы одного человека подняться на гору, то будем счастливы.